Казахстан хочет защитить внутренний рынок от экспансии глобальных ИТ-игроков
Казахстанские компании, предоставляющие услуги для населения, намерены инвестировать в цифровизацию и технологии обработки больших данных. Но правила игры в этой сфере пока не вполне ясны. Чтобы голос бизнеса был услышан при формировании цифровой экосистемы страны, несколько компаний создали Национальную Ассоциацию «Big Data». О задачах объединения и перспективах использования данных в Казахстане в интервью CNews рассказали председатель правления Ассоциации Азамат Османов и член правления Ассоциации Ерулан Кусаинов.
25.03.2021
К ключевым целям можно отнести внесение ясности в регуляторные нормы, а также повышение цифровой грамотности бизнеса, правительства и общества в целом. Есть вопросы, например, в области кибербезопасности, которые серьезно недооценены. В эпоху глобальных взаимоотношений очень важно сохранить цифровую безопасность страны.
Сейчас основным генераторам данных и всем, кто задействован в этой отрасли, необходима площадка, которая объединит все стороны для диалога, поиска взаимопонимания и точек соприкосновения. Отрасль нуждается в регулировании, но при этом необходимо учитывать интересы всех сторон, создать правила, единые для всех. Когда такие правила заданы, сложности, с которыми сталкивается каждая отрасль на этапе формирования и прогресса, теряют свое пагубное влияние на качество и темпы развития. Сейчас рынок разрознен, а развитие сферы больших данных в Казахстане тормозится, потому что нет ни достаточных знаний, ни понимания принципов регулирования.
И, самое важное, мы должны быть защищены от таких глобальных игроков как Google, Apple и им подобных. Сейчас у них больше данных о казахстанских пользователях, чем у государства и местного бизнеса. Мы хотим, чтобы у отечественных компаний были такие же возможности. Только таким образом мы сможем защитить себя и свой рынок.
Сейчас в Ассоциацию входят крупнейший казахстанский телекоммуникационный холдинг «Казахтелеком», мобильные операторы KCell и Tele2/Altel, самый большой продуктовый ритейлер Magnum, а также две профильные ИТ-компании Tengri Lab и Frontier Kazakhstan. Все эти организации обслуживают розничных клиентов, работают с большими данными и инвестируют в развитие данного направления.
Раньше с большими данными в Казахстане работали в основном банки. По мере развития и удешевления технологий другие компании тоже стали активно развивать данное направление: у телеком-бизнеса — широкий охват по всей стране, а ритейлеры глубоко понимают предпочтения покупателей. Анализ этой информации повышает качество прогнозирования и дает основу для очень интересных инициатив, полезных как обществу, так и бизнесу. Речь идет не только о коммерческих проектах, но и о B2G- и G2C-инициативах.
В Ассоциацию вошли основные компании, которые владеют большими данными и уже давно озабочены тем, чтобы эти данные можно было правильно структурировать и эффективно использовать. Важно не только монетизировать использование больших данных, но и обеспечить безопасность персональных данных граждан. Клиенты должны быть уверены, что чувствительная информация будет использоваться правильно. Для этого должны быть понятные правила игры для всех участников рынка. Ассоциация должна принимать активное участие как в разработке этих правил, так и в создании законопроектов, которые позволят обеспечить защиту данных.
Назрела необходимость в определении эффективного для бизнеса и безопасного для граждан свода правил работы с данными. Без обработки данных мы не можем говорить о какой-то внешней конкурентоспособности.
То, что сейчас происходит, можно назвать новой цифровой эрой. Если раньше мы жили в индустриальной эре, то сейчас — в цифровой. Компании на базе этого «кодекса» смогут качественно прогнозировать свои затраты и управлять новыми возможностями. Каждый гражданин будет защищен. Лучше понимая потребности своих клиентов, компании перестанут раздражать их неинтересными предложениями, а будут персонально предоставлять только полезную информацию. Государство же получит инструменты мониторинга всех отраслей.
Оно также сможет использовать данные, например, для более эффективного распределения адресной социальной помощи, для планирования технических и автодорожных коммуникаций. Чем больше детальных данных, тем лучше планирование и понимание конкретных нужд и потребностей.
В России уже есть компании, реализующие глобальные цифровые проекты. Ввиду их масштабов и близости к фондовым инструментам, эти организации в среднем опережают нас на несколько лет. Казахстан только в начале этого пути. Большинство отечественных компаний на этапе перехода от бумаги к цифре, хотя у нас уже есть примеры, когда бизнес реализует инновации мирового технологического уровня.
Наличие государственных программ, например, «Цифровой Казахстан», говорит о значимости этого направления. Компаниям необходимо найти в этой области свою бизнес-модель инновационной борьбы за клиентов.
Что касается взаимодействия, то налаженные партнерские отношения между Казахстаном, Россией и другими странами СНГ открывают для новой отрасли огромные горизонты. Уже сейчас при правильной организации процесса мы можем делиться опытом и использовать в рамках Таможенного союза данные соседних государств и интересующих нас компаний, расширять рынки. Товарооборот между нашими странами постоянно растет, и мы можем совместно пользоваться данными по клиентам, по крупному, малому и среднему бизнесу, зная потребности государства, населения, локальные рыночные особенности. Мы можем повысить потенциал близлежащих стран-партнеров в части экспорта и импорта разной продукции.
Произошел большой скачок в использовании всех цифровых инструментов. Если говорить о бизнесе, то сегодня побеждает не только тот, кто лучше, качественнее и эффективнее продает, но еще и тот, кто будет лучше рассказывать о продукте, сделает опыт его использования максимально простым и комфортным. Понятно, что мы не говорим о полном переходе в цифру. Онлайн не может жить без качественного офлайна. Здесь мы тоже отстаем из-за сложности логистики и обработки обычных операций. Но важно не догонять старые модели, а воспользоваться шансом, перескочить этот этап и идти в ногу со временем.
Уже сегодня в Казахстане многие повседневные процессы переведены в цифровой формат. К примеру, онлайн-платежи и финтех-приложения не только пользуются большим спросом, но и стали ежедневной рутиной для жителей как крупных городов, так и отдаленных регионов страны.
Действительно, пандемия изменила все. Пришло понимание, что благодаря правильному и эффективному использованию информационных технологий мы сможем, как минимум, получить больше новых возможностей. Как высокие технологии и всеобщая цифровизация уже изменили ежедневную рутину, мы видим на примере работы call-центров группы компаний «Казахтелеком». В прошлом году число онлайн-консультаций впервые превысило количество офлайн-обращений, более современный сценарий предпочитают порядка 70-80% наших клиентов. Кроме того, значительную часть этих обращений обрабатывают голосовые роботы, работающие на основе искусственного интеллекта. В большинстве случаев абонент не может определить, разговаривает он с живым оператором или с роботом. Хотя совсем недавно возможность ежедневного применения подобных технологий казалась нам очень футуристичной. Бизнесу это приносит не только более эффективное распределение нагрузки на сотрудников, но и существенную экономию бюджетов. И подобных примеров уже немало.
Мы видим, насколько легко и быстро сейчас решаются многие повседневные вопросы казахстанцев благодаря цифровым услугам. Все это уже значительно упростило нашу жизнь. Цифровизация и применение больших данных также получат более широкое применение в медицине, в доставке продуктов питания, в почтовых операциях и многих других сферах. Но успех зависит от построения цифровой экосистемы в целом. Здесь мы должны действовать с государством синхронно. Ассоциация берет на себя существенную часть задач по построению дорожной карты развития нашей цифровой истории.
На текущий момент по всему миру объемы информации растут по экспоненте. Для эффективной и оперативной реакции на изменения общества и рынка, бизнесу и государствам необходимо уметь собирать, обрабатывать и анализировать огромное количество данных. Сам порядок сбора и аналитики данных — это значимый сектор в доле цифровой экономики. В начале осени 2020 года агентство Research and Markets опубликовало отчет о глобальном рынке аналитики больших данных. В нем отмечается, что по итогам 2019 года объем этого рынка оценивается в $41,85 млрд. Эксперты и аналитики предрекают, что к 2028 году он достигнет отметки в $115,13 млрд при средней ежегодной динамике прироста в 11,9%. Кроме того, изменится и рынок труда — востребованность аналитиков в этой области возрастает ежегодно. Уверен, появится отдельная университетская специализация.
Все верно: объем записываемых в мировые хранилища данных растет ежесекундно, цифровые технологии внедрены во все области жизнедеятельности человека. Согласно исследованию IDC Digital Universe, в 2020 году на каждого живущего на Земле человека приходилось по 5200 Гб, а общий объем данных на планете вырос до 40 зеттабайтов. Рост продолжится, и к 2025 году показатель достигнет 163 зеттабайт. В докладе «Эпоха данных-2025», подготовленном Seagate и IDC, говорится, что к середине нынешнего десятилетия среднестатистический житель Земли будет взаимодействовать с подключенными к cети устройствами примерно 4800 раз в день — по одной процедуре контакта каждые 18 секунд. Потому не удивительно, что на глобальном уровне технологии работы с большими данными уже начинают применяться практически во всех отраслях экономики. А это значит, что бизнес будет ориентирован на максимальную индивидуализацию предложения именно благодаря моделям аналитики больших данных. Наиболее эффективные, оптимальные и удобные решения для всех участников рынка — вот один из важнейших результатов применения инструментов больших данных.