Спецпроекты

На страницу обзора
Нужен ли российским банкам аутсорсинг АБС?
За прошедший год в России были реализованы первые проекты по комплексному аутсорсингу АБС. Интерес к этой модели проявили банки средней руки, в то время как тяжеловесы рынка настроены скептически. О плюсах этого подхода, предрассудках заказчиков и реальных проблемах, возникающих в процессе внедрений, СNews рассказали игроки рынка.

Как правило, финансовым организациям выгодно отдавать на аутсорсинг задачи, которые могут быть реализованы с максимальным использованием отраслевых стандартов. В спектр подобных задач могут попадать как инфраструктурные, так и прикладные задачи. «К первому типу относятся активности, связанные с «банальным» управлением ИТ-инфраструктурой, а ко второму типу – управление прикладными приложениями, в том числе и АБС банка», – объясняет Роман Стятюгин, директор по развитию бизнеса компании «Диасофт».

Аутсорсер, специализируясь на определенных направлениях, имеет возможность существенно увеличить производительность труда сотрудников – за счет более глубокой специализации, снижения издержек при переходе от одного вида деятельности к другому, максимального использования средств автоматизации. Все это, в конечном итоге, благотворно сказывается на стоимости владения тем или иным сервисом в целом. «Таким образом, банк получает возможность существенной экономии, снижает свои риски – как логистические, связанные с приобретением тех или иных лицензий, инфраструктурных компонентов, так и операционные, связанные с непрерывностью ведения бизнеса», – рассказывает Роман Стятюгин.

ИТ, как важная составная часть бизнеса, сегодня из категории «а давайте подумаем, как это могло бы быть» превращаются в совершенно другую историю: «если этого не будет завтра, то это уже не нужно вообще», уверен заместитель председателя правления ГК ЦФТ Андрей Фомичев. Скорость вывода нового финансового продукта становится абсолютно определяющим фактором успешного бизнеса. «Банкам уже не нужны такие ИТ, которые требуют много времени на реализацию. Без аутсорсинга, SaaS это реализовать очень сложно», – говорит он.

В США переход на модель развертывания АБС во внешнем ЦОДе носит массовый характер. По данным Aite Research, в 2013 г. 90% банков, внедряющих новую банковскую систему, воспользуются услугами аутсорсеров. Среди кредитных союзов (распространенная в США форма НКО, предоставляющая финансовые услуги своим членам) этот показатель составит 60%. По сообщениям вендоров, некоторые клиенты пока предпочитают пользоваться стандартными продуктами, но просят разработать для них «дорожную карту» для последующей миграции в облако. «Отношение к облачным решениям меняется даже среди финансовых институтов, которые удовлетворены существующими решениями и технологическими партнерами. Некоторые вендоры уже разработали программы миграции и ценовые предложения, позволяющие клиентам приступить к использованию лицензионной версии, а потом перейти к облачной модели», – говорится в комментариях к отчету.

Каким банкам нужен аутсорсинг АБС?

Отечественный рынок пока только примеривается к комплексному аутсорсингу АБС. В 2012–2013 гг. появились первые предложения вендоров, а количество реализованных проектов к моменту публикации материала составляло около десятка. Ключевой аудиторией для подобных услуг являются средние по размеру банки, у которых не хватает собственных средств для развития ИТ-инфраструктуры.

Факторами для перехода на аутсорсинг являются место банка в структуре бизнеса собственника и неопределенность в развитии финансовой организации. «Банку выгодно выносить на аутсорсинг АБС и другие бизнес-приложения в тех случаях, когда это решение принимается собственником, для которого банковский бизнес не является главным, системообразующим, или когда непонятны перспективы развития бизнеса и необходим переход от постоянных затрат к затратам, зависящим от объемов бизнеса. А это и есть модель аутсорсинга, когда оплата услуг внешней организации-аутсорсера зависит от объема собственного бизнеса», – рассказывает заместитель директора по развитию бизнеса ОТР Константин Маркелов.

Крупные кредитные организации готовы к использованию аутсорсинга при обслуживании и техподдержке, но категорически против вынесения ключевых систем за пределы банка. «Если рассматривать АБС именно как систему учета и отчетности, то модель представляется не очень перспективной, мало кто согласится передать столь важную коммерческую информацию за пределы защищенного периметра, – утверждает Мария Архипова, старший вице-президент по информационным технологиям и сопровождению банковских операций «Ренессанс Кредит». – Если говорить о процессинге и обработке продуктов, то модель вполне резонна, особенно для небольших банков, у которых удельная стоимость внедрения полноценного комплекса обслуживания продуктов может оказаться слишком высокой».

На взгляд Михаила Дробышевского, директора департамента банковского ПО RS-Bank, R-Style Softlab, перевод на аутсорсинг приносит наибольшую финансовую и технологическую выгоду банкам, занимающим промежуточную позицию между топ-50 и топ-300. «Не все кредитные учреждения обладают достаточными ресурсами для того, чтобы располагать необходимым количеством ЦОДов, ИТ-специалистов, поддерживать внутри себя систему ротации, проводить обучение сотрудников. При этом они обязаны предоставлять клиентам сервис в режиме 24x7, минимизировать операционные риски. Именно поэтому передача систем на аутсорсинг может стать для них оптимальным решением», – говорит он.

В начале пути

Первой из отечественных компаний к предоставлению услуг комплексного банковского аутсорсинга в 2012 г. приступила компания ЦФТ. По словам представителей компании, они долго изучали рынок и пришли к выводу, что банки созрели для использования такого рода услуг. Отчасти спрос на такие сервисы стимулировал и сам вендор с помощью маркетинговых средств. Сейчас ЦФТ оказывает услуги комплексного аутсорсинга менее чем десяти банкам, например «Экспобанку», «Старбанку», «Монолиту», «Ипотекбанку», БКФ, банку МФК, «Сиббизнесбанку».

Для ЦФТ аутсорсинг системы «ЦФТ-Банк» станет одним из ключевых направлений развития софтверного бизнеса на ближайшую перспективу, утверждает Андрей Фомичев: «За последний год внутри компании мы провели довольно серьезные структурные и организационные изменения. Так, например, служба сопровождения перестроена таким образом, что сто человек, занимавшиеся поддержкой банков первой и второй линии, превратилась в универсальную службу, которая занимается теперь в том числе и сопровождением аутсорсинговых банков. При этом чтобы решить задачу сопровождения банков в режиме 24х7, создана распределенная служба сопровождения с центрами в Хабаровске, Новосибирске, Москве. Многое пришлось поменять внутри компании с точки зрения сервиса, поскольку в договорах с банками прописываются жесткие SLA».

Похожие решения есть у конкурентов. Компания «Диасофт» предлагает комплексный аутсорсинг АБС на базе ЦОДа сторонней компании, но реализованных проектов в портфолио этого вендора пока не значится. Вопросы по реализованным и текущим проектам в этой области в компании не комментируют.

Поворот в сторону аутсорсинговой модели связан с несколькими факторами. «Во-первых, конкуренция среди банков растет, и это приводит к снижению процентной и комиссионной маржи. В этой ситуации именно технологии становятся драйвером роста для банков, – рассказывает директор по маркетингу и работе с клиентами «ПрограмБанка» Виталий Занин. – Во-вторых, бизнес-процессы и продукты банка усложняются. Все больше ноу-хау банка оформляется именно в ИТ-системе, а значит, банк работает на «нетиражных» версиях. В-третьих, усложняется и дорожает ИТ-инфраструктура банка, поэтому становится все более актуальной проблема интеграции и ее стоимости. В-четвертых, усложняется поддержка решений».

Конкуренты настроены скептически

В ЦФТ считают, что 2012–2013 гг. стали переломными в отношении к аутсорсингу АБС. Представители других вендоров скромнее в оценках, хотя признают, что недоверие к этой модели постепенно уходит. «Динамика на российском рынке есть, но о переломе говорить, на мой взгляд, рано, – полагает Михаил Дробышевский. – Одна из причин, по которой банки не всегда соглашаются на аутсорсинг, – неготовность открывать вендорам свою базу данных, опасаясь утечки коммерческой информации, передачи данных конкурентам». «Банки прекрасно понимают риски аутсорсинга – от утечки информации до излишней формализации поддержки, вроде: «в договоре этого нет, мы под это не подписывались, делать сейчас не будем» или «будем, но за очень отдельные деньги»», – добавляет Виталий Занин. По его словам, говорить про перелом в отношении к аутсорсингу АБС рано, хотя «все больше обозначается не только потребность, но и готовность банков этим заниматься».

По мнению Романа Стятюгина, прорыв в понимании выгоды банка от предоставления законченного бизнес-сервиса не произошел. Первая причина заключается в традиционном консерватизме банкиров. «Такой консерватизм, зачастую, поддерживает ИТ-служба банка, опасающаяся конкуренции со стороны аутсорсера», – комментирует эксперт. Во-вторых, причина в недостатке универсальных решений. «В силу ряда причин, на российском рынке слабо развита практика создания эталонной модели жизнедеятельности банка, а те преимущества, которые потенциальный пользователь мог бы извлечь из владения подобной моделью, мало освещены поставщиками. Часто все сводится к тому, что обе стороны, применительно к АБС, начинают говорить о некой уникальности ведения бизнеса каждым банком и соответствующей ему уникальной модели», – утверждает Роман Стятюгин.

Третий комплекс проблем связан с недостаточной информированностью заказчиков, которые находятся в заблуждении относительно безопасности облачных технологий. «Считается, что если АБС передается на аутсорсинг, то вероятность утечки конфиденциальной информации существенно повышается. Сторонники подобной версии часто забывают, что данные воруют люди вне зависимости от их места работы. Естественно, что любая компания, предоставляющая аутсорсинговые услуги, вынуждена принимать во внимание подобные риски и делать все для их полной минимизации», – рассуждает эксперт.

Павел Лебедев/СNews Analytics

Интервью обзора

Рейтинги

Расходы банков на ИКТ (по отчетности РСБУ)
Расходы на ИКТ, 2012 (млн руб.) Рост 2012/2011
1 17 055 83%
2 954 26%
3 878 25%
Подробнее

Рейтинги

Расходы банков на ИКТ (по отчетности РСБУ) - превьюшка
Расходы на ИКТ, 2012 (млн руб.) Рост 2012/2011
1 17 055 83%
2 954 26%
3 878 25%
Подробнее

Рейтинги

CNews Analytics: Крупнейшие поставщики ИТ для банков 2013
Выручка от проектов в финансовом секторе, 2012, тыс.руб. (с НДС) Рост 2012/2011, %
1 15 935 758 -12%
2 14 426 000 99%
3 9 672 000 35%
Подробнее

Рейтинги

Расходы банков на ИКТ (по отчетности эмитента)
Расходы на ИКТ, 2012 (млн руб.) CIO
1 66 800 Вадим Кулик
2 1 535 * н/д
3 865 н/д
Подробнее