oбзор

Обзор: Рынок BI в России 2013

Мировой рынок BI: ясность отсутствует

Мировой рынок BI: ясность отсутствует

Глобальный сектор BI находится в стадии активного развития, темпы которого измеряются в двузначных цифрах. Однако негативные макроэкономические процессы могут замедлить стремительный рост. Мнения аналитиков на этот счет кардинально отличаются.

Несмотря на позитивные тенденции, спрос на BI удовлетворен не во всех областях. Среди них – управление персоналом, маркетинг и социальная сфера. Кроме того, компании малого и среднего бизнеса еще только присматриваются к системам бизнес-аналитики. Это значит, что рынку есть куда расти. Менеджеры охотно внедряют новые проекты и не жалеют средств на повышение качества управляемости бизнеса.



Интенсивное развитие


По данным Gartner, в 2012 г. главным трендом стали технологии Data Discovery и аналитическая архитектура. Также значительный рост отмечался в сегменте контента и предикативного анализа. Широчайшее распространение получили системы так называемой "описательной" аналитики в финансах и продажах. Эксперты Gartner полагают, что до 2016 г. рынок BI-систем и платформ останется одним из наиболее быстро растущих в разрезе мирового софтверного рынка. В 2013 г. его объемы достигнут $13,8 млрд (что на 7% больше, чем в 2012 г.), а к 2016 – $17,1 млрд. По прогнозам IDC, среднегодовой прирост в 2011–2016 гг. составит 9,8%, а объемы возрастут до $50,7 млрд.



Глобальный рынок развивается интенсивно, поскольку компании продолжают реализовывать проекты по внедрению систем бизнес-анализа данных и информационно-центрические проекты, а также инвестируют в автоматизацию принятия решений. В то же время BI-направление остается недостаточно востребованным со стороны заказчиков. При том что каждая компания могла бы использовать его инструменты в управлении кадрами, в маркетинге, в разрешении разнообразных социальных вопросов. Что касается средних предприятий, то многие из них вообще не приступили к серьезной работе с бизнес-аналитикой.



Основными драйверами этого роста станут большие данные (Big Data). "На мировом рынке бизнес-приложений сложилась довольно интересная ситуация: какой бы сегмент мы ни рассматривали, будь то ERP или HRM-системы, BI и CRM-системы, на всех них тотальное влияние оказывают одни и те же факторы: это бурное развитие мобильных технологий и социальных сетей, "облачные" системы (cloud computing) и "большие данные", – говорит Анастасия Симакина, аналитик центра TAdviser.



Аналитики IDC описывают это явление как "третья платформа". В том смысле, что первыми двумя были мейнфреймы и персональные компьютеры. "Парадигма информационного мира стремительно меняется: сама информация оказывается, с одной стороны, рассредоточена между миллионами микродевайсов, связанных интернет-сетями, с другой стороны, если аккумулируется в неких хранилищах, то в гигантских объемах. Вся эта система вместе и представляет собой эту платформу", – отмечает Анастасия Симакина. С этим вынуждены считаться и вендоры, и интеграторы, и бизнес. "Если вчера учетными системами на планшетах пользовались гики, то завтра отсутствие решения для iPad у какого-нибудь серьезного разработчика BI-систем будет восприниматься как дурной тон", – считает Владислав Миронов, ИТ-специалист компании "Энерджи Логистика".



В числе других глобальных трендов эксперты IDC выделяют рост числа сделок в области SaaS и аутсорсинга BI-приложений. По данным ежегодного исследования приоритетов ИТ-директоров, которое проводит Gartner, BI и аналитика вновь будут одной из главных областей внимания для этих специалистов. Среднегодовой темп роста (CAGR) этого рынка вплоть до 2015 г. составит 8,1%.



Ключевой сегмент


Большую часть выручки на мировом рынке приносят банковский сектор и ритейл, считает Андрей Байбутов, консультант BI, аналитик отдела бизнес-анализа и функционального проектирования компании "Инфосистемы Джет". Огромное количество банков ставит перед собой цели по анализу кредитных портфелей, по повышению качества планирования и обслуживания клиентов. Ритейловый сектор ставит перед собой еще и задачи, связанные с категорийным менеджментом, с анализом топ-товаров, клиентов или продавцов, с получением конкурентного преимущества в ценовой политике и многие другие задачи.



Вместе с тем, стоит отметить широкое применение BI инструментов и на производстве, в страховании, нефтяной промышленности и других сферах бизнеса. "Крупнейшим региональным рынком BI по-прежнему остается США. В первую очередь, это связано с размером экономики", – говорит Константин Киселев, начальник отдела систем бизнес-аналитики компании "АНТ-Информ". Несмотря на активное участие в развитии продуктов и интерес европейских компаний, большая часть и крупных вендоров и аналитиков сосредоточена именно в этой стране.



Многочисленное лидерство


В начале 2013 г. в магическом квадранте произошли существенные изменения. Ряд вендоров настолько укрепили свои рыночные позиции, что перешли из отряда челленджеров в квадрант лидеров. Владимир Коровкин, руководитель департамента бизнес-систем компании "Астерос Консалтинг", считает, что на BI-арене, в отличие от EPR-сегмента, где большую часть рынка делят между собой 2–3 компании, 75% рынка занимают 10 игроков. Если в предыдущем году среди них были Information Builders, Oracle, MicroStrategy, Microsoft, IBM, QlikTech, SAP и SAS, то в 2013 г. к ним добавились Tableau Software и Tibco Software.



Доли вендоров на мировом рынке BI


Источник: Gartner, 2012


Попасть на передовые позиции магического квадранта Gartner сложно. Системы оцениваются по ряду факторов. Например, по полноте функционала последнего стабильного релиза, качеству поддержки, числу внедрений. Стоит отметить, что Tableau и Tibco за 2011–2012 гг. пришлось немало поработать, чтобы получить возможность конкурировать с предложениями мега-вендоров. В квадрат челленджеров попали LogiXML и Birst. К этому сегменту приближается и наш отечественный "Прогноз". К нишевым добавился лишь Bitam.



Магический квадрант Gartner


Источник: Gartner, 2013


Количество лидеров на мировой арене BI-систем и аналитических платформ фактически удвоилось за последние 3 года. При этом продолжают появляться и новые. В 2013 г. конкуренция еще больше "накалит" ситуацию.

Спокойные прогнозы


По мнению Gartner, рынок бизнес-аналитики останется одним из наиболее быстро растущих в мире, несмотря на замедление темпов экономического роста в ряде регионов. Организации продолжат адаптацию BI-систем как жизненно необходимых для ведения "умного" бизнеса. В краткосрочной перспективе рынок может оказаться под незначительным негативным влиянием макроэкономических процессов, а также замедлением циклов продаж в рамках многомиллионных контрактов. Так что, по сравнению с ростом рынка на 16% в 2011 г., темпы в последующие годы будет более скромным и, скорее всего, будут выражаться однозначным показателем.



Мнения экспертов на этот счет расходятся. Например, Илья Тарасевич, ИТ-директор компании "Аквилон", считает, что неоднозначная экономическая ситуация напрямую скажется на темпах развития рынка BI и приведет к замедлению. А вот Анастасия Симакина полагает, что мировые изменения практически не скажутся на интенсивности развития рынка в 2013 г. По отчетам Gartner, в 2008 г. рост рынка составил 21,87% , в 2009 г. – 4,2%, в 2010 г. – 13,4%, в 2011 г. – 16,4%. Даже в самый "тяжелый" 2009 г., когда большинство сегментов мирового рынка ИТ оказались "в минусе", рынок бизнес-аналитики не только устоял, но и вырос. "Темп в 2013 г. снизится в среднем на 7%. Возможно, такая тенденция сохранится и в будущем. Но это связано не с мировой экономикой, а с постепенным насыщением рынка", – говорит Владислав Миронов.



На рынке реализовано множество базовых аналитических проектов, причем внедрял их в основном крупный бизнес. Например, набор инструментов отчетности, поставляемый с SAP NetWeaver Business Intelligence. Базовым инструментом выступает Business Explorer (BEx). Он дает пользователям возможность разрабатывать, создавать, анализировать и распространять данные для совершенствования возможностей принятия решений.



Пришло время для внедрения предикативного анализа и прочих более "продвинутых" BI-возможностей. Кроме того, средний бизнес и компании на некоторых вертикальных рынках только начинают рассматривать возможность использования систем бизнес-анализа данных и BI-инструментов, так что рынок будет развиваться, невзирая на возможное снижение темпов.




Амина Атавова

Вернуться на главную страницу обзора