Третий год российскую экономику тревожит призрак кризиса. Однако, на выручке участников рейтингов «CNewsConsulting: Крупнейшие ИТ-консультанты России 2015» и «CNewsServices: Крупнейшие поставщики услуг ИТ-поддержки 2016» он почти не сказался. На рынке главенствуют тренды, наметившиеся в прошлом году: переориентация с разработки и внедрения на поддержку, а также преобладание в портфеле проектов в госсекторе.
По данным IDC, объем сектора ИТ-услуг в 2016 г. составил $4,52 млрд. Аналитики отмечают сокращение этого рынка в долларовом выражении на 34%. В рублях зафиксирован рост на 4,7%. Эксперты резюмируют, что спад российской экономики привел к сокращению ИТ-бюджетов, снижению затрат на инфраструктурные проекты, в частности, на внедрение. С другой стороны — и это закономерно — отмечается дальнейший рост затрат на ИТ-поддержку.
Рейтинг «CNewsСonsulting: Крупнейшие ИТ-консультанты России 2016» отчасти подтвердил, но отчасти и опроверг эти выводы. Так, видимого урезания ИТ-бюджетов не произошло. Об этом говорят и участники рынка, а также достаточно высокий порог входа в рейтинг. Он составил ₱151 млн. Несмотря на кажущееся снижение объема выручки у топ-30 компаний, участвовавших в рейтинге (₱203,5 млрд по сравнению с составил ₱251,9 млрд.), надо учитывать, что несколько компаний-участниц рейтинга прошлого года не смогли подать данные в этом году по ряду причин.
Динамика суммарной выручки топ-30 участников рейтинга «CNewsConsulting: Крупнейшие ИТ-консультанты России», ₱ млрд, 2012-2015 гг.
Источник: CNews Analytics, 2016
Среди них, к примеру, Epam Systems, выручка которого составила в прошлом году ₱27,7 млрд, «Энвижн Груп» (₱ 25 млрд в прошлогоднем рейтинге) и Softline (₱ 4,3 млрд). Epam Systems и Softline не смогли предоставить данные по причинам методологического плана: эти предприятия являются международными и с недавних пор в них изменился порядок подсчета аналитических данных, в связи с чем выделить долю российского сектора не представляется возможным. Кроме того, Softline планирует IPO, и поэтому очень дотошно относится к предоставляемой информации. Что же касается «Энвижн Груп», то эта компания летом 2015 г. была приобретена МТС, что вызвало определенные сложности с подсчетом необходимых для участия в рейтинге данных. Но даже если учесть отмеченное в рейтинге CNews100 за 2015 г. падение выручки компании, составившее 32,5%, эта цифра у топ-30 компаний в рейтинге крупнейших консультантов может не только сравняться с результатом прошлого года, но даже превысить его.
CNewsСonsulting: Крупнейшие ИТ-консультанты 2016
№ 2015 | № 2014 | Компания | Город | Выручка компании от оказания ИТ-услуг (консалтинг, аудит, внедрение, сервисная поддержка) в 2015 г., ₽тыс. (с НДС) | Выручка компании от оказания ИТ-услуг (консалтинг, аудит, внедрение, сервисная поддержка) в 2014 г., ₽тыс. (с НДС) | Рост выручки 2015/2014, % |
---|---|---|---|---|---|---|
1 | 1 | Ланит | Москва | 34 063 551 | 31 339 631 | 8,7% |
2 | 4 | Техносерв | Москва | 22 815 438 | 20 906 203 | 9,1% |
3 | 5 | Крок | Москва | 18 475 238 | 16 225 328 | 13,9% |
4 | 6 | ITG (Inline Technologies Group) | Москва | 16 702 390 | 15 632 670 | 6,8% |
5 | 7 | Компьюлинк | Москва | 14 444 638 | 13 516 700 | 6,9% |
По мнению CNews Analytics, реальная ситуация скорее коррелирует с прогнозом Gartner RUS, эксперты которой заявляли, что в текущем году у 39% российских компаний ИТ-бюджеты в рублевом выражении должны вырасти (на 31%), у 37% — остаться на прежнем уровне, и только у 24% прогнозировался спад в среднем на 26%.
Отчасти из-за отсутствия в рейтинге двух его прошлогодних лидеров пятерка ведущих компаний подверглась изменению. В топ-5 выбились компании, которые в прошлогоднем рейтинге занимали позиции во второй пятерке: ITG и «Компьюлинк» с 16,7 и 14,4 ₱ млрд соответственно. Первые ступени «пьедестала» заняли «Ланит» (₱ 34 млрд), «Техносерв» (22,8 млрд) и «Крок» (18,5 млрд).
Динамика суммарной выручки топ-20 участников рейтинга «CNewsServices: Крупнейшие поставщики услуг ИТ-поддержки», ₱ млрд, 2012-2015 гг.
Источник: CNews Analytics, 2016
Объем выручки направления сервисных услуг, согласно рейтингу «CNewsServices: Крупнейшие поставщики услуг ИТ-поддержки России 2016», вырос, как и в прошлом периоде, на 28% и составил ₱76,8 млрд. Таким образом, кстати, подтверждается тезис аналитиков IDC относительно увеличения числа сервисных контрактов в 2015 г. Рынок ИТ-услуг еще больше переформатировался в пользу поддержки, и в этом видно влияние кризиса.
Что касается лидеров, то их состав не изменился, однако произошла некоторая рокировка: лидировавшая в прошлом году компания Maykor теперь занимает лишь 3 место (₱10,6 млрд), «Техносерв» поднялась с 3-й позиции на 2-ю (₱10,8 млрд), а на верхней строке рейтинга обосновалась группа «Ланит» (₱12 млрд).
CNewsServices: Крупнейшие поставщики услуг ИТ-поддержки 2016
№ 2015 | N 2014 | Название | Выручка от услуг поддержки (договоры SLA) в 2015 г., ₽тыс. | Выручка от услуг поддержки (договоры SLA) в 2014 г., ₽тыс. (с НДС) | Рост 2015/2014 гг., % |
---|---|---|---|---|---|
1 | 2 | Ланит | 12 028 504 | 9 932 704 | 21,1% |
2 | 3 | Техносерв | 10 875 098 | 8 597 281 | 26,5% |
3 | 1 | Maykor | 10 629 440 | 10 893 023 | -2,4% |
4 | 5 | Крок | 6 015 577 | 5 097 010 | 18% |
5 | 4 | Инфосистемы Джет | 5 768 890 | 5 176 863 | 11,4% |
Значительно вырос процент сервисных проектов в компании «Инфосистемы Джет» — на 35%. Рассказывая о причинах этого скачка, в компании говорят, что произошло некоторое перераспределение средств за счет урезания инжиниринговых и поставочных проектов.
Шагнула вперед также и «Корус Консалтинг» (рост поддержки на 47%), что связано с общим увеличением выручки компании в 2015 г. (на 85%). 80-процентный рост в направлении ИТ-услуг показала компания «Форс», перешагнув с 21-й в 2015 г. на 13-ю ступеньку рейтинга в текущем периоде. В компании связывают это с ростом курса доллара, поскольку все лицензии на продукты Oracle считаются в этой валюте, а рублевые цены автоматически поднимаются. Также отмечается объективный рост спроса на техподдержку, которая в 2015 г. составила треть выручки компании.
Интересным новичком в рейтинге стала компания «РТ Информ», дочка группы «Ростех». Рост поддержки здесь составил 279,1%, а ИТ-услуг в целом — 513,1% . Компания заняла 38-е место в рейтинге ИТ-консультантов с выручкой ₱296 млн. Разумеется, компания обслуживает только организации, входящие в группу, чем, видимо, и вызван ее рост.
Как и в прошлом году, большая часть компаний-участников рейтинга ИТ-поддержки заключали контракты с государственными структурами. Так, Maykor работала и продолжает сотрудничать с Почтой России, Правительством Московской области, Министерством финансов Российской Федерации, Федеральной службой судебных приставов Российской Федерации (ФССП РФ), Департаментом финансов Москвы, Федеральной налоговой службой Российской Федерации и пр., «Крок» работает с Росавтодором и внедряет Комплексную информационную систему судов общей юрисдикции города Москвы, клиентом ITG является ФССП РФ, «Системы и Связь» сотрудничает с Минобороны РФ и пр. В целом, из 20 компаний, предоставивших данные о своих клиентах, 15 работают с госструктурами. Данная закономерность подтверждает тезисы о том, что государственные организации, во-первых, наращивают свои ИТ-активы, во-вторых, предпочитают работать с российскими компаниями, и, в-третьих, о том, что отечественный ИТ-бизнес также с радостью берется за реализацию государственных проектов, какие предпосылки ни предшествовали бы росту спроса на ИТ в данном секторе.