Спецпроекты

На страницу обзора
Цель цифровизации – возможность быть конкурентоспособными в глобальной гонке
Автоматизация или цифровизация? Чем сейчас занимаются предприятия, и почему им придется идти на изменения? В чем они заключаются и на какие технологии нужно обращать внимание? Об этом CNews говорил с Константином Болтрукевичем, директором департамента по работе с промышленными предприятиями компании «Техносерв».

Константин Болтрукевич

CNews: Мы много говорим про актуальные тренды ИКТ – какие из них сейчас активно влияют на промышленный сектор экономики?

Константин Болтрукевич: На промышленность влияют те же самые технологические тренды, которые актуальны для ИКТ в целом. В первую очередь, это промышленный интернет вещей, позволяющий подключить и объединить все устройства для обеспечения их взаимодействия между собой и с информационными системами. Второй тренд – это управление большими данными и машинное обучение, нацеленные на извлечение пользы для бизнеса из накопленной исторической информации, которая продолжает обновляться и расти в ежедневном режиме. В этой сфере мы видим значительный интерес со стороны наших клиентов.

Также промышленность интересуется технологиями дополненной и виртуальной реальности. Более широкое распространение эти решения получили в сфере развлечений, но в последнее время появляются практические внедрения этих технологий в индустрии. В частности, «Техносерв» уже реализовал проекты по созданию «комнат виртуальной реальности» для нескольких конструкторских бюро. Они позволяют упростить процесс проектирования, снизить количество ошибок, характерных для двумерного проектирования, и ускорить приемку проекта заказчиком. Теперь вместо того, чтобы рассматривать тонны чертежей, например, корабля, можно вместе с заказчиком зайти в специальную комнату и «пройтись» по всем его отсекам.

boltrukevich600.jpg
Константин Болтрукевич: К сегодняшнему дню накоплена «критическая масса» автоматизированных систем, процессов, подготовлена необходимая инфраструктура. Все это превращает ИТ из обслуживающей структуры в драйвер развития основного бизнеса предприятия

Этот список можно продолжать: мобильные решения, гиперконвергентность, VDI… Все, о чем аналитики говорят как об определяющих технологических трендах, так или иначе начинает применяться и в промышленной сфере.

CNews: Есть ли уже реальные проекты на блокчейне?

Константин Болтрукевич: Пока нет, но и его время придет. Блокчейн актуален для процессов, в ходе которых нужно обмениваться информацией в недоверенной среде (среде с асимметрией информации). Если мы говорим об автоматизации одного предприятия или группы, то там есть доверенная среда – собственные информационные системы, хранилища с проверенными данными. Но, если речь заходит об цифровизации отношений с контрагентами или финансовыми институтами и тем более об автоматизации целых производственных коопераций, то как раз там и возникнет вопрос, как обеспечить доверенную передачу информации между всеми участниками. Думаю, что не в ближайшие год-два, но довольно скоро мы увидим практические решения в этой области.

CNews: В чем, по вашему мнению, заключаются цели и задачи перехода к цифровому производству?

Константин Болтрукевич: Для ответа на этот вопрос нужно обратиться к целям бизнеса. Он ведет борьбу за клиента со своими конкурентами, старается снижать себестоимость продукции и увеличивать собственную прибыль. Поэтому он должен быстрее разрабатывать и выводить на рынок новые продукты, делать их более качественными и оказывать лучший сервис. Если игнорировать требования современного этапа развития экономики, предусматривающего цифровизацию, то предприятие будет проигрывать в конкурентной борьбе.

CNews: В чем отличие цифровой трансформации от автоматизации промышленности? Есть мнения, что «цифровизацией мы занимаемся уже десятки лет, и сейчас ничего нового не происходит».

Константин Болтрукевич: Я бы не хотел искать точные границы между ними, потому что это по большому счету казуистика. Важно другое: именно благодаря тому, что мы давно занимаемся автоматизацией, к сегодняшнему дню накоплена «критическая масса» автоматизированных систем, процессов, подготовлена необходимая инфраструктура. Все это превращает ИТ из обслуживающей структуры в драйвер развития основного бизнеса предприятия. Именно этот «диалектический скачок», на мой взгляд, и является сутью цифровой трансформации.

CNews: Как вы оцениваете уровень зрелости заказчиков в промышленной сфере для перехода к цифровой трансформации?

Константин Болтрукевич: В целом здесь нет однородной картины. Зрелость часто зависит от отрасли. Например, предприятия металлургии давно уже не нуждаются в том, чтобы мы им рассказывали о преимуществах новых технологий. Они прекрасно знают, как можно, например, повысить качество готовой продукции, используя машинное обучение, и сами ставят конкретные задачи перед интеграторами.

С другой стороны, есть предприятия, на которых нет такого внимания к ИТ. У них может быть ИТ-инфраструктура со всеми необходимыми системами, но они не готовы к ее развитию, потому что руководство не придает этому значения. А без этого никакого движения не будет, даже если инфраструктура готова к переходу «количества» автоматизации в новое цифровое качество.

CNews: Какие решения сегодня наиболее актуальны для промышленности? Чем они отличаются от других отраслей?

Константин Болтрукевич: Например, сегодня предприятиям очень интересны решения для дистанционного мониторинга станочного парка. Наиболее важными с точки зрения заказчиков являются вопросы оптимальной загрузки станков, проведение ремонта не по графику, а по реальному состоянию оборудования, без утомительного регламентного снятия информации с каждого станка. У «Техносерва» есть такое решение, и мы видим, как его возможностями интересуются наши заказчики. Если речь идет о конструкторских бюро, то им требуются решения по автоматизации жизненного цикла изделий, уже упомянутые виртуальные комнаты. Металлургическим компаниям нужны решения для построения математических моделей, оптимизации процессов с целью сокращения производственных издержек.

Единого рецепта, с которым можно прийти к каждому, нет. Есть и отраслевая специфика, и уникальный исторический «багаж», с которым предприятия подошли к современному этапу. Но в то же время есть и общие тенденции. Так, в связи с политикой импортозамещения везде резко увеличилась потребность в консультантах «», и сейчас их услуги оцениваются уже почти на уровне консультантов SAP.

Очень высок интерес в промышленности к решениям в области информационной безопасности – особенно он возрос после выхода новых законов в этой сфере, особенно 187-ФЗ «О безопасности критической инфраструктуры», и ряда всем известных кибератак, от которых пострадали и некоторые производственные предприятия. Этот тренд игнорировать никак нельзя. «Техносерв» имеет одну из лучших практик на рынке в ИБ, у нас большая база методологических наработок и подходов по выстраиванию единой функции ИБ применительно именно к промышленным предприятиям, включая как корпоративный, так и технологический сегменты. Учитывая опыт выстраиванию процессов SOC, мы получаем на выходе новую прозрачную для бизнеса модель, превращающую ИБ в полноценную бизнес-функцию, не препятствующую, а поддерживающую его развитие.

CNews: Этот интерес как-то проявляется на практике?

Константин Болтрукевич: Да, у «Техносерва» есть такие примеры. В частности, с одним из крупнейших металлургических комбинатов – к сожалению, из-за NDA я не могу назвать заказчика – мы заключили контракт на проектирование всей системы ИБ, включая вычислительную технику, сети передачи данных и сегмент АСУ ТП на всех площадках комбината. Другой пример – создание удостоверяющего центра для всей Объединенной судостроительной корпорации.

Мы видим большое внимание к промышленному интернету вещей. Пока нельзя сказать, что он стал повседневностью, но дело уже доходит до практических внедрений. Это важно, потому что сама концепция давно всем понятна, но как ее воплотить в конкретных проектах – это знание доступно не всем.

Один из вариантов его применения – мониторинг станочного парка. Здесь мы сразу находим общий язык с главными инженерами, для которых оптимизация ТОиР оборудования – давняя головная боль. Им нужно, чтобы в любой момент было известно состояние сотен станков – какие простаивают, что сломалось, и где принятые от датчиков параметры указывают на необходимость замены деталей. Например, для крупной металлодобывающей компании мы начали консалтинговый проект в рамках программы управления надежностью. Там мы паспортизуем имеющееся производственное оборудование, чтобы собрать статистику его работы и на следующем этапе уже построить предиктивные модели, которые позволят компании определять, когда тот или иной станок будет нуждаться в ремонте.

CNews: В стране недавно была принята государственная программа «Цифровая экономика России» – как вы оцениваете ее потенциальное влияние на рынок?

Константин Болтрукевич: Поскольку программа принята недавно, было бы слишком оптимистично ожидать результаты уже в этом году. На днях глава Минцифраза Константин Носков сообщил о планируемой радикальной переработке программы и ее трансформации в приоритетную национальную программу для приведения в соответствии с майскими указами президента России Владимира Путина. Важно, что на самом высоком государственном уровне осознали важность и конкурентные преимущества цифровизации, начали готовить кадры под требования «цифровой экономики». Быть вне этого поля означает откатиться на периферию и в конечном итоге проиграть.

Самым сложным было «подтолкнуть» этот локомотив, чтобы он начал сам двигаться. И этот процесс уже действительно пошел.

CNews: Какие-то помехи на этом пути вы видите?

Константин Болтрукевич: Думаю, что некоторое время уйдет на работу по законодательному обеспечению цифровизации экономики. Но самый главный тормоз – это унаследованные предприятиями традиционные подходы: не все осознали, что нужно поднимать роль ИТ-директора до того уровня, на котором он сможет осуществлять реальные перемены. И для перемен также требуется полное вовлечение руководства, а это мы наблюдаем далеко не всегда. Это та накопленная инерция, которую надо преодолеть.

CNews: К каким последствиям приведет цифровизация промышленности в масштабах страны?

Константин Болтрукевич: Главное, чего мы ждем от цифровизации, – возможности быть конкурентоспособными в глобальной гонке. Такие отрасли, как металлургия, сейчас очень успешны на мировом рынке. А вот если мы не будем этим заниматься, тогда очень легко предсказать последствия, и они будут крайне негативными.

Единственный ответ, который мы можем дать на существующие вызовы эпохи – дальнейшая цифровизация индустрии. Это необходимое и достаточное условие.