ИТ в финансовом секторе: к чему привела "перезагрузка"
В кризисный период перед многими компаниями финансового сектора остро встал вопрос выживания. Многие организации сократили бюджеты на развитие некоторых подразделений. Коснулось это и ИТ. О стратегиях восстановления и развития ИТ-инфраструктуры шла речь в рамках круглого стола, организованного CNews Analytics и CNews Conferences, "ИКТ в финансовом секторе: пути оптимизации инфраструктур"."В нашем понимании поступательное движение заканчивается, - сказал Сергей Меднов. - И с большой вероятностью мы наблюдаем, что банковский сектор, который был одним из наказуемых с точки зрения кризиса, восстанавливается медленно. Основу банковской деятельности составляют кредитные продукты, сейчас собственно кредитование и количество хороших заемщиков очень резко сократилось. Аукционы выдачи денег Минфина и ЦБ РФ, сделанные в 2009 году, сейчас кардинального влияния на оздоровление банковского сектора не оказывают. Деньги дорогие, у массы банков есть ликвидность. Отсюда краткосрочное падение ставок на рынке, сокращение доходов. Как следствие, грядущее давление на ИТ и ИТ-бюджеты. Рынок подрос после падения не сильно. Сейчас такое время, когда бизнес выпускает новые продукты с трудом, а в ситуации с сохранением персонала и ожиданием роста инвестиций надо вкладываться в свою инфраструктуру сейчас". "Альфа-банк" в условиях кризиса занял промежуточную позицию, не сокращая сильно расходы и запустив проекты внутреннего порядка, к примеру, апгрейд основной банковской системы.
Новые игроки и проекты
После приобретения Software AG компании IDS Scheer на мировом рынке появился новый игрок инфраструктурного программного обеспечения и средств информатизации бизнеса на всех уровнях. На круглом столе компанию представил директор департамента инфраструктурных и BPM-решений Software AG & IDS Scheer Олег Бейлезон. По его словам, оптимизация заключается не только в том, чтобы срезать расходы, но и в том, чтобы поддерживать бизнес-инициативы, тратя при этом с точки зрения ИТ меньше. "Какие требования предъявляются к ИТ? В первую очередь, это автоматизация бизнес-процессов, - считает Олег Бейлезон. - Все чаще появляются требования по автоматизации деятельности в виде описания бизнес-процессов, причем эти бизнес-процессы являются сквозными, проходят через несколько подразделений, задействуют функционал нескольких вертикальных систем. Они очень динамичны, зачастую к концу внедрения одной версии процесса, уже рождаются требования к его модификации, функциональности".
Ситуацию, когда ИТ-ландшафт банка достаточно "продвинут", имеется единая филиальная АБС, и ИТ-служба сосредоточена на поддержании работы, обрисовал исполнительный директор "АМТ-Банка" Игорь Коваль: "В течение двух лет мы занимались внедрением системы BPM webMethods. Текущие наши задачи в том, чтобы ориентировать ИТ на потребности клиента банка. Мы сосредоточены на внедрении инноваций, которые приносят снижение рисков, убирают лишние операции. Мы сосредотачиваем значительные ресурсы на улучшении качества обслуживания и повышения зрелости процессов". Особый интерес аудитории вызвал отказ "АМТ-Банка" от практики служебных записок. Инициатором этого был ИТ-отдел, который воплощает идеи бизнеса в жизнь. Отметим, что в этом году банк планирует финансировать целый ряд проектов. Среди них: развитие хранилища данных, внедрение новых бизнес-процессов и интеграции ПО, оценка и улучшение качества услуг и бизнес-процессов совместно с IDS Sсhееr. В рамках инфраструктурного аутсорсинга оборудование переносится во внешние ЦОДы.
Замораживать проекты или сокращать филиалы?
Заместитель департамента информационных технологий "Русь-Банка" Роман Агнцев, обрисовав положение ИТ-сектора в период кризиса, отметил, что до кризиса в России достаточно много средств вкладывалось в развитие инфраструктуры. В набор "джентльменских" проектов, которые должна была реализовать любая уважающая себя компания, входили хранилище данных, CRM, ERP и т.д. Были эксперименты по дистанционному управлению. Присутствовало избыточное финансирование, когда в ходе проекта бюджет мог меняться, были гибкие сроки проектов. Всегда имелась возможность прекратить внедрение, а потраченные средства организация могла списать на убытки. В результате кризиса уменьшились объемы, усилилась конкуренция, что стало еще более заметно в банковском секторе. Появилась кризисная модель взаимодействия подразделений, активнее стали проявляться внутренние связи между подразделениями банка. "Многое зависит от того, какую позицию занимает ИТ-служба внутри компании и насколько ее деятельность влияет на бизнес. ИТ может быть инструментом для достижения каких-либо конкурентных преимуществ, а может существовать в отрыве от бизнеса и решать непосредственно свои ИТ-задачи. В условиях кризиса роль ИТ существенно возрастает, так как ИТ становятся инструментом выживания и обеспечивают сохранение конкурентных преимуществ. Но это возможно только в случае, если есть четкое понимание — как обеспечивается связь ИТ-стратегии с общей стратегией компании по преодолению кризиса, - сказал Роман Агнцев. - В ИТ не на словах, а на деле происходит, наконец, поворот от логики затрат к логике инвестиций. Пока современные предприятия очень отличаются по степени готовности к такому повороту. Но другого пути нет!".
Директор департамента управления проектами банка "Траст" Олег Бакланов рассказал об опыте реорганизации сети банка с 60 до 10 филиалов, при сохранении числа офисов. В связи с этим был отмечен переход ИТ-экспертизы в регионы. "Ростки новой системы прорастали изначально в Москве. Компетенция изначально была в столице, а в Санкт-Петербурге расположено подразделение, которое занималось сопровождением всей филиальной сети. Потом экспертиза постепенно перетекает из Москвы в Петербург. Это позволяет петербургскому офису ощущать себя не пережитком, а частью будущей системы", - прокомментировал спикер.
Как выжить ИТ в страховании и ПФ
В страховой области, по словам директора департамента перспективных проектов и информационных технологий страховой компании "Югория" Евгения Шабанова, ИТ-структура стала развиваться позже, чем в банковском секторе: "Разница практически 10 лет. Автоматизация страхового сектора началась в 2003 году, когда появилось ОСАГО, когда надо было передавать информацию. Для себя мы искали поэтапный подход, позволяющий в обозримое время получать ощутимые результаты. В качестве решения была выбрана собственная разработка веб-приложения, минимально интегрированного с "1С". Надо сказать, что в этом плане кризис сыграл нам на руку, так как у филиалов и других подразделений просто не было денег".
Негосударственные пенсионные фонды регулируются государством еще сильнее, чем банки: они просто не имеют права зарабатывать. Руководитель департамента ИТ пенсионного фонда "Благосостояние" Борис Славин считает, что ИТ-директор в фонде должен стать общим технологом. Именно это обеспечивает ему некоторые преимущества, в том числе в условиях кризиса, когда финансовые организации, которые воспринимают информационные технологии как сервисы, в основном думают об их сокращении. "Когда мы стали обсуждать, как нам выживать в условиях кризиса, хотя кризис затронул нас не так как банки, мы заняли позицию, которая нам показалась правильной. Мы поняли, что с точки зрения привлечения клиентов в кризисные годы работы будет меньше. И было два варианта: либо мы сократим людей и уменьшим задачи, либо будем решать те задачи, которые можем решать, с учетом того, что меньше проблем с клиентами. Мы решили, что нужно улучшить свои технологии. Особый упор был сделан на оптимизацию бизнес-процессов. Мы начали делать это на стандарте ISO 9001, который мы использовали с точки зрения философии постоянного непрерывного совершенствования, а также управления рисками, причем не только инвестиционными, но и операционными".
Презентации участников круглого стола