Спецпроекты

Аналитика для госсектора: на связи с обществом

Аналитика для госсектора: на связи с обществом

Российский госсектор постепенно приобщается к решениям класса BI, работая над повышением качества данных и обращая внимание на современные средства мобильной аналитики. Большое значение придается оперативности предоставления и визуализации данных с целью эффективного взаимодействия с общественностью.

Органы власти традиционно являются активными пользователями BI-систем. Внедрение аналитических систем в практику управления страной, регионом или муниципалитетом позволяет прогнозировать социально-экономические процессы, оценивать риски, снижать последствия кризисных ситуаций, принимать обоснованные стратегические и оперативные решения.

Открытая власть

В последнее время российская власть взяла уверенный курс на повышение открытости. Работа пресс-служб и других направлений министерств, ведомств, региональных администраций нацелена на предоставление гражданам, СМИ, а также общественным и коммерческим организациям подробной информации, регулярную публикацию профильной статистики. Поэтому основной тренд BI-проектов в российском госсекторе связан не только с упрощением анализа данных, но и с представлением результатов всем заинтересованным лицам. «С этой целью создаются порталы открытых данных, «публичные бюджеты» и другие подобные системы. Задача – повысить прозрачность органов власти, представить в максимально понятном и удобном виде информацию о бюджете, государственных программах, привлечь внимание граждан к вопросам управления, получить обратную связь от общества», – рассказывает Сергей Шестаков, заместитель генерального директора по развитию бизнеса, компания «Прогноз».

Обнародование таких массивов данных требует наглядного и интуитивно понятного любому пользователю интерфейса, проработки структуры и способов визуализации информации. Среди наиболее интересных и известных систем – «Открытый бюджет» города Москвы, отмеченная профессиональным сообществом в категории «Бюджет для граждан». Подобные информационные ресурсы предлагают важные сведения в интуитивно понятной форме, доступной даже для неподготовленного пользователя.

Интерес госсектора к Business Intelligence пусть не очень быстро, но растет, считают участники рынка. В частности, востребованы BI-решения по анализу, прогнозированию и планированию, оценке эффективности деятельности органов власти всех уровней.

Госспецифика

Информационное пространство государственных организаций находится в стадии активного формирования, многие информационные системы, накапливающие первичные данные (например, по госуслугам, закупкам, транспорту, медицине), уже введены в эксплуатацию. Как следствие, наступает тот этап развития ИТ, на котором возникает возможность проводить анализ накопленных массивов данных, для чего и создаются BI системы.

Специалисты выделяют несколько особенностей органов власти, которые необходимо учитывать при реализации BI-проектов. Во-первых, иногда бывает затруднен информационный обмен при межведомственном взаимодействии. Во-вторых, не всегда удовлетворительным бывает качество данных. «Data Governance – единый процесс управления качеством данных, соответствующими бизнес-процессами, а также контроль безопасности и информационный риск-менеджмент, находятся в стадии становления в большинстве коммерческих компаний и органах власти», – говорит Сергей Шестаков. Но за последние 2–3 года в госуправлении приложено достаточно много усилий на повышение качества информации, и эта работа продолжается, подтверждают эксперты.

В-третьих, концепция создания единого хранилища данных в его классическом понимании (с хранением первичных детальных данных) в госсекторе применяется не всегда. «Зачастую отчетно-аналитические системы создаются на базе агрегированных данных, либо как часть транзакционных систем. При этом встречаются проекты, в которых создание ЕХД начинается одновременно с созданием учетных систем, являющихся источниками данных для BI-системы», – поясняет директор отделения аналитических технологий компании «Форс» Евгений Курилович.

Госсектор, например, медицина или образование, слабо заинтересованы в использовании инструментария BI, целью которого является стимулирование развития и оптимизация процессов. Вызвано это низкой коммерческой составляющей в показателях эффективности таких организаций и существующими правилами финансирования и бюджетирования. «Поэтому большинство BI-проектов, как правило, ограничиваются формированием различной отчетности и парой красивых «дашбордов» для руководителей верхнего уровня. А постоянно изменяющиеся требования со стороны регуляторов к формам и составу отчетности вынуждают поддерживать существование «женских полков» в виде отделов отчетности», – добавляет Григорий Давыдов, ведущий эксперт департамента комплексных проектов R-Style Softlab.

Кроме того, по словам эксперта, нельзя не учитывать технологическую составляющую. Как правило, если такой проект случается, то у поставщика решения остается полная свобода в выборе архитектуры решения, технологий, инструментов, не говоря уже о структуре базы данных, оптимальности ETL и т.п. Но далеко не все предприятия госсектора могут позволить себе держать в штате высококлассных специалистов соответствующего профиля, которые могут оценить и направить работу поставщика. «В результате иногда имеет место подход, направленный на наискорейшее достижение результата в ущерб возможности модернизации, стоимости сопровождения, технологичности», – заключает Григорий Давыдов.

Тенденции и прогнозы

Предсказательная аналитика становится одним из ключевых трендов в госсекторе. Например, все больший интерес представляют информационно-аналитическую системы, предназначенные для мониторинга, анализа и прогнозирования показателей социально-экономического развития региона, анали¬тической поддержки принятия решений на основе накапливаемой информации. В рамках ситуационного центра решаются сложные задачи стратегического управления регионом, отраслью. Подобными системами или отдельными модулями пользуются уже ряд регионов России, ее и используют и федеральные органы власти.

В 2014 г. продолжается развитие информационно-аналитических систем регионов. «Органы власти используют ресурсы не только для эффективного управления, но и активного вовлечения жителей регионов в решение местных и государственных вопросов», – констатирует Сергей Шестаков. Так, портал «Открытые данные», реализованный в компанией «Прогноз» в рамках проекта «Открытый регион. Пермский край», предназначен для повышения открытости власти и вовлеченности жителей в процессы управления регионом. Портал содержит в открытом доступе порядка 2000 наборов данных: данные Пермьстата, показатели деятельности органов власти, сведения о реализуемых в регионе проектах, нормативно-правовые и распорядительные документы.

Еще один пример – «Единая автоматизированная информационно-аналитическая система обеспечения деятельности органов власти Республики Коми (ЕИАС)» – объединила данные ведомственных систем регионального и федерального уровня в едином хранилище. У системы есть и мобильное приложение, которое обеспечивает руководство республики оперативной информацией, поступающей от МЧС, МВД, Управления лесного хозяйства, органов исполнительной власти и местного самоуправления. ЕИАС позволила местным властям организовать эффективный межведомственный информационный обмен и интеграцию с Государственной автоматизированной системой «Управление».

Аналитика на мобильных устройствах – устойчивый тренд нескольких последних лет. Скорость реакции на изменение условий сегодня имеет принципиальное значение для руководителей: они обязаны быть мобильными, и современные технологии, включая и бизнес-аналитику, дают им такую возможность. Мобильное решение обеспечивает быстрый доступ к ключевой информации, помогает контролировать исполнение поручений. Кроме того, электронный помощник на мобильном устройстве сообщает последние новости отрасли, экономики страны и регионов, предоставляет удобный инструмент для планирования рабочего графика, взаимодействия с приемной и контроля исполнительской дисциплины.

В целом по рынку новых проектов в этом году не так много, в основном они сосредоточены на региональном уровне. Большую долю занимает развитие и модернизация уже существующих BI-систем. Потребности госорганов в анализе данных и получении новых знаний повышаются, вследствие чего требуется дополнительная функциональность, оптимизация архитектуры, создается инструментарий моделирования и прогнозирования, что нередко сопровождается повышением статуса пользователя – от простого получателя отчетов до исследователя данных.

Стремительное развитие технологий в области BI – это, несомненно, положительный тренд. Сейчас появился целый класс новых продуктов и услуг, связанный с обработкой и хранением больших данных, поиском релевантной информации, семантическим анализом и распознаванием текстов и объектов. Это открывает принципиально новые возможности для более качественного выполнения государственных функций и оказания услуг.

Помимо очевидного тренда, связанного с развитием мобильной аналитики, все отчетливее проявляются современные интерактивные средства визуализации и представления информации, пространственная и предиктивная аналитика, аналитика в режиме, приближенному к реальному времени (в том числе in-memory-аналитика), отмечает Евгений Курилович. Он также обращает внимание на то, что исследование данных теперь можно производить с применением новейших инструментов класса Data Discovery. Стали доступны технологии, увеличивающие глубину хранения исторических данных (Apache Hadoop), позволяющие хранить «сырые» данные и обеспечивающие реализацию горизонтальных линейно масштабируемых распределенных хранилищ данных (нереляционные БД, Hadoop). Отметим, что новые технологии появились в ответ на соответствующие потребности рынка и где-то даже предвосхитили их.

Андрей Арсентьев

Вернуться на главную страницу обзора