Спецпроекты

На страницу обзора
Не ритейлом единым: 8 новых сфер применения ТСД

Помимо классических сфер, где терминалы сбора данных и мобильные компьютеры уже используются не один десяток лет, сегодня появляются новые сценарии использования и сферы применения — от автоматизации онлайн-инкассации в банковской сфере до организации билетного контроля на мероприятиях.

Терминалы сбора данных находят новые сферы применения

Долгое время ТСД использовались преимущественно в сфере ритейла и на «классических» складах. Однако сейчас область их применения стремительно расширяется, они используются при инкассации, организации билетного контроля на мероприятиях и на транспорте, при комплектовании заказов в дарксторах и в курьерской доставке.

Терминалы сбора данных позволяют автоматизировать даже такую традиционную сферу деятельности, как инкассация. Фото: shutterstock.com/ru

Вот 8 новых сфер применения ТСД, которые видятся наиболее перспективными:

1. Производство маркированных товаров;

2. Самоинкассация в банке;

3. Организация билетного контроля на мероприятиях;

4. Автоматизация контроля билетов на железной дороге;

5. Ускорение обслуживания в кафе и ресторанах;

6. Инвентаризация основных средств по штрихкодам;

7. Организация сборки заказа в дарксторах;

8. Организация работы курьерских служб.

1. Производство маркированных товаров

В связи с введением обязательной маркировки обуви на фабрике по ее производству, комбинате, одном из лидеров в своем сегменте, появилась необходимость автоматизации процессов оклейки готовых изделий кодами маркировки.

Новый сценарий работы

На фабрике было внедрено решение с использованием программного и аппаратного обеспечения для нанесения штрихкодов на каждую пару обуви в процессе производства, модифицированы или созданы бизнес-процессы по заказу и печати штрихкодов, учета товаров посредством считывания штрихкодов терминалами сбора данных, передачи информации в систему «Честный ЗНАК», а также использования этой информации для отгрузки клиентам и передаче продукции в интернет-магазин самого комбината.

2. Самоинкассация в банках

Традиционный процесс инкассации, заключающийся в сборе специальной службой денег у клиентов для передачи их в банк, — довольно сложный и длительный, от получения денег инкассатором до зачисления их на счет может пройти немало времени. Терминалы сбора данных позволяют максимально упростить и ускорить процесс.

Новый сценарий работы

Инкассатор, снабженный ТСД, приезжает к клиенту, идентифицирует его посредством сканирования штрихкода карточки клиента. Прием запечатанной инкассаторской сумки и препроводительной ведомости также осуществляется посредством сканирования QR-кода ведомости, сумма инкассации автоматически появляется в терминале сбора данных. В случае отсутствия ведомости, подготовленной клиентом, сумма инкассации вводится в терминал вручную, после чего она автоматически создается, и ее можно распечатать на любом мобильном принтере. Вся информация об инкассации моментально передается в банковскую систему через мобильный интернет.

Процесс становится более прозрачным, документация, в случае необходимости, создается автоматически, ускоряется зачисление денег на счета клиентов.

3. Организация билетного контроля на мероприятиях

Традиционный процесс проверки билетов, сопровождаемый отрыванием корешков, занимает много времени, а в случае использования распечаток электронных билетов возможен проход по дубликатам или вовсе подделкам.

Во многих учреждениях уже стоят автоматические «билетеры», считывающие штрихкоды, однако если мероприятие проводится на какой-либо «нестандартной» площадке, например — на участке городского парка, превращенном на время в фестивальную площадку, то там, как правило, такого оборудования нет, и приходится или работать по старинке, или внедрять решения на базе ТСД.

Новый сценарий работы

Билетер с помощью ТСД сканирует штрихкод на билете, который может находиться на любом физическом или виртуальном носителе — стандартном бланке, распечатке электронного билета, на экране смартфона или в специализированном приложении (например, Apple Wallet).

На экране терминала контролер сразу видит, валиден ли билет и если нет, то почему — возможно, билет с таким штрихкодом уже предъявлялся другому контролеру, или билет «не от того мероприятия», или по данному билету не разрешен проход в конкретную зону.

ticket.jpg
С помощью терминалов сбора данных можно быстро и безошибочно осуществлять проверку билетов. Фото: shutterstock.com/ru

В результате процесс проверки билетов резко ускоряется, кроме того, становится невозможным проход по дубликатам или иным подделкам.

4. Автоматизация контроля билетов на железной дороге

Организация контроля проездных документов на железной дороге — вопрос не только «коммерции», но и безопасности. Проезд возможен только по проездному документу, оформленному на основании документа, удостоверяющего личность. Это предполагает тщательную сверку информации паспорта и билета, что в традиционном варианте занимает довольно много времени. Ошибка же, как уже говорилось, может привести не только к финансовым потерям.

Новый сценарий работы

Проводник, снабженный терминалом сбора данных, сканируя штрихкод на билете, получает всю необходимую информацию без необходимости сверки данных в билетах с паспортными данными. Это упростило и ускорило процесс посадки пассажиров, исключило варианты мошенничества, связанного с подделкой проездных документов или проезда по возвращенным электронным билетам. Требования к ТСД, используемым проводниками, довольно жесткие, в частности, они должны выдерживать перепад температур между вагоном и зимней улицей, быть устойчивыми к влаге и пыли.

5. Ускорение обслуживания в кафе и ресторанах

Алгоритм работы официанта постоянен уже не одну сотню лет. Он записывает выбор клиентов в блокнот, передает заказ на кухню, потом приносит заказанные блюда, стараясь ничего не перепутать, ибо ошибки сказываются на его чаевых и репутации самого заведения.

А ошибки при высокой нагрузке неизбежны, особенно при единовременном массовом наплыве гостей, например — во время бизнес-ланчей.

Новый сценарий работы

Официант принимает заказ через терминал, через сеть Wi-Fi передает его на кухню, аналогичным образом кухня оповещает официанта, что блюдо готово. А информативная схема столов в приложении позволяет не перепутать, что куда нести, за каким столом ждут расчета, какие уже освободились.

При расчете официант с помощью терминала может принять оплату, зачислить на счет клиента бонусы (или списать их), распечатать чек на фискальном регистраторе.

Таким образом, официант не ошибается в записях в блокноте, не бегает лишний раз на кухню за заказом и не ждет в очереди за банковским терминалом, чтобы рассчитать гостя. Как правило, за счет ускорения рабочих процессов оборот ресторана растет более чем на 10%.

Переносные терминалы также могут использоваться для сбора заказов в ресторанах быстрого питания, когда для ускорения обслуживания сотрудник заведения осуществляет прием заказов у клиентов, стоящих в очереди. Заказ моментально поступает на кухню и, когда клиент подходит к кассе, заказ зачастую уже готов и остается расплатиться и забрать его.

6. Инвентаризация основных средств по штрихкодам

«Классическая» инвентаризация основных средств в любой компании или организации происходит одинаково: завхоз или иное ответственное лицо с растрепанной тетрадкой в руках обходит помещения и пытается добиться соответствия записей в тетрадке с наличием материальных ценностей (к ним относятся предметы, которые эксплуатируются больше года — мебель, оргтехника, электроприборы и т. д.). Такой процесс производится перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, при найме и увольнении материально ответственных сотрудников, да и во многих других случаях. При расхождении между записями, сделанными во время прошлых таких обходов, начинается мучительное решение вопросов «Что делать?» и «Кто виноват?», причем найти ответ на второй вопрос зачастую невозможно.

Новый сценарий работы

Процесс инвентаризации с использованием терминалов сбора данных предельно прост. Сначала каждому предмету присваивается штрихкод, который распечатывается на специализированном принтере и наклеивается на предмет. Штрихкоды сканируются ТСД, информация поступает в соответствующую корпоративную базу данных.

Соответственно, процесс инвентаризации состоит теперь в обходе помещений с терминалом сбора данных, который, сканируя штрихкоды, выдает информацию о том, на своем ли месте находится конкретная матценность и каких матценностей нет на положенном месте. Упрощение процесса позволяет производить инвентаризации чаще, а стало быть, снижается вероятность неприятных сюрпризов.

7. Организация сборки заказов в дарксторах

Комплектация заказа — самый трудоемкий складской процесс, на который, по некоторым оценкам, приходится около 55% всех эксплуатационных расходов склада. Оптимизация этого процесса — один из важнейших ресурсов повышения эффективности работы склада в целом. Особенно это стало заметно во время пандемии, когда нагрузка на службы доставки выросла многократно, а, кроме того, начал активно развиваться новый формат — «даркстор», магазин-склад, не имеющий торгового зала. Ошибка при комплектации приводит к возврату части товара на склад, денег покупателю, а в некоторых случаях может привести и к штрафным санкциям.

Новый сценарий работы

С использованием терминалов сбора данных процесс становится гораздо более прозрачным и простым. На ТСД кладовщика выгружается документ, в котором содержится информация о том, какой товар нужно отобрать. Кладовщик, сканируя штрихкоды товаров на полках, отбирает нужные. После того, как подбор заказа завершен, товар необходимо отгрузить заказчику. Приложение, установленное на терминале, посылает на печать документ соответствующего содержания.

В эпоху эпидемии стал стремительно развиваться формат «дарксторов», магазинов, не имеющих торговых залов и торгующих только «на вынос». Для них крайне важна правильная комплектация заказов, которую обеспечивает применение ТСД. Фото: shutterstock.com/ru

Вероятность ошибок при использовании ТСД сводится к минимуму, растет скорость работы и, как следствие, удовлетворенность клиентов.

8. Организация работы курьерских служб

Если склады работают преимущественно с бизнес-клиентами, то службы курьерской доставки, обслуживающие интернет-магазины и заведения общественного питания, обычно имеют дело с частными лицами. За 2020 г., во время пандемии, нагрузка на курьерские службы выросла многократно и на прежний уровень уже не вернется — клиенты оценили удобства, которые дает доставка на дом товаров, продуктов и готовых блюд.

При этом требования покупателей к уровню сервиса становятся все выше, и это касается не только скорости и прозрачности процесса, но и правильности сборки. Ошибки в комплектации заказа, приводящие к тому, что клиент получает не то, что хотел, могут очень существенно повлиять на рейтинг, а стало быть, и доходы магазина и курьерской службы. И курьерам крайне важно получить именно «свой» заказ, привезти его вовремя и в нужное место.

Новый сценарий работы

Сотрудник курьерской службы при помощи ТСД считывает код на упаковке с заказом и удостоверяется, что заказ именно тот, который нужен и он правильно укомплектован. Устройство также может фиксировать момент передачи ценностей курьеру, при наличии соответствующих программных и аппаратных модулей ТСД поможет построить оптимальный маршрут к клиенту. При передаче заказа клиенту ТСД может считать данные с карты лояльности, а при проведении расчетов — распечатать чек, либо отправить электронный чек клиенту на почту. А в случае отказа клиента от какой-либо позиции в заказе, курьер имеет возможность внести изменение в заказ и в величину его оплаты, утвердить изменения у клиента

Надо также учитывать, что «курьерский» ТСД, несмотря на то, что, казалось бы, работает в «бытовых» условиях, должен быть достаточно технологически продвинутым: иметь большое время автономной работы, встроенные модули навигации и передачи данных по мобильным сетям, быть защищенным от влаги и пыли, способным выдерживать перепады температуры. И при этом иметь небольшие вес и размер.

Короткая ссылка