Спутники отправят ледоколы на стоянки
В России проходят демонстрационные испытания судовые ГИС, использующие данные оперативной космической съемки, которые повышают безопасность и эффективность мореплавания в Арктике.Россия начинает обустраивать Северный морской путь (СМП). Глобальное потепление и обострение конкуренции в борьбе за ресурсы способствуют активизации хозяйственной деятельности в Арктике стран и компаний региона. Задача снижения риска морских операций в Арктике требует значительных средств и усилий для создания соответствующей инфраструктуры.
Советский Союз, начиная с 30-х годов ХХ века, методично развивал систему гидрометеорологического обеспечения мореплавания по СМП, которая в 80-е годы при окончательном оформлении получила наименование «Автоматизированная ледово-информационная система для Арктики» (или система «Север»). Инфраструктуру системы составили Центр «Север» Петербургского Арктического и Антарктического НИИ (ГУ «ААНИИ»), территориальные центры (Мурманск, Архангельск, Диксон, Якутск, Тикси, Певек), региональные центры приема и обработки данных (Москва, Хабаровск).
После 90-х годов с хроническим недофинансированием новый этап развития системы начался в последние годы с внедрением космических технологий, ГИС-систем и ИТ-решений. В современном виде система “Север” обеспечивает сбор ледовой и метеоинформации, ее обработку, анализ и прогноз обстановки, а также передачу и распространение информации по спутниковым, радио- и интернет-каналам связи с доведением информации непосредственно на судовые АРМ.
Источниками измерительной информации являются спутники ДЗЗ (самые информативные источники), полярные станции, автоматические буи, отечественные и зарубежные метеоцентры. Основными космическими программами мониторинга морского ледяного покрова являются американские спутники NOAA и EOS (TERRA, AQUA), а также радарный спутник RADARSAT-1 (Канада). Для приема космической информации в Х-диапазоне частот центр ледовой разведки в ААНИИ оснащен универсальной станцией “УниСкан”.
Использование современных телекоммуникаций (спутниковые каналы INMARSAT и Iridium) позволяет оперативно доставлять информацию (спутниковые снимки и ледовые карты) на объекты в море и, что особенно важно, отображать ее в электронных навигационных картографических системах. Информация о ледовой обстановке интегрируется в систему обеспечения навигационных расчетов благодаря представлению ледовых карт в ГИС-форматах ECDIS в качестве пользовательского слоя электронной навигационной карты.
Аналогичные по принципу корабельные ГИС-системы и электронные навигационные карты сейчас внедряются за рубежом. Например, в 2005 году впервые боевой корабль ВМС USS Cape St. George (крейсер УРО класса “Тикондерога”) вышел в море без бумажных карт, но с сертифицированной корабельной ГИС формата ECDIS-N. Цифровые электронные карты на борт корабля поставляет агентство геопространственной разведки NGA.
Другим примером является Финляндия, которая при неизменном составе ледокольного флота ежегодно увеличивает тоннаж проводимых судов благодаря применению новых технологий, в том числе космического мониторинга ледовой обстановки.
В России современные технологии космического мониторинга обстановки и ГИС-системы долгое время не внедрялись в практику морской навигации в Арктике из-за отсутствия спроса со стороны компаний-операторов ледокольного флота, которые не были заинтересованы в ускорении ледовой проводки судов, поскольку сутки аренды услуг ледокола обходится заказчику в $50 тыс.
Эффективность судовых АРМ с электронными навигационными картами, совмещенными со станцией связи для регулярного приема оперативных и прогнозных ледовых карт из центра “Север” была наглядно продемонстрирована в ходе первого в мире перехода научно-экспедиционного судна “Академик Федоров” через Северный полюс к месту высадки научной станции СП-34 без сопровождения ледокола в августе-сентябре 2005 года. На борту НЭС “Академик Федоров” были установлены станция “СканЭкс” с антенной диаметром 1 м и станция “Лиана” для оперативного приема метеоданных с космических аппаратов NOAA. Данные ледовой разведки передавались также на борт судна по каналам спутниковой связи из центра “Север” ААНИИ.
#gallery# |
По данным центра “Север”, в зимнюю навигацию 2005-2006 года новые судовые ГИС-системы с оперативным обновлением ледовой обстановки прошли испытания на борту нефтеналивного танкера “Ника 1”, на новом дизель-электроходе «Норильский Никель», а также на ледоколе для проводки судов в Финском заливе. По отзыву капитанов судов, оперативная ледовая информация способствует повышению безопасности мореплавания и позволяет сократить время переходов во льду.
Интересно, что руководство ГМК “Норильский никель”, опираясь на новые суда и новые ИТ-решения с интеграцией космических технологий, планирует в перспективе отказаться от практики ледокольного сопровождения своих судов. Новый дизель-электроход усиленного ледового класса «Норильский никель», построенный в Финляндии, может без ледокольного сопровождения преодолевать более чем 1,5-метровые арктические льды. 15 апреля судно отправилось из Мурманска под российским государственным флагом в самостоятельное плавание. Установленный на судне ГИС-терминал предоставляет капитану судна в режиме on-line подробную информацию о состоянии ледяного покрова на пути следования и позволяет выбирать наиболее оптимальные маршруты движения в тяжелых ледяных полях. По заявлению пресс-службы ГМК “Норильский никель”, это пока первое и единственное в мире арктическое транспортное судно такого типа.
В процессе дальнейшего освоения Арктики Россия в силу географического положения и большой площади акватории арктических морей обречена на широкое внедрение средств космического мониторинга.