Спецпроекты

oбзор

Обзор: Рынок онлайн-касс

Алексей Баров

Алексей Баров:

На базовый сервис ОФД приходится лишь 10% потребностей клиентов

Рынок операторов фискальных данных (ОФД) практически сформировался. Его игроки активно развивают разнообразные сервисы для своих клиентов. О том, какие услуги ОФД наиболее популярны сегодня, и на что пользователи смогут рассчитывать завтра в интервью CNews рассказал Алексей Баров, генеральный директор «Платформа ОФД».

CNews: В 2017 г. на онлайн кассы перешел крупный ритейл, в 2018 г. – большинство предприятий розничной торговли и общепита, интернет-магазины и владельцы торговых автоматов. Как менялись объемы информации, обрабатываемой «Платформой ОФД» в эти годы?

Алексей Баров: Объем обрабатываемых данных рос пропорционально увеличению нашей доли на рынке. Этот процесс не останавливался. Если в 2017 году мы принимали и передавали в ФНС ежедневно порядка 20 миллионов чеков, в 2018 – 30 миллионов, то в 2019 году уже примерно 35 миллионов. За 2 года нагрузка на систему выросла в два раза.

Это массивы данных, которые требуют бережного хранения, безопасности, резервов в ЦОДах. Но мы проинвестировали в инфраструктуру с хорошим запасом, что позволяет обеспечивать надежную работу системы при самых разных нагрузках. Как результат, сегодня компании доверяют владельцы каждой четвертой кассы в стране.

Согласно закону, мы храним фискальные данные в течение 5 лет. У каждого нашего клиента есть возможность видеть все свои чеки в ретроспективе, в своем личном кабинете.

CNews: С какими клиентскими потребностями вам пришлось столкнуться на первом этапе работы? Как с этим обстоит дело сейчас?

Алексей Баров: В 2016-2017 годах, на начальном этапе становления всей системы ОФД, потребности клиентов были связаны с удобством регистрации касс, надежностью приема и передачи кассовых чеков в налоговую службу. Поэтому фокус того периода работы был на качественной отработке технических вопросов, на удобстве систем для владельцев кассовой техники и наших партнеров – ЦТО и сервисных центров, которые обслуживают ККТ по всей России. Сегодня это является базовым сервисом, обеспечивая порядка 10% потребностей клиентов.

Уже второй год подряд мы видим устойчивый спрос со стороны бизнеса на аналитику и новые сервисы. Клиенты хотят видеть в личном кабинете ОФД новый функционал, сравнивать себя с рынком, знать свои слабые и сильные стороны. И конечно, ресурсы наших разработчиков направлены в эту сторону. В компании активно развивается команда по работе с большими данными и сопутствующими технологиями, вместе с новыми запросами клиентов появляются новые решения.

CNews: Какие еще услуги, кроме сбора, хранения и передачи информации от онлайн-касс в ФНС, вы начали предоставлять клиентам?

Алексей Баров: Мы развиваем комплекс услуг для бизнеса различных сегментов, разной величины. В конце прошлого года начали разворачивать инфраструктуру ЭДО (электронного документооборота), чтобы обеспечить не просто удобство при обмене документацией с нами, но и при работе с системой маркировки товаров, при оперативной сдаче обязательной отчетности в госорганы (ПФР, Росстат, ФНС, ФСС и др.).

Скоро будет год, как открылся магазин приложений ОФД market.platformaofd.ru. Это портал, где можно приобрести полезные бизнес-приложения, которые помогают бухгалтерам быстро и без ошибок сверять и сдавать отчеты и декларации, а руководителям компаний – анализировать текущую ситуацию и принимать решения.

Вместе с торговыми центрами запущен и активно эксплуатируется сервис мониторинга оборота арендаторов, позволяющий с их согласия предоставлять доступ к данным руководству ТЦ для того, чтобы формировать предложения по арендной ставке, развивать маркетинг в целях увеличения трафика клиентов.

Расширяется арсенал аналитических и рекомендательных инструментов ОФД для бизнеса разного уровня. Например, анализ товарной матрицы, анализ развития сети, оценка кредитоспособности, инструменты для программ лояльности, поиск новой локации для бизнеса, сравнение себя с рынком.

Мощности нашей инфраструктуры и партнерские отношения с игроками других отраслей уже сейчас позволяют предлагать решения, помогающие, например, увеличивать средний чек магазина, быть более конкурентоспособными в своем сегменте.

vitp8297.jpg
Алексей Баров, генеральный директор «Платформа ОФД»

CNews: Какие услуги наиболее востребованы? И какими предприятиями?

Алексей Баров: В первую очередь востребовано то, что имеет конкретную ценность для бизнеса. Наш базовый сервис – сбор, хранение и обработка данных – занимает лидирующие позиции на рынке и востребован клиентами, вне зависимости от отраслей и величины компаний. Подтверждением тому служит и официальный рейтинг ОФД от CNews Analytics.

Другим востребованным направлением являются решения для бухгалтеров, которые обеспечивают интеграцию с необходимыми системами, повышают эффективность и точность работы бухгалтерии. Например, спрос на приложения по сверке и сдаче отчетности сильно увеличивается перед сдачей обязательных квартальных документов.

В топе интересов клиентов, конечно, запросы на аналитику в том или ином виде, в особенности на анализ собственных товаров. Потребность в этой информации мы отмечаем как у крупных, средних, так и малых компаний.

С этого года в связи с внедрением системы прослеживаемости товаров начал пользоваться популярностью наш новый сервис электронного документооборота (ЭДО). Особенно много запросов мы получаем от наших партнеров, а также от торговых предприятий, реализующих табачную продукцию и обувь.

В Москве и крупных городах растет спрос со стороны торговых центров на сервис мониторинга оборота торговых точек. Например, в столице им пользуются даже Центральный и Усачевский рынки.

Мы наблюдаем устойчивый спрос на услуги по работе с электронными чеками, от их отправки в мессенджеры до брендирования в маркетинговых целях. Самую большую активность проявляют интернет-магазины.

Есть еще ряд продуктов, которые пока эксплуатируются в пилотном режиме некоторыми нашими клиентами. Думаю, спрос на них тоже будет расти. Но об этом поговорим в следующих интервью.

CNews: Какие сервисы вы сможете предложить в связи с расширением групп товаров, подлежащих обязательной маркировке?

Алексей Баров: Основа маркировки – это надежная, четкая передача данных. ОФД является необходимым звеном этой цепочки. Более того, оператор фискальных данных может предоставить удобный интерфейс для взаимодействия розницы с системой маркировки, предложить смежные полезные инструменты. Мы уже инвестировали в это направление, став оператором ЭДО, и будем инвестировать еще.

Маркировка призвана обезопасить рынок от контрафакта. Предприниматель сможет строить более доверительные взаимоотношения с покупателями и работать в условиях справедливой конкурентной среды. Цифровизация товаропотоков предоставит дополнительную информацию для анализа, принятия управленческих решений. А значит, появятся и новые инструменты в синергии с возможностями ОФД, помогающие повышать эффективность бизнеса. Причем бизнеса разных видов и отраслей: и производителей, и поставщиков, и ритейлеров, и банков. Например, это могут быть рекомендации по работе с ассортиментом, геоаналитика, экспертиза для развития программ лояльности и многое другое.

CNews: На чем фокусируетесь сейчас и какие направления клиентских сервисов предполагаете развивать?

Алексей Баров: Сегодня мы ориентируемся на развитии комплекса услуг для бизнеса: от инструментов автоматизации до доступных аналитических сервисов. Мы хотим упростить и ускорить сбор, сверку и подачу массы документов и отчетов, чтобы помочь клиентам отказаться от «ручных» рутинных процессов и бумажных носителей, высвободить время и ресурсы для более качественной работы с покупателем.

Руководители, менеджеры разного профиля хотят видеть четкую и понятную информацию для принятия решений в своем смартфоне. И этим мы сейчас занимаемся в приоритетном порядке.

Инструменты ОФД помогают сделать бизнес-процессы более простыми и удобными. Например, уже сейчас в мобильном телефоне можно посмотреть выручку вашего магазина и сравнить ее с данными другого периода или со среднерыночными показателями. Представьте, что у вас или у вашего товароведа, будет возможность принять накладную в телефоне. Или сделать возврат некондиционных продуктов. Подписать документы и отправить их контрагенту одним кликом. Сформировать отчетность одним кликом. Удобно, согласитесь?

Конечно, эти и другие сервисы будут появляться постепенно. В партнерстве с другими компаниями, из других отраслей. Мы планируем развивать партнерство с региональными ЦТО и сервисными центрами в рамках дистрибуции этих решений и обучения пользователей касс.

Экономика, особенно торговля и сфера услуг, стремительно меняются, и времени на принятие решений остается меньше. ОФД является важным элементом этой системы. И мы хотим помогать всем остальным работать быстрее, как того требует рынок.

Вернуться на главную страницу обзора