Спецпроекты

На страницу обзора
Заказчики должны доверить аутсорсерам трансформацию своих ИТ
Аналитики отмечают перспективность ИТ-аутсорсинга в России, и есть уверенность в том, что этап развития мы пройдем быстрее, чем это когда-то было сделано в США, а потом и в Европе. Сегодня у отечественных компаний существует возможность опираться на лучшие практики и процессы. Однако идти вперёд и развиваться быстрыми темпами можно только используя практику инноваций. Об этом в интервью CNews рассказал директор компании ICL Services Сергей Соловьев.

Сергей Соловьёв

CNews: Какие основные технологические тренды, например, из числа отмеченных в известных «циклах зрелости технологий» (Hype сycle) аналитической компании Gartner, влияют на рост интереса заказчиков к ИТ-сервисам?

Сергей Соловьёв: На мой взгляд, основные инновационные и технологические тренды скорее влияют на рост интереса заказчиков к информационным технологиям и их использованию. Прямой заинтересованности ИТ-сервисами я не наблюдаю. Направления, указанные в графиках Hype cycles, например, облачные технологии, влияют на интерес заказчиков к их использованию.

Клиенты, стремящиеся к повышению эффективности за счет новых технологий, зачастую принимают решения об применении или создании собственных облаков, систем, построенных на виртуализации, с целью оптимизации ИТ-структуры, повышения ее гибкости. Однако при работе с новыми технологическими трендами у компаний не хватает либо компетенций, либо времени, чтобы правильно и грамотно технологию внедрить или использовать. Тогда и появляется интерес к ИТ-сервисам. А их могут правильно применить ИТ-аутсорсинговые компании, обладающие достаточно широким пулом специалистов разных квалификаций.

tim500.jpg
Сергей Соловьёв: Нужно понимать, как аутсорсер в результате многолетнего контракта
поможет компании трансформировать ИТ, не останавливая работу внедрить новые технологии
и оптимизировать ИТ-инфраструктуру

Направление цифровизации, когда информационные технологии проникают все глубже и составляют неотъемлемую часть жизни каждого сотрудника в бизнесе, постоянно повышает охват рынка. Один из примеров: за последние 5–7 лет банки, для которых ИТ всегда являлись хоть и важной неотъемлемой частью, но не основным бизнесом, сейчас представляют собой по сути ИТ-компании. ИТ являются основным элементом бизнес-среды. Яркий пример – «Тинькофф Банк», который в принципе не имеет офисов, кроме головного, но при этом работает по всей стране и все свои задачи решает через информационные технологии. Эта консьюмеризация ИТ несет определенный тренд.

В этой среде можно также выделить интернет вещей, искусственный интеллект и все, что связано с повышением эффективности и расширением областей, где функционируют ИТ. Все эти технологические тренды важны для мирового бизнеса.

CNews: Как экономика влияет на готовность заказчиков расширять использование ИТ-услуг? В каких областях деятельности экономия благодаря услугам – это важный фактор, а в каких – нет или не всегда?

Сергей Соловьёв: Эффективное использование затрат в любом случае важный фактор. Но главное, чтобы оптимизация не становилась самоцелью, ведь сокращение расходов далеко не всегда ведет к улучшению конкурентной способности компании. На международном рынке давно поняли, что основная цель аутсорсинга ИТ-услуг – это получение нового качества, а если оно достигается еще и с экономией – это замечательно.

Если же компания рассматривает оптимизацию как ключевое направление, когда от ИТ ничего не нужно, кроме снижения затрат, то скорее всего, это не кейс для современного и комплексного аутсорсинга. Такой подход может быть применим только в том случае, если ИТ в компании совершенно раздуто, затраты огромные в силу тех или иных причин. Но если модель функционирования ИТ в компании сделана нормально, то передача в ИТ-аутсорсинг только с целью сокращения затрат в реальности может не сработать. Нужно понимать, как аутсорсер в результате многолетнего контракта поможет компании трансформировать ИТ, не останавливая работу внедрить новые технологии и оптимизировать ИТ-инфраструктуру. Понимать и включать задачи трансформации в контракты.

CNews: Какие конкретные виды сервисов сегодня наиболее востребованы российскими заказчиками? Есть ли среди популярных «новые» услуги, еще недавно слабо представленные на рынке?

Сергей Соловьёв: Зрелость российского и международного рынков различна, поэтому те сервисы, которые востребованы на зарубежных рынках, пока еще не достигли широкой популярности на российском.

На международном рынке, если смотреть на примере оказываемых ICLServices услуг, превалируют сервисы по комплексной поддержке централизованной ИТ-инфраструктуры, ЦОДов. Там же с учетом применения новых технологий, облаков, объем поддерживающих команд сокращается. А меньшая трудоемкость при поддержке ведет к сокращению затрат. Также востребована поддержка и разработка приложений и ServiceDesk, который, однако, с точки зрения структуры отрасли используется не очень широко.

У российских заказчиков ситуация пока иная. Многие из них не готовы передавать на аутсорсинг свою ИТ-инфраструктуру, используемую при выполнении основных бизнес и критических функций. Наиболее востребованными сервисами остаются Service Desk, поддержка ИТ на рабочих местах, а также разработка и поддержка ПО. Пока не сильно заметен, но будет быстро развиваться, тренд на все, что связано с рабочими местами, их поддержкой, сдачей в аренду, предоставлением услуг виртуального рабочего места.

CNews: Что изменилось в работе вашей компании в связи с ростом интереса заказчиков к ИТ-сервисам?

Сергей Соловьёв: Мы видим тренд на повышение эффективности ИТ-сервисов, на сокращение их стоимости, без ухудшения качества. На эти вызовы нужно отвечать средствами повышения автоматизации, сокращением ручного труда и ошибок. Мы открываем и ведем внутренние проекты по повышению автоматизации наших операций, разрабатываем соответствующий программный инструментарий, которые позволяют нашим инженерам делать работу быстрее, качественнее, эффективнее и с меньшей себестоимостью.

CNews: Можете ли привести примеры наиболее интересных и инновационных проектов, выполненных вашей компанией за последние 1-2 года?

Сергей Соловьёв: Проектов много, но если выделять самые интересные, то я бы отметил крупный проект по управлению ИТ-инфраструктурой и ее переводу на единую платформу виртуализации одной из мировых табачных компаний, который получил европейское признание.

Все сервисы, которые должны были перейти к нам в поддержку были распределены по приоритетам для качественной передачи знаний и планомерного увеличения команды. Сначала было переведено около 400 серверов с физических дата-центров на облачное решение. Затем осуществлена миграция примерно 12 000 рабочих машин пользователей на ОС Windows10. И далее организована работа по миграции единых служб каталогов. Это 285 доменных контроллеров и 45 000 пользователей. Клиенту, помимо предоставления качественного сервиса, также необходима была бизнес-платформа, которая основывалась бы и включала в себя все преимущества облачного решения, при этом не влияя на бизнес-процессы. Мы создали эту бизнес платформу на базе Azure за три месяца, разработали и совершенствовали набор процессов, а также сформировали команду таким образом, чтобы на каждое технологическое направление был выделен архитектор решения. В результате заказчик получил не только сокращение затрат, но и гибкость и адаптацию относительно изменений бизнеса и требований конечных пользователей.

Среди инновационных решений, разработанных нашими экспертами, я бы выделил Server Automation Tool (SAT) – решение для управления инфраструктурой серверов с целью обеспечения клиентов мощным адаптивным инструментом для поддержки и изменения их ИТ-сред. SAT включает в себя SaltStack, наиболее мощное средство автоматизации, расширенное элементами собственной разработки и интегрированное с другими инструментами для достижения требуемой функциональности. Инструмент оказывает помощь во всех основных аспектах управления инфраструктурой: развертывание, обслуживание, обновление и внесение изменений. SAT поддерживает такие наиболее популярные серверные платформы как Linux (не ограничиваясь каким-либо дистрибутивом) и Windows Server. А также более экзотические варианты, включая Solaris и AIX. Использование решения SAT помогает не только сократить время выполнения задач и управлять состояниями ИТ-инфраструктуры, но и реализовать автоматическую реакцию на события.

Интервью обзора

Рейтинги

CNewsServices: Крупнейшие поставщики услуг ИТ-поддержки 2016
№ 2015 Название Выручка от услуг поддержки (договоры SLA) в 2015 г., ₽тыс.
1 Ланит 12 028 504
2 Техносерв 10 875 098
3 Maykor 10 629 440
Подробнее

Рейтинги

CNewsСonsulting: Крупнейшие ИТ-консультанты 2016
№ 2015 Компания Выручка компании от оказания ИТ-услуг (консалтинг, аудит, внедрение, сервисная поддержка) в 2015 г., ₽тыс. (с НДС)
1 Ланит 34 063 551
2 Техносерв 22 815 438
3 Крок 18 475 238
Подробнее