Разделы

Интеграция Бизнес-приложения Внедрения

Итоги трех лет информатизации медицины в России: дискуссия

Основные проблемы развития ИТ в здравоохранении заключаются в недостатке нормативной базы, влиянии географического и человеческого факторов, необходимости интеграции разрозненных данных и систем, а также поддержки мобильных устройств и облачного доступ к сервисам. К такому выводу пришли представители органов власти, руководители медучреждений и специалисты ИТ-компаний на конференции CNews Analytics и CNews Conferences «ИТ в здравоохранении: работа продолжается», которая прошла 23 апреля 2014 г. Впрочем, несмотря на заявленные сложности, было замечено, что i30 млрд, вложенные в информатизацию отрасли за последние три года, потрачены не напрасно: сегодня практически все регионы располагают достаточно развитой инфраструктурой, которая упрощает оказание медицинских услуг и повышает их качество.

Немало проблем сегодня сопряжено с реализуемым переходом от бумажной медицинской карты к электронной (ЭМК). Казалось бы, введение ЭМК – очевидный шаг навстречу пациенту. Увы, зачастую происходит следующее: не имея навыков работы с компьютером, доктора вносят сведения медленно и большую часть времени приема смотрят в монитор, вместо того чтобы взаимодействовать с пациентом. Кроме того, выбор вариантов ответов «по умолчанию» снижает достоверность информации в карте, ограничивая врача. Возможный выход из этой ситуации предложил Дамир Енгалычев, директор по работе с ключевыми заказчиками департамента по работе со здравоохранением IBS. Компания разработала систему распознавания речи, благодаря которой медики могут уделить больше внимания пациентам.

Едва ли не идеальный пример «гуманного» сервиса продемонстрировал Борис Зингерман, заведующий отделом ИТ Гематологического научного центра МЗ РФ. Данное учреждение разработало облачную систему «Мед@рхив», включающую три основных компонента: персональная электронная медицинская карта (ПЭМК), средства электронного взаимодействия с врачами и личный медицинский календарь. Они помогают людям самостоятельно заботиться о своем здоровье: хранить результаты анализов и заключения врачей, получать удаленные консультации и вовремя выполнять необходимые действия – принимать лекарства, измерять давление и т.д. Роман Сафронов отметил, что аналогичный сервис – «Личный кабинет пациента» – в конце апреля 2014 г. будет доступен на портале госуслуг.

Успешный опыт регионов

Хотя регионам не хватает специалистов или бюджетных средств, они делают все возможное, чтобы модернизация здравоохранения приносила заметные плоды. Практика показывает, что можно добиться успеха, сосредоточившись на решении наиболее актуальных вопросов.

В их числе – доступность медицинских услуг и равномерная загруженность врачей. Для выполнения этих задач в контакт-центре Иркутской области «виртуальные операторы» в режиме 24х7 принимают более 300 звонков в день и ведут запись к 2 тыс. специалистов 50 ЛПУ в 7 городах. Это результат внедрения голосовой системы MedVox, представленной генеральным директором S2S Next Александром Клячиным. Благодаря сложному лингвистическому движку решение выстраивает диалог с пациентом, чтобы записать его на прием к врачу, напомнить о посещении поликлиники или перенести визит на более удобное время. Также данную систему использует Центр акушерства, гинекологии и перинатологии им. академика В.И. Кулакова в Москве.

Еще одна важная задача – создать единое информационное пространство для медицинских учреждений и лабораторных комплексов. С ней успешно справились специалисты МИАЦ Самарской области, развернув облачную региональную автоматизированную лабораторную информационную систему (РАЛИС). По словам Сергея Васильева, руководителя управления ИТ министерства здравоохранения Самарской области, система связывает ИС медицинские учреждения (заказчиков) и лаборатории (исполнителей), предоставляя им необходимые веб-сервисы. РАЛИС обрабатывает заявки на проведение исследований и вносит результаты в ЭМК, а также располагает инструментами мониторинга и отчетности. В настоящее время к системе подключено четыре местные медицинские организации.

Это далеко не единственный пример активной деятельности региона. Станислав Казарин, заместитель председателя Правительства Самарской области – руководитель департамента информационных технологий и связи Самарской области, рассказал о проектах Самарского государственного медицинского университета, который в 2013 г. стал одним из победителей всероссийского конкурса на создание центров прорывных исследований. Совместно с технопарком «Жигулевская долина» университет ведет НИОКР в рамках федеральных целевых программ. Инновационные разработки, такие как «3D-атлас нормальной и патологической анатомии», известны далеко за пределами страны – их с огромным интересом встречают участники международных конференций и выставок. У центра есть шансы занять достойное место на мировом рынке ИТ-медицины.

Интересен практический опыт масштабных учреждений с распределенной географической структурой. Михаил Бессольцев, начальник отдела АСУ ИКТ ФГБУЗ «Южный окружной медицинский центр ФМБА» Ростова-на-Дону, поделился итогами проектной деятельности почти двух десятилетий. Организация занимается информатизацией с 1992 г., поэтому результаты, полученные в 2013 г., весьма показательны: более 90% врачей имеют автоматизированные рабочие места (АРМ), а всего в центре функционирует более тысячи АРМ.

Российский конструктор криптовалют DecimalChain теперь совместим с Еthereum и Binance Smart Chain
Бизнес

Учреждение использует три СХД и более 30 серверов, оснащенных автономным питанием; при этом благодаря дублированию, кластеризации и использования RAID-массивов коэффициент отказоустойчивости оборудования составляет 0,999. Для снижения расходов и повышения эффективности управления ФГБУЗ активно использует электронный документооборот и ВКС. Специалисты центра постоянно работает над сопровождением и обновлением ИТ-инфраструктуры. В последнее время особое внимание уделяется внедрению специализированных ИС, интегрированных с ЕГИСЗ, а также развитию передвижных мобильных комплексов.

Какой подход выбрать?

Наконец, на конференции встретились и принципиально разные взгляды на информатизацию: от общих проблем к частным и наоборот. Александр Панарин, руководитель направления по работе с организациями здравоохранения Microsoft Россия, сделал акцент на комплексном подходе. Участвуя в большинстве проектов модернизации в РФ, компания Microsoft выявила проблемы и сложности, общие для информатизации во всех отраслях. Поэтому корпорация предлагает адаптировать к нуждам здравоохранения свои флагманские продукты: Lync – в качестве универсального средства связи, Excel – для анализа данных в реальном времени, Windows Server – для поддержания непрерывного функционирования ИС, System Center – для планирования и контроля всех процессов, связанных с администрированием ИТ-инфраструктуры.

Подход «от проблемы к решению» аудитории представила Анна Зеленовская, директор ОГБУЗ «МИАЦ Иркутской области» (МИАЦИО). В рамках формирования регионального сегмента ЕГИСЗ проводилась и комплексная автоматизация АХД медицинских организаций. Ввиду ограниченного бюджета проекта (i8 млн на 118 ЛПУ) за основу будущей ИС выбрали типовое решение «1С:Медицина». В течение 2013 г. специалисты МИАЦИО произвели его доработку, в том числе создали новые формы отчетности, обеспечив автоматизацию всех необходимых процессов: бухгалтерского и бюджетного учета, учета начисления заработной платы, кадрового учета, учета питания. В 2014 г. систему ожидает ряд новых преобразований: добавление новых методик расчета, переход на новые версии ПО, интеграция с РМИС и федеральными сервисами.

Вячеслав Цыганков

Презентация Цимоха Александр, старший консультант, EMC Information Intelligence Group
Построение архивов медиаинформации в здравоохранении
Презентация Панарин Александр, руководитель направления по работе с организациями здравоохранения, Microsoft Россия
Эффективная стратегия развития ИТ для здравоохранения в России. Видение корпорации Microsoft как мирового лидера в области информационных технологий
Презентация Островский Владимир, руководитель проектов по МИС, корпорация InterSystems
Подходы к реализации региональных проектов в России
Презентация Захаров Павел, руководитель направления ИT для здравоохранения, АГФА
Унификация процессов получения, консолидации, клинической визуализации всех видов медицинских изображений. От PACS к ICIS - Imaging Clinical Information System
Презентация Енгалычев Дамир, директор по работе с ключевыми заказчика, департамент по работе со здравоохранением, IBS
Внесение данных в ЭМК, параметризация против нарратива
Презентация Клячин Александр, генеральный директор, S2S Next
Автоматизация телефонной записи на прием к врачу в региональных ЦТО. Опыт Иркутской области
Презентация Аведьян Артем, руководитель департамента ИТ решений для здравоохранения, GE Healthcare
Инновационные ИТ решения GE Healthcare для централизованного управления данными пациента в радиологии и неонатологии
Презентация Казарин Станислав, заместитель председателя Правительства Самарской области – руководитель департамента информационных технологий и связи Самарской области
Реализация проектов IT-медицины в Самарской области в свете создания в регионе центра прорывных исследований
Презентация Васильев Сергей, руководитель управления информационных технологий министерства здравоохранения Самарской области
Создание в Самарской области региональной автоматизированной лабораторной информационной системы
Презентация Зеленовская Анна, директор ОГБУЗ «МИАЦ Иркутской области»
Опыт Иркутской области в автоматизации административно-хозяйственной деятельности медицинских организаций
Презентация Бессольцев Михаил, начальник отдела автоматизированных систем управления, информационных и компьютерных технологий, ФГБУЗ «Южный окружной медицинский центр ФМБА», г. Ростов-на-Дону
Опыт внедрения и перспективные направления развития информационных технологий в федеральном медицинском учреждении с филиальной структурой
Презентация Зингерман Борис, заведующий отделом ИТ, Гематологический научный центр МЗ РФ
Электронное взаимодействие с пациентом - важнейший тренд модернизации здравоохранения
Презентация Кидалов Фёдор, директор службы информационных технологий клиники Медицина
Примеры интеграции различных ИС в ЛПУ на примере ОАО «Медицина»
Презентации Скачать архив целиком

Подписаться на новости Короткая ссылка