Разделы

"Голден Телеком": что нам стоит Сеть построить?

Каждый инвестор российского Интернета рассчитывает, что когда-нибудь "терпенье и труд все перетрут" и гадкие утята Рунета превратятся в белых лебедей российских "Яху", "АОЛов" и "Амазонов". Но кто в гипотетическом светлом будущем российского Интернета будет "царем горы" - провайдеры, поисковые системы, Интернет -магазины? А может быть, тот, кто сумеет объединить все составляющие Сети "под одной крышей"? Именно за такой интеграцией будущее, считают многие западные аналитики. Американская компания "Голден Телеком" (Golden Telecom Inc.) хочет осуществить эту схему в России и стать крупным игроком во всех областях Рунета, начиная c провайдинга и заканчивая электронной коммерцией.

Холдинг "Голден Телеком" был основан в июне 1999 года американской телекоммуникационной компанией Global Telesystems для операций в СНГ. Компания Global Telesystems работает в России уже 11 лет, и до кризиса 1998 года от 80 до 85% ее доходов приносила деятельность в России и ее "ближнем зарубежье". После кризиса эта цифра уменьшилась до 25%. Подразделение по СНГ было выделено в отдельную компанию по требованию тех акционер Global Telesystems, которые считали инвестиционные риски в России слишком высокими.

Тем не менее, согласно финансовому отчету Global Telesystems за II квартал 1999 г, единственным стабильно прибыльным региональным предприятием как до августовского кризиса в России, так и после него является именно подразделение по СНГ (впрочем, другие подразделения пока не окупают вложений, так как те значительно больше). По данным финансового отчета "Голден Телекома" за 1999 год, консолидированная балансовая прибыль компании составила 97,9 млн. долл. (это на 14% больше, чем прибыль "предшественника" компании - подразделения Global Telesystems по СНГ). Маркетинговый бюджет на этот год составляет около 5 млн долларов. Число сотрудников превышает 1500 человек.

Возникнув меньше года назад, "Голден Телеком" уже успел прославиться на рынке серией громких покупок российских компаний-провайдеров. Такая "щедрость" неудивительна: "Голден Телеком" - первая за последние три года компания, работающая на росссийском рынке, которая разместила акции на американской бирже. В сентябре прошлого года "Голден Телеком" осуществил первичное размещение акций (IPO) на американской электронной бирже NASDAQ. Было продано 5,34 млн акций (34%) на сумму 64 млн долл. Материнская компания Global Telesystems перечислила на финансирование проектов в России 50 млн. долл., еще 30 млн. выделили стратегические инвесторы - ING Barings, ЕБРР, а также структуры, аффилированные с фондом Soros Fund Management. В общей сложности "Голден Телеком" привлек под инвестиции 144 млн. долл. В сентябре 1999 г. за акцию Golden Telecom давали 12 долл., а на конец марта цена составляла уже около 46 долл. Кризис на бирже NASDAQ, пошатнувший позиции высокотехнологичных компаний, понизил цену за акцию до уровня примерно 31 долл. (на 5 мая)., но такое падение вряд ли можно назвать драматичным.

Сейчас в состав холдинга входят компании "ТелеРосс" (образована из "ТелеРосса", "Совам-Телепорта", "Телефонной Связи Москвы"; в новый "ТелеРосс" интегрированы "Гласнет" и "Невалинк"), "Совам-Телепорт Киев", "Голден-Телеком Украина", "Примтелефон" (Владивосток), "Востокмобайл" (в нее входят 11 компаний -сотовых операторов), а также 50% акций компании "Совинтела". Самым свежим приобретением "Голден Телекома" стала покупка 19 апреля контрольного пакета акций нижегородского провайдера - компании "Коммерческая Информационная Служба", которой принадлежит до 30% местного рынка.

Отношение к инвестиционной политике "Голден Телекома" можно назвать несколько настороженным как в России, так и на Западе. Часть участников и аналитиков фондового рынка скептически относятся к вложениям компании и считают ее "игроком-оптимистом", а ее вложения - рисковыми. Много шума в феврале этого года вызвала аренда "Голден Телекомом" на 15 лет у финской компании Sonera канала связи Москва-Стокгольм с пропускнойспособностью 2,4 Гбит/с, что превышает объем всего зарубежного траффика России (и это при том, что другие каналы выхода зарубеж заполнены не более, чем наполовину). Стоимость аренды оценивается экспертами в 5-10 млн. долларов. При сохранении нынешних темпов роста Рунета канал вряд ли окупится в ближайшем будущем, если только "Голден Телеком" не начнет в скором времени предоставлять услугу широкополосного доступа в Интернет.

Однако в "Голден Телеком" свои вложения оценивают по-другому. "Если говорить об инвестициях в сектор предоставления услуг корпоративным пользователям, в том числе и об аренде кабеля у "Сонеры", то окупаемость составит 12-18 месяцев, не больше" - утверждает коммерческий директор компании Кен Гриффин (Ken Griffin).

Рассуждения скептиков о том, что России, дескать, никогда не догнать Запад и говорить здесь о серьезном Интернет-бизнесе не стоит, не находят сочувствия в "Голден Телекоме". "Рынок не рождается сам собой, его формируют участники, а это мы и другие компании, вкладывающие в российский Интернет и развивающие его инфраструктуру. От активности участников рынка во многом зависит, вырастет ли реклама в Рунете, разовьются ли платежные системы" - говорит г-н Гриффин. В компании, может быть, действительно излишне оптимистично подходят к положению дел в Рунете, полагая, что с коммерческой точки зрения он отстает от западного Интернета не более чем на 4-6 месяцев, а с технической и дизайнерской "идет в ногу с ним и порой даже забегает вперед".

Компания развивает сразу три телекоммуникационных направления: телефонию, высокоскоростную передачу данных и интернет-провайдинг, включая коммутируемый доступ под маркой "Россия-Он-Лайн" и доступ по выделенным линиям. "В принципе, разделение это условно, - говорит г-н Гриффин, - логика развития телекоммуникаций подсказывает, что все информационные услуги со временем будут оказываться на интернет-платформе".

Как совместить плюсы «облака» и своей инфраструктуры
Инфраструктура

Наиболее стратегически важные инвестиции, считают в "Голден Телекоме", -это развитие инфраструктуры. Прежде всего, компания собирается расширять модемные пулы, модернизировать оборудование, покупать региональных провайдеров или создавать новые ISP в регионах. Не исключена и покупка крупных российских провайдеров. "Доисторические" местные телефонные сети могут свести на нет для клиентов коммутируемого доступа все технологические преимущества провайдера. Это отлично понимают в "Голден Телекоме" и поэтому планируют вложения в так называемую "последнюю милю" - местные телекоммуникационные компании. Помимо традиционных способов доступа, "Голден Телеком" начинает "присматриваться" и к альтернативным, полагая, что будущее мирового Интернета - за "смешанным" провайдингом.

Весной "Голден Телеком" начал расширять услуги для корпоративных пользователей. В апреле компания приобрела студию веб-дизайна "Финтек". Услуги "Финтека" (разработка корпоративных сайтов и баз данных, консультации по вопросам e-commerce) станут частью пакета Интернет-решений, предлагаемого корпоративным клиентам.

Для вложений в корпоративный и потребительский сектор у компании существуют разные планы окупаемости. "При всем оптимизме мы не рассчитываем, что вложения в сектор "бизнес-потребитель" окупятся раньше, чем через три года. Вообще, прогнозировать успешность того или иного "потребительского" проекта довольно проблематично, - бывает, что огромные деньги вкладываются в идеи или схемы, не имеющие экономического обоснования, и не все из них приносят отдачу " - говорит г-н Гриффин.

Тем не менее в компании верят в успех своего "потребительского" проекта "Россия-Он-Лайн" (бывшая торговая марка компании "Совам телепорт"), который должен стать "брендовой" надстройкой сетевой империи "Голден Телекома". Проект развивается по двум направлениям: предоставление коммутируемого доступа в Интернет и создание базы для электронной коммерции. Сейчас услугами "России-Он-Лайн" пользуется около 33 000 человек. "Основной рост количества абонентов сейчас наблюдается в Москве, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде и Красноярске, в меньшей степени в Санкт-Петербурге, ввиду сложной экономической ситуации в этом городе, - говорит Клифф Гонтлетт (Cliff Gauntlett), директор департамента Интернет-услуг Golden Telecom - В ближайший год мы прогнозируем бурный рост подключений в российских регионах. Уже сейчас "Россия-Он-Лайн" осуществляет сервис в 43 городах России".

Что такое геокластер и чем он может быть полезен владельцам бизнеса
Бизнес

В апреле "Голден Телеком" начал экспансию на рынок контент-провайдинга и приобрел два популярных в среде "сетевой" молодежи сайта - "учебный" Referat.ru и "игровой" Absolute Games. Специализированные вертикальные порталы нужны "Голден Телекому" для того, чтобы создать базе сайта www.online.ru горизонтальный портал. "Мы собираемся стать серьезным игроком на рынке контента, и для этого сфокусируемся на тех ресурсах, которые интересны нашей целевой аудитории - людям от 16 до 40 лет" - говорит г-н Гонтлетт.

"Обеспечение инфраструктуры и провайдинг - это только первая ступень строительства нашего бизнеса в России - говорит г-н Гриффин - далее мы будем подниматься по ступеням Интернет-"пирамиды". Мы ищем партнеров на будущее среди крупных контент-провайдеров и планируем успешно заниматься e-commerce".

По мнению западных экспертов, электронный бизнес успешно развивается при условии, что как минимум каждый десятый житель страны имеет доступ к Интернету. Чтобы добиться богатства и процветания, игрокам Рунета необходимо "приобщить" к Сети 14-15 миллионов россиян (сейчас таких 1,5-2 млн.). Когда это произойдет - через несколько лет, как считают в "Голден Телеком", или в "необозримом будущем", как полагают скептики, - покажет время.

Подписаться на новости Короткая ссылка