Разделы

Техника

В России катастрофически обрушились продажи смартфонов

За первые два месяца 2023 г. продажи смартфонов, наушников и гарнитур в России рухнули на 32-40% в деньгах. При этом в штуках рынок сжался не так сильно – всего на 12%. Представители отрасли объясняют происходящее тем, что россияне начали экономить на потребительской технике и все реже покупают устройства из высокого ценового сегмента.

Сокращение рынка

В январе-феврале 2023 г. продажи потребительской электроники рухнули на 23-40% в деньгах. Об этом пишет «Коммерсант» со ссылкой на поставщиков и сети российских магазинов. При этом россияне закупились смартфонами, наушниками и гарнитурами в объеме, который на 11-12% меньше показателей 2022 г. за этот период.

Такие данные привели представители Holodilnik.ru, уточнив, что в январе 2023 г. продажи сократились на 13,3%, до 7,5 млн гаджетов, а в денежном выражении — на 40%, до 58,3 млрд руб. В частности, за этот период продали 2,3 млн смартфонов, что меньше показателей 2022 г. на 13%. В деньгах продажи упали на 43% до 50 млрд руб.

Похожие данные в беседе с CNews сообщили представители МТС, уточнив, что падение в штуках оказалось на уровне 10%.

Бизнес-аналитик группы «F+ techМарвел» Артур Махлаюк подтвердил «Коммерсанту», что за два месяца 2023 г. продажи потребительской телекоммуникационной электроники рухнули на 12% в штуках и на 32,5% в деньгах. По его словам, это произошло из-за того, что российский рынок покинули компании-лидеры.

В «М.видео-Эльдорадо» также сообщили, что по итогам первых полутора месяцев 2023 г. потребительский спрос все еще ниже уровня начала 2022 г. По данным источника «Коммерсанта», речь идет о разнице в 10% в штуках. В то же время представители компании отмечают, что видят постепенный тренд на восстановление.

Премиальный сегмент сжимается

В Holodilnik.ru уточняют, что сильнее всего в деньгах упали продажи у продукции Samsung и Apple. В отношении гаджетов южнокорейской компании падение составило 35%, американской – 18%. При этом серьезно выросли продажи у китайских вендоров Realme и Xiaomi. Представители компании отмечают, что россияне в целом стали дольше ходить со старыми смартфонами и чаще обращаться в ремонтные мастерские.

Россияне стали сильнее экономить на смартфонах

По данным Махлаюка, китайские гаджеты действительно все увереннее чувствуют себя на рынке потребительской телеком-электроники. Так, за последнюю неделю февраля 2023 г. в России приобрели более 26 тыс. устройств Oppo. За тот же период 2022 г. речь шла лишь о 7 тыс. гаджетов этого бренда.

Что происходило в 2022 году

В 2022 г. интерес россиян к потребительской электронике неуклонно падал. В «Ситилинке» в беседе с изданием напомнили, что хуже всего смартфоны, наушники и гарнитуры продавались во II квартале 2022 г. Затем сети начали работать с новыми брендами и налаживать поставки по параллельному импорту, но показатели продаж все еще не могут выйти на прежний уровень.

В начале марта 2023 г. CNews писал о том, что в 2022 г. средняя стоимость смартфонов в России рухнула на 20% – с 23,3 тыс. руб. до 19,2 тыс. руб. Народной любовью стали пользоваться китайские бренды, а премиальные iPhone и Samsung люди начали приобретать на «Авито». По данным МТС, спрос на устройства дороже 50 тыс. руб. упал на 57%. По информации оператора, чаще россияне стали покупать телефоны за 30–40 тыс. руб.

На среднем чеке отразились, прежде всего, сократившиеся доходы людей. Теперь они предпочитают экономить.

Как с помощью ad-hoc инструмента снизить расходы на внедрение аналитики
Импортонезависимость

Кроме того, передел рынка стал следствием быстрого сокращения ассортимента гаджетов Apple и Samsung, которые остановили поставки в Россию после начала специальной военной операции в феврале 2022 г. По информации аналитиков GS Group, в 2022 г. импорт iPhone в Россию в штуках упал в два раза, а Samsung – в три раза. В итоге россияне в 2022 г. стали покупать iPhone в два раза реже, чем в 2021 г., сообщили CNews в МТС. Число проданных смартфонов Apple в России в 2022 г. упало на 45%.

На фоне сокращения активности премиальных брендов наращивать поставки в России стали вендоры более бюджетных гаджетов: Tecno, Itel и др. Так, в десятку самых востребованных моделей, как уточнили CNews представители МТС, попали семь смартфонов вендоров из Китая: Xiaomi, Realme, Tecno. В «Билайне» и Tele2 лидерами продаж стали Tecno и Infinix.

Также россияне стали более аккуратно пользоваться смартфонами, чтобы продлить им жизнь. Так, россияне стали чаще оформлять страховку для гаджетов на китайские смартфоны. Количество таких полисов за 2022 г. выросло в два раза, обогнав марки Apple и Samsung, свидетельствуют цифры «Альфастрахования».

Анжела Патракова