Разделы

Бизнес Интернет Веб-сервисы

12 мая в рамках Междисциплинарного международного симпозиума Pro&Contra в Пресс-центре Дома Правительства состоялся Круглый стол "Государство. Информация. Интернет"

12 мая в Доме Правительства РФ прошло заседание Круглого стола на тему "Государство. Информация. Интернет" Это заседание стало важной частью проходящего в Москве Международного симпозиума "Pro & contra", посвященного проблемам развития современных медиа-технологий. Симпозиум проводился под эгидой Министерства культуры РФ и Департамента правительственной информации Аппарата Правительства РФ.

В заседании "круглого стола" приняли участие представители ряда федеральных министерств и ведомств России, видные ученые-правоведы, социологи, политологи, специалисты по информатике, а также известные российские и зарубежные деятели Интернет-сообщества. В центре состоявшейся дискуссии были проблемы влияния новейших информационных технологий на развитие общества и государства, взаимоотношений разработчиков и пользователей Интернета с федеральными органами власти, с государственными структурами, вопросы обеспечения свободы информации и правового регулирования деятельности организаторов информационных интернет-процессов.

Андрей Коротков, начальник Департамента правительственной информации (ДПИ) в своем выступлении отметил, что Департамент правительственной информации понимает огромную важность Интернета как средства коммуникаций между людьми и одного из факторов глобализации общего процесса, который так или иначе затронул большинство стран мира. ДПИ в декабре прошлого года открыло информационный сайт правительства, главное предназначение которого - сделать всю информацию, которой располагают государственные органы власти, которая не попадает под гриф "секретно", максимально доступной.

Выступление Юрия Юдинцева, замминистра науки и технологий большей частью было посвящено проекту телекоммуникационной среды для науки, образования и культуры в РФ. Речь шла о создании национальной телекоммуникационной системы для науки и высшей школы. Эта национальная сеть сегодня объединяет 2200 хостов и каждая информационная и телекоммуникационная подсистема из 2200 не просто работает в Интернет, она открыта в Интернет, каждый хост имеет свой сервер, свой адрес, куда можно обратиться. В сеть подключены ведущие университеты РФ, крупнейшие научные центры Академии наук и академий, имеющие государственный статус. Сеть имеет внешние линки около 20 мегабит, это прямые каналы на Вашингтон, на Хельсинки, на Европу, на Бонн, на Берлин. Каждый из 2200 хостов свободен в выходе на международные и другие линки.

Г-н Юдинцев отметил, что 12 мая состоялась очередная коллегия Министерства науки и технологии, на которой была рассмотрена структура, содержание и перспективы развития программы "Электронная библиотека России". Это программа, которая не будет замыкаться только на ту сферу, которую покрывает национальная сеть, т.е. науку, образование, культуру. Реализация этой программы будет осуществляться в рамках международных стандартов представления электронной информации, протоколов обмена и телекоммуникационных технологий. Напомним, что целью данной программы станет обеспечение широкого доступа потребителей к электронным информационным ресурсам и расширение возможностей информационного обслуживания науки, культуры и образования в России. Согласно данной программе, электронные библиотеки должны быть организованы как информационные системы, позволяющие накапливать, сохранять и эффективно использовать разнообразные коллекции электронных документов, доступные в удобном для пользователей виде через глобальные сети передачи данных.

Александр Поляков, начальник отдела информатизации и инноваций Министерства образования, в своем выступлении отметил, что если говорить об Интернете как о массовом явлении с точки зрения СМИ и доступа к информации, то говоря об образовательной среде, Министерство сделало ряд шагов и имеет в целом по системе образования появление фрагментов корпоративной образовательной сети. В настоящий момент в рамках федеральной программы образования на 2000 год подготовлен проект, в старом варианте он назывался "Компьютеризация сельских школ", основная целевая функция его - обеспечить доступ к сельским школам. Следующий момент - организация центров коллективного доступа к имеющимся ресурсам. Функционируют 33 центра, которые были созданы в рамках соглашения "Черномырдин-Гор", последний введен в конце прошлого года. Помимо этого свыше 321 Интернет-узлов в сфере высшего образования имеют статус узлов связи. Некоторые университеты, имеющие узлы, взяли на себя в регионах функции развития инфраструктуры информационного обеспечения в сфере науки, образования и культуры. Таким образом, на сегодня сложилась инфраструктура из 100 центров новых информационных технологий, 36 из них - региональные центры, и около 12 - областные центры, которые отвечают за эту инфраструктуру. 16 центров информационной безопасности. В центрах новых информационных технологий работают 3,5 тыс. штатных сотрудников.

Михаил Сеславинский, первый зам. министра по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций, заметил, что на сегодняшний день существует тенденция, заключающаяся в том, что СМИ, которые пытаются оказывать сколь-либо влиятельную роль на формирование информационного пространства через российский сегмент Интернета, как правило, регистрируются в Минпечати как СМИ. При этом они получают ряд экономических льгот как средства массовой информации.

Достаточно активно начинает развиваться процесс, связанный с соблюдением авторских прав и интеллектуальной собственности, все больше организаций и физических лиц, которые пытаются активно закупать права на распространение на своих сайтах тех или иных материалов. В заключении г-н Сеславинский отметил, что невозможно за короткий промежуток времени одним или двумя документами принципиально изменить ситуацию, выпуская заведомо нереализуемые документы. И те процессы, которые существуют сейчас в разных сферах, в законодательных органах власти, в министерствах, в частных инициативах, должны быть максимально обобщены и осознаны, в том числе, самим Интернет-сообществом.

Представитель Министерства связи и информатизации Иван Курносов в выступлении заявил, что сегодня заметна тенденция превращения Сети в нормальный субъект хозяйственной деятельности, а развитие электронной коммерции поставило новые задачи и обострило старые проблемы. Отмечено также было, что роль государства в развитии процесса состоит не только в поддержке и стимулировании, но и в принуждении выполнять принятые законодательные нормы. Министерство работает над рядом законопроектов, которые будут развивать эту сферу деятельности. В частности законопроект об электронно-цифровой подписи призван создать среду доверия в Интернете, которая будет способствовать развитию электронной торговли, электронным сделкам.

Относительно системы СОРМ и процедуре доступа к информации, которую получает СОРМ, г-н Курносов ответил, что "речь идет об ответственности в этой сфере силовых органов, потому что вопрос борьбы с преступностью, к которой относится вопрос СОРМ, находится в ведении соответствующих силовых структур. Они диктуют правила, по которым осуществляется опертивно-розыскная деятельность. Что касается взаимодействия, здесь операторы электросвязи участвуют, это мировая практика. В этой части и появляется Минсвязи. ... Вопрос борьбы с преступностью требует оперативно-розыскных мероприятий. С другой стороны, бремя ответственности распределяется. Здесь существует проблема, которая подтверждается мировым сообществом."

Разъясняя проблему СОРМа Анатолий Левенчук, координатор Либертариума, заявил, что "она проста - какое-то из силовых ведомств или все силовые ведомства имеют возможность проводить мероприятия, не оставляющие следов, чуть ли не по закону. Возникает ситуация, когда гражданин появляется и должен быть отслежен, а силовая структура появляется и не может быть отслежена никем. ... Вся техническая инфраструктура СОРМ позволяет делать что-то в Интернет, что потом не может быть никем проверено, даже выборочно. И все, что мы требуем, чтобы технически нельзя было проводить розыскных мероприятий через Интернет, чтобы потом не оставалось следов... По вопросу регулирования Интернет в Госдуме существует несколько комитетов и непонятно, с кем в правительстве вести разговор на эту тему. Необходима инфраструктура грамотного обсуждения вопроса."

Александр Бабкин, Газпромбанк: Сейчас иностранные ИБ-решения в Газпромбанке замещены на 65%
безопасность

По вопросу международной практики таких систем, как СОРМ Фолькер Грассмук (Volker Grassmuck), Институт Гумбольдта, Германия, отметил, что если говорить о проблеме регулирования Интернет, то здесь существует несколько областей: частная, коммерческая, государственная. Каждая имеет свою собственную ценность. Необходимость прозрачности действия правительства не раз отмечалась другими докладчиками. Что касается коммерческой области - нужно заключать договоры, которые определяют механизм идентификации программ, основанных на криптографических системах. Немецкое правительство занимает твердую позицию в вопросах применения идентификационных программ. Известно, что некоторые программы, такие как econom, использовались в целях промышленного шпионажа. В интересах немецкого правительства - защищать немецких промышленников от подобного шпионажа. Частная область также имеет свою ценность. Действия правительства в вопросе обеспечения права частных пользователей также имеет свою программу. В 1993 г. Конституционный суд Германии ввел понятие права на информационное самоопределение. Каждое движение в сети - частное или коммерческое - оставляет свой след, который может быть определен. Граждане часто боялись участвовать в каких-то политических обсуждениях в мировой Сети, это может быть использовано как обвинение против них. Например, при приеме на работу. Но демократическая политика основана на активном участии всех граждан. Таким образом, защита тайны связи - это право каждого гражданина, и оно должно защищаться с помощью специальных криптографических систем.

Эксперт Совета Европы Елена Вартанова в своем докладе отметила, что доступ в Интернет сегодня для многих стран является одной из ключевых проблем в сфере свободы слова, свободы обмена мнениями, коммуникаций. Анализируя ситуацию, Совет Европы принял год назад резолюцию о развитии мест общественного доступа, открытых широкой публике, к Интернету, считая, что Интернет сегодня является важным показателем современного развития. Как эти места будут развиваться, как они будут финансироваться, Совет Европы оставляет на рассмотрение конкретных правительств, конкретных стран. Но для России сегодня вопрос доступа к Интернету, в условиях разрушающегося общенационального информационного пространства, в условиях повышенного интереса молодых людей к компьютерным технологиям, должен стать общегосударственной задачей.

Представитель Министерства по налогам и сборам (МНС) Александр Иконников в своем выступлении отметил, что для МНС Интернет-технологии представляют интерес в двух аспектах. Во-первых, использование Интернета для нужд министерства, а, во-вторых, как сфера деятельности экономики, которая должна подлежать налогообложению. Что касается последнего случая, то подлежат налогообложению только вспомогательные сферы, которые обеспечивают деятельность Интернета. Ни один потребитель, который работает с Интернетом, не платит налогов за свою деятельность в Интернете. За другую деятельность он обязан платить. Достаточно плодотворно министерство использует Интернет в качестве инструмента пропаганды инструктивных материалов, которые МНС готовит и распространяет в СМИ.

Учитывая тематику Круглого стола и предстоящие в ближайшее время парламентские слушания по закону регулирования использования Интернет в РФ, интересны были разъяснения Михаила Якушева, автора последнего законопроекта. В своем выступлении он отметил, что нужно нормальное законодательство в целом, которое могло бы быть применено и к регулированию Интернет в целом. Специфического закона по Интернет нет ни в одной стране мира, и ни в одной стране он и не разрабатывается. Преждевременно говорить о разработке какого-то глобального законодательного акта, который бы относился к Интернету. Необходимо закрепить те принципы государственной политики, которые тем самым раскрывают пользователям Интернета, что можно ждать от нашего государства.

Как с помощью ad-hoc инструмента снизить расходы на внедрение аналитики
Импортонезависимость

Интернет - это огромный океан информационных ресурсов, которые нужно, безусловно, ставить на службу нашей стране, на службу воспитанию подрастающего поколения. И первым приоритетом российского Интернет должно стать его использование в интересах науки, культуры и образования. Второй приоритет - это использование Интернет как исключительно удобного средства обмена информацией. Третий приоритет - это интегрирование Интернет во взаимоотношения между обществом и государством. С помощью Интернет легко сделать прозрачной деятельность тех, кого мы избираем, на кого мы как налогоплательщики тратим свои деньги. И, в-четвертых, требуется законодательно закрепить реализацию права человека на право доступа в Интернет.

 

На сайте РБК также расположены:

вопросы:

Как Вы считаете, может ли доступ к Интернету рассматриваться как право человека?

Должно ли государство регулировать информационное наполнение сети Интернет?

Необходимо ли специальное законодательство для Интернета или законодательство в целом должно учитывать специфику Интернета?

Считаете ли Вы, что СОРМ представляет собой опасность разглашения тайны частной переписки?

Считаете ли Вы, что государство должно использовать новые возможности Интернет, чтобы стать прозрачным для граждан?