Tоп-10 обманов и просчетов сотовых операторов в Москве
За 20 лет работы сотовой связи в России операторы использовали множество разных уловок, чтобы скрыть реальные расходы абонентов, либо привлечь новых клиентов. CNews подготовил рейтинг 10 самых запомнившихся обманов и просчетов московских операторов мобильной связи.Плата за бесплатные входящие
1 июля 2006 г. исполнилась заветная мечта российских абонентов сотовой связи — все входящие звонки на сотовые телефоны стали бесплатными. Для компенсации потерь сотовых операторов была введена плата за звонки с фиксированных на мобильные телефоны - 1,1 руб/мин. Однако сотовые операторы также оказались вынуждены платить друг другу по 0,95 руб. за каждую минуту вызовов своих абонентов на чужие сети.
В результате «Билайн», МТС и «Мегафон» объявили о введении платы за соединение (ПЗС) в размере 0,3 — 0,5 руб. После протестов ФАС и Мининформсвязи, указавших на незаконность такого рода побора, ПЗС заменили на повышенную плату за первую минуту разговора. Но этим сотовики не ограничились. Была отменена посекундная тарификация (до 2006 г. в большинстве тарифов она была после первой минуты вызова), скорректированы ряд тарифов и скидочных акций.
Не забудьте заплатить налоги
В 90-х годах сотовые операторы придумали оригинальный способ указывать цены в своих тарифах — без учета налога на добавленную стоимость (НДС), составлявшего 20%. В 2000 г. в Москве был введен еще один побор — налог с продаж (НП) в размере 5%. Таким образом, просматривая тарифы сотовых операторов, покупатель должен был перевести их в рубли и добавить еще четверть.
Сотовые операторы, не работавшие в стандарте GSM — например, «Московская сотовая связь» и «Сонет» - в какой-то момент времени решились на то, чтобы указывать цены с учетом налогов. В рекламе это демонстрировалось как преимущество по сравнению с «нечестными» операторами GSM. В 2004 г. НП был отменен, а с 2006 г. все тарифы стали указываться с учетом НДС, размер которого к тому моменту снизился до 18%.
Не по курсу ЦБ
В 2006 г. сотовые операторы «большой тройки» приняли решение о переводе своих цен из долларов и условных единиц в рубли — это было связано с грядущими изменениями законодательства, обязывающими указывать цены на товары и услуги только в рублях. «Мегафон» осуществил конвертацию тарифов по текущему курсу Центробанка. А МТС и «Билайн» взяли средний курс ЦБ за полгода и получили 28,7 руб/$, исходя из которого и была осуществлена конвертация тарифов. Курс ЦБ на тот момент составлял 26,9 руб/$, что позволило операторам повысить свои доходы.
Хватит отправлять SMS
Переход в стандарт GSM «Вымпелком» (бренд «Билайн») осуществил в 1998 — 99 гг. К тому моменту МТС уже пять лет работал в данном стандарте. Чтобы «подвинуть» конкурента, «Билайн» сделал для своих абонентов бесплатной услугу отправки SMS. Осенью 2000 г., когда GSM-сеть «Вымпелкома» была уже в достаточной степени развита, а абоненты привыкли писать SMS, компания убрала бесплатные SMS из своих новых тарифов, а чуть позже задним числом подкорректировала и архивные тарифы. За отправку одного SMS-сообщения пришлось платить $0,06 (здесь и далее все цены в долларах приведены без учета НДС), при том, что отправка SMS в тот момент была доступна только внутри сети «Билайн».
Бесплатный порог стал платным
В конце 90-х все входящие вызовы на сотовые телефоны — как с мобильных, так и с фиксированных аппаратов — были платными. Операторы только-только стали отменять плату за внутрисетевые входящие. Необходимость платить за входящие вызовы отпугивала абонентов, в связи с чем МТС решилась сделать первые 20 секунд всех входящих вызовов бесплатными.
Но в 2000 г. оператор отменил эту опцию. Такое решение МТС, по опросам абонентов сотовой связи, было признано «разочарованием года». Лишь в 2003 г. МТС и его конкуренты сделали на большинстве тарифов бесплатными вызовы с мобильных телефонов любых операторов, а с 2006 г. на законодательном уровне был введен запрет на взымание платы за входящие звонки.
Не думай о секундах свысока
В конце 90-х — начале 2000-х годов, стараясь нарастить абонентскую базу, «Билайн» придумал оригинальный способ выглядеть привлекательнее конкурентов. Входящие и исходящие вызовы продолжительностью до 9 секунд (то есть до 8 секунд включительно) не тарифицировались. У конкурентов нетарифицируемый порог составлял на тот момент лишь 6 секунд.
Бесплатные «9 секунд» были интересы не только любителям коротких разговоров, но и всем абонентам, так как, например, при звонках на фиксированные номера с автоответчиком/АОН/факсом отчет секунд начинался с момента первых гудков, а не поднятия трубки. Однако уже в 2001 г. «Билайн» передумал отличаться от конкурентов и снизил нетарифицируемый порог до 6 секунд. Причем если пользователи контрактных тарифных планов получили некоторую компенсацию в размере снижения абонентской платы на $1, то пользователям pre-paid тарифов серии «Би+» даже не дали что-либо в замен.
В 2006 г. за регулирование вопроса нетарифицируемого порога взялось Мининформсвязи. В подготовленных министерством правилах оказания услуг подвижной связи значился запрет на тарификацию вызовов продолжительностью до 3 секунд. Сотовые операторы с удовольствием исполнили требование регулятора и снизили нетарифицируемый порог с 6 до 3 секунд.
Тяжелый «Лайт»
Александр Чеснавский, MWS: Мы активно движемся в сторону создания экосистемного бигтеха

«Мегафон» начал работать в Москве в 2001 г., когда на рынке уже вовсю царствовали МТС и «Вымпелком». «Мегафон» вынужден был решать вдвойне сложную задачу: потеснить конкурентов при скромных финансовых возможностях (в отличие от двух других операторов, акции «Мегафона» не котируются на Нью-Йоркской фондовой бирже). Это породило целый ряд казусов с тарифами серии «Лайт» (предложения без абонентской платы): вводились новые, привлекательные тарифные планы, проводилась широкая рекламная кампания с использованием телевидения, а затем тарифы неожиданно менялись или исчезали из продажи.
Так было с запущенным в начале 2003 г. тарифом «Ультра-Лайт». В рекламе пользователям обещались бесплатные звонки внутри сети «Мегафон». Однако вскоре тариф подвергся серьезной модификации: бесплатными стали лишь звонки абонентам самого тарифа «Ультра-Лайт». После этого тариф с бесплатными звонками внутри сети московский «Мегафон» решился представить лишь в 2011 г.
Летом 2003 г. «Мегафон» устроил широкую презентацию тарифа «О’Лайт». Исходящие звонки на сотовые номера всех операторов стоили $0,03/минута, а за каждый входящие звонок с мобильного продолжительностью более минуты начислялся бонус в размере $0,01. Но уже вскоре оказалось, что тариф невозможно купить. Эксперты выдвинули версию, что сеть «Мегафона» просто перестала справляться с наплывом новых абонентов, и оператор искусственно ограничил подключения.
В 2004 г. нечто подобное произошло и с тарифом FIX. Новое предложение «Мегафона» отличалось фиксированной стоимостью звонков независимо от их продолжительности. Входящие с «Мегафона» и исходящие на любые мобильные стоили $0,09/минута, остальные входящие и исходящие - $0,19/минута. Но опять-таки по прошествии нескольких месяц подключения на тариф были закрыты.
Алексей Курасов, «Финам»: Российские ИИ-модели сегодня конкурентоспособны на глобальном уровне

Летом 2006 г., после отмены платы за входящие вызовы, сотовые операторы оказались вынуждены платить друг другу 0,95 руб. за каждую минуту звонков своих абонентов. В этой связи «Мегафон» нанес еще один удар по этим трем тарифам: в FIX и «Ультра-Лайт» была введена ежемесячная абонентская плата в размере 295 руб. и 180 руб. соответственно. В «О’Лайт» отменили бонус за входящие вызовы, а исходящие на мобильные подорожали с 0,85 руб/мин до 1,2 руб/мин.
Опасная точка доступа
Технология WAP позволяет получать доступ в интернет непосредственно с мобильного телефона. В сетях «Билайн» и МТС она появилась в 2000 г., однако серьезным спросом не пользовалась — в частности, из-за медленной скорости и неудобной повременной тарификации. Ситуация появилась с появлением в 2002 — 03 гг. технологии пакетной передачи данных GPRS. МТС и «Вымпелком» предложили абонентам возможность безлимитного использования услуги WAP-GPRS за $3 в месяц.
Но в 2004 г. МТС радикально поднял соответствующий тариф: 1 Мб трафика по WAP-GPRS стал стоить $10. В 2006 г. аналогичную цену установил и «Билайн» (в «Мегафоне» WAP изначально тарифицировался таким образом). Примечательно, что к тому моменту большинство современных сотовых телефонов, не говоря уже о смартфонах, научилась выходить в интернет самостоятельно, без помощи WAP. Соответственно, WAP-шлюзы превратились в обычные прокси-сервера и стали практически бесполезны.
Но операторы пользовались незнанием абонентов: зачастую в настройках сотовых телефонов и настройках, присылаемых самими операторами, по умолчанию точкой доступа устанавливался именно WAP. Так продолжалось вплоть до 2011 г., когда сначала «Мегафон», а затем и «Билайн» сделали стоимость WAP-GPRS такой же, как и простого WAP — ориентировочно 7 руб/Мб вместо 300 руб/Мб.
Мечты о безлимитном интернете
В 2003 г. «Мегафон» первым из сотовых операторов попытался предоставить возможность безлимитного доступа в интернет — соответствующая услуга стоила $19/месяц. На тот момент даже фиксированные интернет-провайдеры не решались на подобный шаг. Впрочем, используемая тогда «Мегафоном» технология GPRS не обеспечивала скорости более чем 50 Кбит/с, к тому же для пользователей данной услуги «Мегафон» создал отдельную точку с пониженным приоритетом обслуживания. Но в 2005 г. «Мегафон» прекратил этот эксперимент.
В конце 2007 г. CDMA-оператор «Скай Линк», который изначально делал ставку на передачу данных, ввел безлимитный интернет-тариф с абонентской платой 2800 руб/месяц. Но уже через три месяца оператор ограничил максимальный объем трафика в данном тарифе до 2 Гб. Сеть «Скай Линка» поддерживает скорость передачи данных до 2,4 Мбит/с, и, как пояснили представители оператора, данный тариф стал использоваться некоторыми пользователями для скачивания торрентов.
На введение безлимитных интернет-тарифов GSM-операторы решились лишь в конце 2009 — начале 2010 гг. после ввода в действия сетей 3G. Правда, полноценного безлимита не предлагается до сих пор: как правило, после нескольких гигабайт скорость опускается до менее чем 100Кбит/с. «Скай Линк» также сделал безлимитное предложение, но в нем закрыта возможность пользования торрент-сетями.
Плата за интернет по воздуху
В начале 2004 г. «Билайн» ввел плату в размере $3/месяц за пакет из трех услуг: доступ в интернет по технологии GPRS, WAP-GPRS и MMS-сообщения. Ранее абонентская плата взималась только за WAP, при этом GPRS-трафик и отправленные MMS-сообщения продолжали оплачиваться отдельно. Абонентскую плату вынуждены были платить пользователи не только контрактных тарифов, но и тарифов серии «Би+», не предполагающей абонентской платы.
Возмущение абонентов было настолько сильным, что вылилось в митинг у офиса «Билайна», в котором приняли участие более ста человек. В 2006 г. «Билайн» отменил абонентскую плату за GPRS-услуги.