Спецпроекты

На страницу обзора
Крупный бизнес не может отказаться от собственного ИБ-департамента
Крупные представители сегмента розничной торговли сегодня входят в число компаний, наиболее отзывчивых к внедрению инноваций. Борьба за клиента здесь весьма напряженная, а любое минимальное конкурентное преимущество может определить успех на рынке. Поэтому так велика роль автоматизации бизнес-процессов и внедрения новых технологий коммуникации с покупателем. Облачные технологии стали здесь уже чем-то вполне обыденным, превратившись в привычный инструмент. В последнее время на ведущие роли в ритейле выходит аналитика больших данных, кибербезопасность и дополненная реальность. О том, как развиваются сегодня ИТ для ритейла и в каком направлении хотят двигаться заказчики, CNews рассказал Робин Де Кейзер, директор по бизнес-решениям и инновациям Orange Business Services в России и СНГ.

Робин Де Кейзер, Orange

CNews: Сфера ритейла, если мы говорим о ее автоматизации, подразумевает наличие у компаний территориально-распределенной ИТ-инфраструктуры – магазины, склады, сервисные центры, прочие объекты. Все они, по идее, должны контролироваться и управляться централизованно. В этом случае идеальным решением видится облачная платформа. Какое облако сегодня нужно ритейлу, есть ли какие-то особые требования?

Робин Де Кейзер: Компании, представляющие сферу ритейла, сегодня наиболее заинтересованы в инновациях. Данная отрасль зачастую смотрит на свое развитие сквозь призму высокотехнологичных решений. Поэтому крупные ритейлеры за последние годы продвинулись на данном поприще достаточно далеко. Соответственно, «облако» как концепт, идея и законченное решение воспринимается уже как вполне стандартный товар (commodity).

В целом трудно выделить какие-то особые характеристики облаков для сферы розничной торговли: основные характеристики в основном совпадают с требованиями к облакам у компаний из других отраслей. В первую очередь, это высокий уровень доступности. Особенно критичен данный показатель для электронной коммерции, где непрерывность бизнес-процессов должна соблюдаться в режиме 24/7/365. Для того, чтобы обеспечить столь высокий уровень надежности нужны катастрофоустойчивые облака с возможностью аварийного восстановления (disaster recovery) или же, что еще лучше, системы, способные вовсе избежать каких бы то ни было сбоев (disaster avoidance). В последнем случае мы говорим о гиперконвергентном кластере, географически распределенном между несколькими дата-центрами. В случае аварии в одном из них, время восстановление приложений составит не более 2 минут, а потери данных исключены вовсе.

Также стоит выделить еще один важный момент – ритейлеры активно интересуются аналитикой больших данных. Некоторые компании из числа наших клиентов, работающих в этой сфере, накопили петабайты разнородной информации. Столь огромный объем данных трудно передать за короткий период времени в публичное облако для обработки, поэтому, чтобы справиться с такой задачей мы предлагаем создание специализированных частных облаков.

CNews: Какие данные из тех, что хранятся и обрабатываются в облаке, являются для компании-ритейлера наиболее ценными с коммерческой точки зрения? Какие сферы деятельности обычно автоматизируют в первую очередь?

Робин Де Кейзер: На наш взгляд, наиболее ценной информацией для компаний-ритейлеров являются складские данные и данные чеков. Кроме того, в последнее время увеличивается ценность информации о профиле целевой аудитории, поведении покупателей в онлайне и оффлайне – такие сведения позволяют анализировать покупательскую способность и прогнозировать продажи. Также данная информация дает возможность оценки того, как меняется поведение клиентов. Это крайне важно для быстрой адаптации бизнеса. Например, в зависимости от смены покупательских предпочтений можно менять представленный в магазине ассортимент товара или корректировать рекламу.

В плане автоматизации ритейл делает акцент на таких факторах как сортировка товаров на складах, оптимизация цепочек поставок и планограм, выкладка товаров в торговом зале. Автоматизация сортировки позволяет ускорить логистические операции. В нашем портфолио есть показательный клиентский кейс, в котором организация «умного склада» позволила сократить время загрузки транспортных грузовиков с нескольких часов до получаса. Похожий проект мы сейчас реализуем в России для одного из крупных игроков транспортно-логистической отрасли. В общем, важно не просто сохранить данные в безопасности – надо уметь извлекать из них коммерческую пользу.

CNews: Раз уж мы коснулись темы товарных складов, могли бы вы уточнить, какие технологии сегодня применяются для автоматизации процессов на таких объектах? В частности, известно, что много вопросов возникает с оборотной тарой и контейнерами. Можно ли точно отследить их движение на различных стадиях логистической цепочки?

Робин Де Кейзер: Если говорить о технологиях, использующихся сегодня для автоматизации складов, то, в первую очередь, можно выделить решения на основе RFID: они помогают контролировать оборотную тару и отслеживать груз в процессе перевозки. Еще один важный этап – автоматизация процесса сортировки. В этом случае вместо стандартных конвейеров в распределительных центрах используются роботы. После выгрузки товара они с помощью QR-кодов, Bluetooth или тех же RFID-меток распознают тип товара и сами его сортируют. При этом на всех этапах перевозки товара можно внедрить технологии, защищающие груз от несанкционированного вскрытия с помощью специальных датчиков. Дополнительно это решение позволяет избежать проблем при смене форм-фактора сортируемой продукции.

CNews: Переместимся в торговый зал. Сегодня одним из наиболее востребованных решений в ритейле является видеоаналитика – с ее помощью компании не только обеспечивают безопасность торговых объектов, борются с хищениями, но и получают важную бизнес-информацию. У вас есть решения в данном направлении, например, системы анализа очередей, учета рабочего времени сотрудников?

Робин Де Кейзер: Да, у нас есть такие решения. Например, автоматизация слежения за состоянием торговых полок, которую можно организовать с помощью видеоаналитики, позволяет избежать пустых полок или разбалансировки ассортимента представленных товаров. Более того, если говорить о системах для сокращения очередей, то здесь задействуется не только видео, но и Wi-Fi-аналитика. Сопоставляя данные сразу из нескольких источников, мы точнее определяем профиль аудитории магазина. К примеру, если туда приходит много молодежи, которая охотнее принимает новые технологии шоппинга, то мы можем предложить нетипичное решение задачи в виде модуля бескассового обслуживания или установки постаматов. Последние сами по себе не являются новинкой на российском рынке, но их применение в местах с потенциально длительным временем ожидания покупки позволяет значительно улучшить клиентский опыт. Видеоаналитика также позволяет увеличить эффективность офлайн-рекламы. Например, мы предлагаем решение с умными демонстрационными стендами, которые выводят информацию о релевантном товаре в зависимости от пола, возраста и даже настроения покупателя.

CNews: А что насчет прогнозной аналитики? Есть ли технологии, позволяющие анализировать и в какой-то мере предсказывать спрос? Насколько такие системы эффективны, на что может рассчитывать заказчик в результате их внедрения?

Робин Де Кейзер: Технологии прогнозирования спроса интересуют всех крупных ритейлеров, и текущие решения позволяют выдать прогноз в среднем с 70-процентной точностью. В каждом конкретном случае такое решение требует существенной доводки в соответствии с конкретными задачами заказчика и особенностями объекта анализа. Эту задачу выполняет профессиональная команда специалистов в области изучения и анализа данных (Data Scientists). Успех напрямую зависит от качества исходных данных, которое в настоящее время является одной из основных проблем. Благодаря поддержке наших партнеров из Business&Decision, имеющих опытную команду, участвовавшую во многих подобных проектах, мы можем за месяц организовать пилотный проект на основе специально разработанного алгоритма при условии предоставления исторических данных хотя бы за полгода.

CNews: Нельзя обойти стороной и вопрос рекламы. Любая торговая компания хочет не только обеспечить контакт рекламных материалов с соответствующей аудиторией, но и знать, насколько удачно здесь вложен каждый рубль. Как обеспечить таргетированную рекламу и вместе с тем проанализировать эффективность ее работы?

Робин Де Кейзер: Это можно сделать, например, при помощи Wi-Fi-аналитики. Специальные сенсоры, установленные в магазине, собирают обезличенную информацию о посетителях с включенным Wi-Fi-модулем их мобильного устройства, и затем сопоставляют ее с аудиториями популярных рекламных платформ Яндекс и myTarget. По данным наших партнеров, в среднем Wi-Fi не отключают более половины посетителей магазинов, а значит, ритейлеры имеют возможность довольно точно отслеживать эффективность маркетинговых активностей. Например, можно определить с минимальной погрешностью количество покупателей, которые, увидев онлайн-рекламу, пришли за определенным товаром в конкретную торговую точку. Также можно понять, какая часть целевой аудитории не восприняла рекламное сообщение, кто пришел и ничего не купил и т.д. В общем, можно замерять эффективность большинства рекламных каналов.

Сейчас мы реализуем подобный проект в сети крупного российского производителя одежды для взрослых и детей. Решение будет развернуто в 237 магазинах по всей России.

CNews: Вместе с повсеместной «цифровизацией» общества растет и количество каналов коммуникации с клиентами. Как построить общение таким образом, чтобы оно было максимально удобным для покупателя?

Робин Де Кейзер: В такой ситуации лучшим решением может оказаться внедрение современного много- и омни-канального контакт-центра, дающего ритейлеру возможность работать со своими клиентами как в традиционных каналах, так и в соцсетях, мессенджерах. При этом функционал не ограничен какой-то конкретной платформой – если заказчик захочет общаться со своими клиентами в WhatsApp или Viber, то все это можно реализовать «из коробки».

CNews: Одним из наиболее актуальных вопросов для российских и мировых компаний является кибербезопасность, и это касается не только сферы ритейла. Может ли ритейлер обеспечить защиту критически важных данных, не превращаясь при этом в профессиональную ИТ-компанию? Может, лучше отдать эту функцию на аутсорсинг?

Робин Де Кейзер: Крупные компании не могут позволить себе полностью отказаться от собственного ИБ-департамента – всегда есть задачи и процессы, которые должны контролироваться изнутри. Тем не менее, проведенное в прошлом году совместно с IDC исследование корпоративного рынка ИБ в России показало, что наиболее высокий рост в ближайшие 5 лет продемонстрируют именно услуги консалтинга в сфере ИТ-безопасности. Этому способствует дефицит квалифицированных специалистов и растущая с каждым годом сложность киберугроз. Именно поэтому мы уделяем особое внимание развитию нашего портфолио кибербезопасности как на зарубежных рынках, так и в России. Например, в этом году мы завершили приобретение SecureData – одного из лидирующих ИБ-провайдеров на рынке Великобритании c сильной консалтинговой экспертизой и собственным центром мониторинга инцидентов безопасности (Security Operation Center, SOC). Мы планируем усилить это направление и в России, открыв собственный SOC в конце первого полугодия. Таким образом, мы сможем не просто предлагать клиентам управляемые решения безопасности, но и помогать предотвращать любые активности злоумышленников в реальном времени.

CNews: В завершение расскажите немного о том, в каком направлении движутся ИТ для ритейла. Что нас ждет в краткосрочной и среднесрочной перспективе?

Робин Де Кейзер: В числе главных трендов можно назвать перевод в онлайн всех основных процессов. Так, цифровизация продуктовых каталогов и внемагазинное обслуживание медленно, но верно продолжают укреплять свои позиции. Еще одно перспективное направление – внедрение новых технологий бескассового обслуживания, когда системы видеоаналитики позволяют отслеживать покупки в торговом зале и логически привязывать их к конкретному человеку для осуществления автоматического биллинга. Также мы ожидаем, что большее распространение получат технологии виртуальной и дополненной реальности, которые позволят посещать виртуальные магазины, буквально не выходя из дома.

Интервью обзора

Рейтинги

Крупнейшие поставщики ИТ в рознице 2018
№ 2018 Название организации Совокупная выручка от проектов в рознице в 2018 г. (включая НДС, в тыс.руб.)
1 Softline 15 268 027
2 Атол 8 472 250
3 Крок 3 190 656
Подробнее