Разделы

Цифровизация Инфраструктура Внедрения

ИТ в финансовом секторе: к чему привела "перезагрузка"

В кризисный период перед многими компаниями финансового сектора остро встал вопрос выживания. Многие организации сократили бюджеты на развитие некоторых подразделений. Коснулось это и ИТ. О стратегиях восстановления и развития ИТ-инфраструктуры шла речь в рамках круглого стола, организованного CNews Analytics и CNews Conferences, "ИКТ в финансовом секторе: пути оптимизации инфраструктур". К примеру, в "Росгострахе" сокращения коснулись в основном бэк-офиса, а процесс оптимизации ИТ был оставлен на усмотрение руководства подразделения. В результате штат был практически сохранен. "Служба ИТ в "Росгострахе" меньше 300 человек на 20 тыс. штатных сотрудников и 45 тыс. агентов. Если бы мы не приняли хотя бы немного жестких решений, то это выглядело бы плохо на общем фоне, - прокомментировала вице-президент по ИТ и операциям "Росгостраха" Мария Вожегова. - С людьми старались расставаться хорошо. Вплоть до того, что кадровая служба рассылала уведомления по агентствам".

В посткризисный период усилия "Росгостраха" направлены на управление розничной сетью. Поскольку основное требование к страховщику со стороны регуляторов – соблюдение закона о персональных данных, то компания прошла ряд проверок регулирующих органов в нескольких регионах. "Растет требовательность клиентов, - отметила Мария Вожегова. – Мы стараемся четко сегрегировать продукты, которые направлены на разные клиентские группы. Несмотря на то, что "Росгострах" - компания старая, мы не можем игнорировать так называемое новое поколение Y с его требованиями, более гибким мышлением, которое легко меняет свои приоритеты с точки зрения страхования".

Виртуализация снижает расходы

Тема оптимизации была продолжена заместителем директора департамента системной интеграции BCC Борисом Королевым, рассказавшим о решениях виртуализации на базе продуктов Citrix.

Виртуализация – ключевой тренд 2009 и, несомненно, 2010 года. Упрощение ИТ-инфраструктуры позволяет снижать сумму прямых и косвенных затрат (ТСО, Total Cost of Ownership) до 40%. При этом достигается оптимизация и адаптация ИТ-структуры к тем условиям, которые есть на рынке. По данным Gartner, компании планируют использовать более 30% своего ИТ-бюджета на инфраструктуру рабочих станций. Продвигаемое BCC решение - динамический центр доставки Citrix виртуальной рабочей среды - позволяет предоставлять пользователю его рабочее место как некий сервис, когда имеется одна копия приложения ОС и один набор данных для всех пользователей.

"Жизненный цикл каждого рабочего места проходит этапы, - считает Борис Королев. - На каждом этапе компания делает некие затраты на рабочее место пользователя, соответственно, тратит как финансовые, так и человеческие ресурсы. Необходимо минимизировать эти затраты. Поэтому пользователь получает рабочий стол с определенным набором услуг, который нужен в данной ситуации".

Централизация как выход

Вопросы, связанные с необходимостью централизации ИТ-инфраструктур в финансовом секторе, затрагивались спикерами неоднократно, однако наиболее подробно об этом рассказал заместитель председателя правления группы компаний ЦФТ Андрей Фомичев. Так, по его словам, централизация информационных технологий должна осуществляться на программном уровне. После этого банк получает возможность централизовать бизнес-технологии, затем происходит сокращение персонала в точках продаж, сокращаются работники бэк-офиса и специалисты информационных технологий. Вместо поддержки автоматизированной банковской системы в филиалах остаются ИТ-специалисты, которым достаточно обслуживать рабочие места пользователей и принтеры. Даже если численного сокращения не происходит, изменяется структура заработных плат, потому что специалисты, которые поддерживают АБС, как минимум на 30% дороже тех, кто занимается рабочими местами пользователей.

"Идет консолидация банков, сокращается маржа, и важно повышать эффективность, чтобы иметь возможность конкурировать с крупнейшими структурами, - подчеркнул Андрей Фомичев. - Возможность зарабатывать легкие деньги в настоящий момент практически исчезла. По опыту наших клиентов централизация информационных технологий в банковском и финансовом секторе дает возможность сократить издержки примерно на 30-50%. Чем больше банк и его структура, тем большую выгоду дает централизация. В пересчете на доллары, если филиал работает в децентрализованном режиме, то вы тратите дополнительно на 30 тыс. долларов в месяц. При структуре в несколько десятков филиалов, упущенная выгода составляет ежемесячно до полутора миллионов долларов".

Оптимизируем затраты и перестраховываемся

Еще одним важным аспектом была названа оптимизация затрат на ИТ-персонал в финансовой организации.

"Производительность труда программиста является основой для любой финансовой структуры, - считает директор по развитию бизнеса EPAM Systems Артак Оганесян. – В Москве агрессивная среда, много возможностей для бизнеса. В регионах, в странах СНГ жизнь достаточно спокойная, и люди ищут стабильности в тех организациях, где они работают". По оценкам EPAM Systems, от 50 до 120 долл. в час, включая прямые и косвенные затраты, обходится сотрудник в Москве. Если привлекать аутсорсеров и поставщиков услуг в Москве, то в зависимости от тендера стоимость будет 40-80 долл. в час. Ставки в региональном центре от 30-60 долл.".

Размещение банковских данных в зарубежных ЦОДах жестко регулируется требованиями федерального закона №152 в части о трансграничной передаче банковских данных. Поэтому западные операторы ЦОДов, работающие с российскими финансовыми организациями предлагают свои услуги для создания резервных ЦОДов. Руководитель департамента маркетинга и развития DEAC Олег Наскидаев полагает, что актуальность резервных ЦОДов для финансового сектора связана с возможностью утери важной информации из-за недооценки рисков. В целом, за последние 8 лет свыше полумиллиарда записей, содержащих личную информацию, было украдено, утеряно или передано не в те руки.

И не только на персонал

Региональный директор Linxtelecom Юрий Прохоров рассказал об аутсорсинге услуг ЦОД как инструменте обеспечения непрерывности и восстановления деятельности (ОНиВД). "Рынок услуг такого рода должен расти, - отметил Юрий Прохоров. - Мотивом для образования таких продуктов является то обстоятельство, что надежность работы систем потребителя подвержена многим рискам и может нарушаться ввиду разного рода перебоев, в том числе в электроснабжении, отказах аппаратного обеспечения. Обслуживание в профессиональных ЦОДах, которые организованы по высшему классу надежности, решает данный вопрос рисков".

"Регуляторные требования для банков еще достаточно мягкие. Основное, на что смотрят аудиторы – BCP планы (планы по обеспечению непрерывности бизнеса), - продолжил тему старший менеджер KPMG Николай Легкодимов. - Редко, но мы смотрим на стандарты банка по информационной безопасности: наличие резервного "сайта", вынесены ли мощности во внешний ЦОД, какие сертификации или аттестации есть у ЦОДа".

На круглом столе от представительства компании Oracle в СНГ выступил директор департамента по работе с финансовым сектором Константин Харин. Он рассказал об инновационных подходах к оптимизации ИТ-инфраструктуры на базе продуктов Oracle и поделился цифрами и фактами. Например, технология Advanced Compression позволяет в среднем 2-4 раза сократить объем дисковых массивов для хранения данных СУБД. В целом, решения Oracle позволяют снижать затраты на сервера, СХД, повышать производительность СУБД, вести электронное хранение документов и т.п.

Что год десятый нам готовит

Член правления, руководитель блока информационных технологий "Альфа-банка" Сергей Меднов отметил, что восстановление экономики идет медленно, и спрогнозировал, что 2010 год станет годом сильного давления на ИТ-директоров, в связи с чем к сокращению и оптимизации готовиться надо уже сейчас. Также в связи с нулевым ростом стоит ожидать усиления контроля со стороны регуляторов и государства.

37-я международная выставка информационных и коммуникационных технологий Связь-2025 37-я международная выставка информационных и коммуникационных технологий Связь-2025

erid: 2W5zFHRYEHv

Рекламодатель: АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО «ЭКСПОЦЕНТР»

ИНН/ОГРН: 7718033809/1027700167153