Разделы

Бизнес Цифровизация ИТ в госсекторе Маркет

Подмосковье придумало, как оказывать госуслуги гражданам без ЭЦП в один визит

Главный ИТ-шник Московской области рассказал о приоритетах информатизации региона в 2017 и 2018 гг., затронув проект по переходу к системе однократного визита граждан в госорганы при получении услуг.

Однократность визита за услугой как приоритет 2017 года

В 2017 г. одним из главных ИТ-проектов Московской области стал переход к системе однократного визита граждан к чиновникам при получении госуслуг. Процесс затронул 100 основных, наиболее популярных государственных и муниципальных сервисов. Отличительной особенностью проекта можно считать отсутствие необходимости для граждан иметь собственную электронную цифровую подпись (ЭЦП). Об этом в рамках прошедшего в ноябре 2017 г. CNews Forum рассказал заместитель председателя правительства Московской области — министр госуправления, ИТ и связи Максут Шадаев.

По классической схеме получения госуслуг, человек при подаче заявления должен либо принести чиновникам оригиналы требующихся документов (а это лишнее посещение), либо прикрепить к электронному заявлению оцифрованные версии документов, подписанные ЭЦП, которые среди населения сейчас распространены крайне слабо.

«Главная проблема развития электронных форм подачи заявлений — это отсутствие электронной подписи, — подчеркивает Шадаев. — Поэтому мы у себя предпринимаем определенные меры, благодаря которым человек через портал может сдать все документы, условно, даже не подписывая их электронной подписью. А когда результат готов, он отгружается в МФЦ, и человек только тогда (однократно) приходит с оригиналами тех документов, которые он подал в виде сканов или фотографий при формировании электронной заявки, и забирает готовый результат».

Несмотря на то, что такой формат взаимодействия выглядит весьма просто и логично, реализацию подобного проекта Шадаев считает для Подмосковья большим достижением. «Это, с одной стороны, и понятная, и доступная форма, — говорит он. — А с другой — она экономит огромное количество времени, потому что люди точно не ходят, когда знают, что им в услуге отказано, когда знают, что они что-то не досдали и т. д. Происходит очень большой трансформационный процесс».

Приоритет на 2018 г. — единый сервис-деск

В 2018 г. одним из главных приоритетов информатизации Московской области, по словам Шадаева, станет создание так называемого единого сервис-деска по работе с обращениями граждан — единого канала связи для них и обратной связи с ними. «Наша задача сделать так, чтобы ни одно обращение, которое акцентирует наше внимание на какой-то проблеме, не осталось не только без ответа, но и без решения», — подчеркивает он.

Максут Шадаев: Наша задача, чтобы ни одно обращение, которое акцентирует наше внимание на какой-то проблеме, не осталось не только без ответа, но и без решения

Говоря о подоплеке данного проекта, чиновник указывает на очень серьезный регулярный рост объемов обращений граждан — примерно на 50% в год. Люди пишут все чаще, а сама форма подачи обращений максимально упростилась: электронная почта, порталы обратной связи и пр. При этом люди склонны писать сразу во все инстанции — не главе муниципального образования, а сразу Президенту России, губернатору, в думу, в прокуратуру, одновременно посылая сигнал всем.

«Понятно, что обращение гражданина — это для нас святая история, — рассуждает Шадаев. — Но, проанализировав практику, мы понимаем, что она очень трудозатратная. И к сожалению мы акцентируем больше внимание на сроках ответов, а не на их качестве и реальном решении проблем».

В этой связи чиновник заверяет, что для него и его коллег однозначно ясно, что они находятся в определенной «петле неэффективности». «Отвечая на обращение гражданина за 30 дней или меньше, мы его проблему в большинстве случаев решить просто не успеваем. И дальше происходит вал повторных обращений. Все это нас серьезным образом дестабилизирует».

Выступление Максута Шадаева на CNews Forum 2017

С точки зрения чиновника, в этой ситуации явно требуется технологическое решение проблемы. «Мы считаем, что в ближайшие 4-5 лет точно будут развиваться фронтальные системы, которые уже есть в бизнесе, — говорит он. — Сервис-дески, омниканальность. Это очень плотно войдет в практику работы госорганов. Все каналы будут сведены в одну точку. Будет построена понятная система поиска дублей, интеллектуального разбора обращений. И дальше будет история не ответа на обращение гражданина, а, условно, контроль решения тех вопросов, которые реально гражданин перед нами ставит.

В понимании Шадаева, в данной сфере огромная практика уже наработана в корпоративном секторе — в банках, у операторов мобильной связи и пр. «Я думаю, что все эти технологии плотно войдут в нашу жизнь», — резюмирует он.

Другие тренды региональной информатизации

В ходе выступления Максута Шадаева в пленарной части форума из его доклада стало понятно, что общий электронный фронт-офис и единая технологическая платформа оказания госуслуг — это лишь один очевидный тренд региональной информатизации, который ему представляется актуальным в перспективе ближайших нескольких лет.

Как выбрать корпоративный мессенджер, который защитит данные от утечек?
Цифровизация

Презентация Максута Шадаева (кликните для пролистывания)

Среди других трендов он назвал переход на новое качество социальных услуг — развитие экосистемы сервисов, интеграцию соцсетей и появление возможности реального участия жителей в принятии решений, передачу на аутсорсинг непрофильных (обеспечивающих) бизнес-процессов, внедрение интеллектуальной городской инфраструктуры.

С подробными рассуждениями Максута Шадаева на тему этих трендов вы можете ознакомиться по его электронной презентации или по видеозаписи его выступления на форуме.

Как прошел CNews Forum 2017

В 2017 г. крупнейшая независимая площадка CNews Forum для встречи ИТ-директоров, руководителей ИТ-компаний и представителей органов власти собрала рекордное число гостей — порядка 1600 человек. На форуме прозвучало более 100 экспертных докладов. В сессионной части было проведено семь тематических отраслевых секций. На выставке в рамках форума было развернуто более 50 стендов инновационных российских и зарубежных ИТ-компаний. Мероприятие привлекло спонсорскую поддержку более 30 структур. Его информационными партнерами выступили более 60 организаций.

CNews TV: «Россия берет курс на цифровую экономику»

Помимо Максута Шадаева на форуме выступили замминистра экономического развития Савва Шипов, старший вице-президент, руководитель блока технологий банка Никита Волков, начальник управления ИТ в «Сургутнефтегазе» Ринат Гимранов, директор по ИТ в РЖД Евгений Чаркин, директор по ИТ в Х5 Retail Group Фабрисио Гранжа, замруководителя Информационно-аналитического центра (ИАЦ) поддержки ГАС «Правосудие» Судебного департамента при Верховном суде России Роман Калина, генеральный директор IBM в России и СНГ Андрей Филатов, вице-президент кластера ИТ фонда «Сколково» Константин Паршин, начальник департамента управления инфраструктурой АИС Пенсионного фонда Павел Хрипунов, член правления корпорации «Галактика» Сергей Петров и многие другие.

Денис Воейков