Статья

Мобильный интернет: когда исчезнет WAP?

Интернет Интернет-доступ Веб-сервисы
мобильная версия

Стагнирующий рынок WAP-интернета в России, несмотря на сохранение определенных позиций, постепенно сменяется полноценным доступом в сеть с мобильного телефона с использованием 3G, EV-DO, WiMAX. В этом смысле сотовые операторы смогут увеличить выручку не на трафике, как было с WAP, а на дистрибуции "тяжелого" контента. Но пока под мобильным интернетом понимается аудитория WAP/PDA-сайтов, уровень проникновения которой составляет 30%.

На взгляд независимого аналитика Михаила Фадеева, это связано с тем, что в России до сих пор еще не развернуты повсеместно сети 3G, под которые и рассчитан официально продающийся iPhone 3G. Для сравнения – по данным Marshall Capital Partners, пользователей интернета с мобильного телефона через веб-браузер Opera mini (совместим с подавляющим числом современных аппаратов) в России уже 4 млн, а статистика WapStart показывает, что 30-40% мобильных пользователей выходят в интернет с устройств с разрешением экрана больше 176*208 пикселей (это преимущественно, современные смартфоны и коммуникаторы).

"Увеличение числа владельцев смартфонов, коммуникаторов и т.п., безусловно, влияет на рост проникновения мобильного bнтернета. iPhone как таковой сыграл в этом не очень значительную роль, зато его можно считать "виновником" того, что в сегменте такого рода устройств начали активно развиваться другие мобильные производители в целом, это также положительно влияет на развитие рынка". - уверена Анна Артамонова, вице-президент, директор по маркетингу и PR Mail.Ru.

Структура выручки мобильного интернета за 1 полугодие 2008

Источник: AC&M, 2008

Однако аналитики отмечают, что как бы ни был высок уровень технической грамотности пользователей, в интернет они все равно чаще всего выходят через точку доступа GPRS-WAP.

Способы доступа к порталам операторов

Источник: AC&M, 2008

Это связано с тем, что сотовые операторы по-прежнему будут извлекать прибыль за счет трафика, стоимость которого на WAP выше в 20-30 раз обычного GPRS/3G, поэтому некоторые их них (МТС, "Билайн") проводят политику ограничения доступа к контенту пользователей GPRS-Internet.

В качественном измерении российская аудитория мобильного интернета взрослеет. Владимир Бородин, вице-президент компании Playfon, замечает, что если раньше она, по большей части, формировалась за счет модной молодежи и студентов, то сегодня количество людей в возрасте от 30 до 50, пользующихся мобильным интернетом, вполне сопоставимо с категорией пользователей в возрасте от 18 до 24 лет. Кирилл Рожковский, руководитель компании WapStart, приводит цифры в 40% для аудитории от 18 до 24 лет и 26% для 25-35-летних пользователей, из которых три четверти – мужчины.

Популярные сайты/сервисы

В списке наиболее посещаемых ресурсов мобильного интернета в России значатся мобильные версии социальных сетей. В определенной степени это связано с тем, что они предоставляют все основные функции "большой" сети, позволяя при этом обходить запреты на посещение сети в рабочее время или при нахождении пользователя вне компьютера с постоянным доступом к интернету. В последнее время популяризации подобных сервисов способствует предустановка в ряд мобильных телефонов (SonyEricsson, Samsung) виджетов или закладок для быстрого доступа к социальным ресурсам.

Мобильные социальные сети как самодостаточные проекты, по мнению опрошенных экспертов, не имеют большого будущего, хотя их и можно назвать востребованными сервисами – пользователь социального проекта на "большом интернете" сначала там собирает друзей, а потом поддерживает связь с ними и используя мобильную версию. Но также существуют и полноценные мобильные соцсети. Крупнейшими комьюнити, разработанными специально для пользователей мобильных телефонов, являются сервисы контент-провайдеров i-Free (Jamango) и MobStudio (Галактика знакомств). На конец 2007 г. Jamango в РФ насчитывал более 5 млн зарегистрированных пользователей, из них 1,1 млн - активных. Из российских сотовых операторов первопроходцем по созданию собственной мобильной социальной сети стал МТС, запустив на wap-портале в ноябре 2007 г. услугу "МТС Сити".

Аналитик iKS-Consulting Юлия Федорова отмечает, что посещаемость мобильных версий широко известных в Рунете социальных сетей превышает аналогичный показатель мобильных социальных сообществ в разы, что объясняется гораздо более обширной аудиторией: "так, в июле 2008 г. число мобильных пользователей Мамбы в сутки составляло порядка 60 тыс. человек, что составляет 4% от общей ежедневной аудитории ресурса". Специфика такого трафика такова, что он является замкнутым внутри крупной социальной сети. Впрочем, контент-провайдеры заинтересованы в развитии социального мобильного веба: "Появление различных дополнительных сервисов, оплата за регистрацию на сайте через SMS-сервисы позволяют получать доход от деятельности ресурсов, что весьма важно в условиях снижения интереса к мобильному контенту в целом. Именно поэтому участники рынка мобильного контента, а так же владельцы ресурсов будут делать все возможное для того, чтобы мобильные социальные сети, продолжали развиваться, а предлагаемые мобильные сервисы только множились и совершенствовались", - уверена Наталья Соломатина, руководитель отдела партнерских продаж компании Zed Russia (более известный как контент-провайдер Infon).

Несмотря на появление некоторого числа интернет-магазинов в рувапе, рассчитанных на работу с мобильного телефона, эксперты скептически оценивают их перспективы, поскольку особого интереса у пользователей они не вызывают, поскольку сам рынок еще недостаточно зрелый для таких экспериментов. Доля поискового трафика также остается низкой, что связано с недостаточной востребованностью мобильных поисковиков: основные передвижения пользователей по мобильному пространству происходят с помощью каталога сайтов и рекламных ссылок, которые на этих сайтах размещаются.

Монетизация

Игроки рынка выделяют три самых распространенных сценария монетизации мобильного интернета: традиционные партнерские программы контент-провайдеров, реклама в мобильном интернете и микроплатежи (предоставление контента или сервиса за плату в виде premium-SMS или звонка на короткий номер (IVR-сервис)). Татьяна Менькова отмечает, что наиболее перспективными стратегиями являются реклама - контекстная и медийная на мобильных порталах. Кирилл Рожковский считает, что среди рекламодателей на данный момент значителен перевес в сторону контент-провайдеров и тех компаний, которые связаны с мобильной тематикой, однако постепенно появляются и рекламодатели из оффлайна, преимущественно крупные мировые бренды категории FMCG (товары массового спроса).

По данным iKS-Consulting доля доходов от мобильных интернет-услуг в России по-прежнему уступает аналогичному показателю в развитых странах, занимая лишь 3% в общей структуре выручки от услуг сотовой связи (в Южной Корее услуги по передаче данных составляют от 9% до 14% от выручки операторов мобильной связи, в США - от 9% до 19%).

Россия стоит на пороге глобального развития мобильного маркетинга – Наталья Соломатина оценивает его в пределах от 10 млн долл. до 15 млн долл., причем размер рынка мобильного маркетинга постоянно увеличивается, прежде всего, потому, что рекламодатели научились задействовать в своих рекламных кампаниях SMS и WAP-сервисы как инструменты коммуникации со своей аудиторией. "Сейчас в России в мобильном маркетинге наиболее востребовано BTL-продвижение, кроме того, набирают обороты WAP-реклама, размещение информации на "спящем экране" телефона, предоставление мобильных купонов, JAVA-приложения", - замечает она. Аналитики ожидают, что уже к 2012 году в России мобильный маркетинг превысит 150 млн долларов в денежном выражении, правда, мировой рынок при этом достигнет 20 млрд долларов.

Рынок мобильного контента в России, 2008

Источник: I-Free, 2008

Игроки рынка и аналитики позитивно смотрят на будущее рынка мобильного Интернета в России. На сегодняшний день в России 100 млн активных абонентов, а объемы выручки от услуг мобильной связи сохраняются на высоком уровне: доходы федеральной тройки в 2008 году выросли на 40%, на следующий год рост составит 30%. Рост в 2009 году будет обеспечен популяризацией мобильного доступа в Интернет в качестве альтернативы фиксированному в местах, где отсутствует или затруднен доступ к традиционному интернету. Операторы будут продвигать мобильный Интернет-доступ, предлагая комплексные решения, сочетающие USB-модемы и PC-карты и привлекательные тарифы на передачу данных.

Михаил Демидов