Разделы

Телеком Проводная связь

IP-коммуникации: настало время делать бизнес

В центре внимания на очередной конференции по IP-телефонии и IP-коммуникациям были вопросы оптимального перехода от традиционных систем с коммутацией каналов к системам с пакетной коммутацией. При этом больший интерес участников вызывали доклады, в которых обсуждались новые модели организации бизнеса, а чисто технологические тенденции отошли на второй план.

"Существуют целые ниши неудовлетворенного спроса в фиксированной связи, заполнять которые системами TDM бесперспективно. Это открывает широкие возможности перед поставщиками современных решений, в том числе и перед российскими производителями", - заявил президент "МФИ Софт" Александр Иванов.


Игорь Масленников: Самый важный вопрос – как TDM’у перейти в IP неразрушающим образом?

"Очевидно, что необходима новая бизнес-модель поставки и эксплуатации NGN-решений, открывающая возможности неограниченного масштабирования любого сегмента и свободу выбора любых схем взаимодействия и точек формирования сервисов. Именно этот принцип лежит в основе "настоящих" IP-технологий и используется в нашем решении РТУ", - подчеркнул Илья Устинов.

Корпоративный драйвер

По мнению генерального директора Avaya в России и странах СНГ Дмитрия Кондратьева, быстрорастущий рынок корпоративных IP-коммуникаций является одним из основных двигателей российской телекоммуникационной отрасли.


Александр Иванов: заполнять ниши неудовлетворенного спроса в фиксированной связи системами TDM бесперспективно

"В корпоративных проектах обосновать переход на IP сегодня довольно просто: появляющиеся после такого перехода дополнительные сервисы позволяют сразу повысить продуктивность работы сотрудников, а значит, и эффективность бизнеса", - считает Андрей Бряндинский, генеральный директор компании CompTek.

Самые важные тенденции в этом сегменте, по мнению Дмитрия Кондратьева – это становление протокола SIP в качестве основного стандарта мультимедиа-коммуникаций в современных IP-сетях, а сервис-ориентированной архитектуры (SOA) – как основы интеграции коммуникаций с бизнес-процессами предприятий с целью повышения эффективности последних.

"SIP станет общим знаменателем для корпоративных коммуникаций", - соглашается Александр Середа, представляющий Alcatel-Lucent. Он также отметил, что проникновение этого протокола в глобальном масштабе составляет на данный момент менее 1%, а для принятия SIP рынку потребуется примерно от двух до пяти лет.

По наблюдениям г-на Кондратьева, интересы корпоративных заказчиков в последнее время серьезно изменились. В частности, акценты сместились от технологических вопросов построения телекоммуникационной инфраструктуры к вопросам внедрения решений для оптимизации бизнес-процессов.


Георгий Санадзе: Требуйте SIP-телефоны!

При этом сами производители телекоммуникационного оборудования производят все меньше аппаратных средств и все больше разрабатывают программное обеспечение. Так, по утверждению директора группы предпродажной подготовки Avaya Георгия Санадзе, если в 2005 г. в портфеле фирмы софт составлял 28% от общего объема продуктов, то в 2007-м его доля выросла до 70%.

Другая значимая тенденция – унификация аппаратных платформ. Если вчера вендоры предлагали уникальные аппаратные платформы, то сегодня продукты различных производителей практически идентичны.

Кроме того, как считает Георгий Санадзе, "шлюзовая идеология" постепенно уходит в прошлое. Он не исключает, что в недалеком будущем из оборудования останется один мост, окруженный телефонами, а одноранговые сети, возможно, станут основной архитектурой голосовой системы. Отсутствие центрального управляющего модуля сделает такие сети практически неуязвимыми.

В направлении унифицированных коммуникаций (UC) движутся практически все вендоры, среди которых, по данным Canalys, лидируют Microsoft, Cisco, Avaya и Nortel.

Мировой рынок унифицированных коммуникаций: позиции вендоров

4 уровня управления: как происходит цифровая трансформация в экосистемной компании
Цифровизация

Источник: Canalys, 2007

Директор по развитию бизнеса Cisco Systems Михаил Кристев привел пример одного из возможных сценариев бизнес-взаимодействия в рамках идеологии UC:

Заказчик звонит своему выделенному менеджеру с вопросом о цене. Менеджер видит статус присутствия продуктового специалиста, щелкает мышкой на его имени для звонка. Корпоративная телефония автоматически переадресует звонок на мобильный телефон, и они обсуждают детали и цену. После этого разговора он видит, что финансовый контролер доступен на мобильном телефоне. И, так как он занят, он отправляет ему текстовое сообщение с просьбой провести дистанционную конференцию через час для утверждения предложения для заказчика. Через час ценовое предложение готово и утверждено всеми заинтересованными сторонами. Менеджер заказчика звонит своему клиенту с информацией о цене и размещает новый заказ.

По мнению Михаила Кристева, унификация происходит не только на уровне устройств, но и приложений, операционных систем и сетей.

Как автоматизировать управление рисками ИБ в банке
ИТ в банках

Многие выступавшие отмечали, что переход к IP должен затрагивать не только оборудование и программное обеспечение, но и бизнес-процессы операторов. В этой связи им очень важно наладить взаимодействие с другими участниками рынка: сервис-провайдерами, поставщиками и правообладателями контента, медийными компаниями.

Российский ENUM

На конференцию были вынесены два проекта общественно-государственного объединения АДЭ, имеющие непосредственное отношение к IP-трансформации. Первый проект, руководителем которого является генеральный директор компании BSB Владимир Беленкович, – это разработка концепции защищенной сервисной инфраструктуры общего пользования. В процессе выполнения проекта должна быть описана суть происходящей в отрасли IP-трансформации, а также предложена бизнес-модель функционирования оператора связи в качестве предприятия по производству новых сервисов. В АДЭ рассчитывают, что формирование такой инфраструктуры может стать платформой для решения многих важных и нетривиальных народно-хозяйственных задач. Это, в частности, развитие информационного общества и создание электронного правительства, создание и распределение мобилизационных ресурсов в условиях чрезвычайных ситуаций и чрезвычайного положения.

Второй проект (руководитель – директор по развитию компании "МФИ Софт" Игорь Масленников) – создание в России по поручению Мининформсвязи РФ опытной зоны системы ENUM с целью отработки модели ее функционирования.

ENUM (tElephone NUmber Mapping) - сетевой протокол, определяющий выбор маршрутов и преференций для связи с различными устройствами, принадлежащими одному абоненту (пользователю телефонного номера в международном формате E.164, определенном Рекомендацией международного союза электросвязи). Номеру в формате Е.164 может быть однозначно поставлено в соответствие комплексное доменное имя в специализированном домене сети интернет.

"Международный опыт показывает, что внедрение ENUM позволяет расширить возможности совместного использования телефонных номеров и адресов сети интернет. Мы рассматриваем данный проект как важный практический шаг в переходе от TDM к IP. Наряду с разработкой технических и организационных предложений по реализации модели ENUM в России, в рамках проекта будут также подготовлены предложения по корректировке нормативной правовой базы и по заключению соответствующих международных соглашений", - отметил в своем докладе Аркадий Кремер.


Аркадий Кремер: Сегодня как никогда важен диалог между бизнесом и органами государственной власти

Рассуждая о перспективах развития телекоммуникационного рынка, он также отметил, что следует ожидать усиления конкурентной борьбы за пользователей инфокоммуникационных услуг, как в офисах, так и в квартирах. По его мнению, основными конкурентами традиционных операторов связи в офисах в настоящее время являются системные интеграторы - поставщики ИТ-услуг. Однако по прогнозу недавнего отчёта Infonetics перспективы в этом сегменте складываются в пользу операторов связи, поскольку коммутируемые офисные телефонные станции перестанут пользоваться спросом на рынке уже в 2010 году. В то же время борьба за домашних пользователей будет нарастать, убежден Аркадий Кремер.

При этом операторы пытаются "привязывать" абонентов к себе, но, как считает директор по развитию бизнеса SIPNET Сергей Кравцов, эта тактика не имеет перспектив. Много ли было заработано на продаже сотовых аппаратов GSM, "залоченных" на того или иного оператора? – спрашивает он. Сегодня существуют тысячи приложений типа Skype, Google Talk, Windows Live или SIPNET, и абоненты мигрируют из одной коммуникационной среды в другую. Оператор, по мнению Сергея Кравцова, - это всего лишь логин и пароль.

В целом конференция в очередной раз показала, что, будучи магистральным направлением развития телекоммуникаций, IP-технологии не только формируют сети будущего, но и открывают новые возможности для бизнеса операторов и корпоративных пользователей. А для эффективного взаимодействия между всеми участниками рынка очень важен диалог между бизнесом и властью. И выступление заместителя министра, по крайней мере, вселяет надежду на то, что этот диалог будет конструктивным.

Виталий Солонин / CNews