Разделы

Цифровизация Бизнес-приложения

Зеленоград прорубил ИТ-окно в Европу

Десятый административный округ Москвы – Зеленоград – называют "городом-микросхемой", поскольку он является центром российской электронной промышленности. Помимо этого он стал и первопроходцем в области автоматизации административно-хозяйственной деятельности и внедрения полнофункционального режима «одного окна». По мнению разработчиков, он может стать средством административной реформы органов исполнительной власти в России, реорганизации процессов госуправления, еще одним шагом к интеграции в Европейское сообщество.

Режим «одного окна» представляет собой административный механизм, дающий возможность физическому или юридическому лицу по документам, имеющим отношение непосредственно к заявителю (для проведения идентификации) получить требуемое решение. При этом служба «одного окна» самостоятельно осуществляет все процедуры запроса дополнительной информации в ведомственных базах данных, согласования и оформления необходимого заявителю решения по приватизации, аренде земельного участка, регистрации и другим вопросам с использованием внутренних каналов связи ОИВ. В настоящее время режим «одного окна» активно осваивается в различных регионах России, а также в странах СНГ (Украина, Казахстан и др.). Однако в большинстве случаев, пока реализован только начальный этап перехода на режим «одного окна». Хотя со стороны клиента работа происходит с «одним окном», это практически не затрагивает сам процесс оформления документов. Для того чтобы получить необходимый документ, заявитель вынужден обойти целый ряд «окон», собрать необходимое количество промежуточных документов и уже только после этого обратиться в то «одно окно», которое выдаст ему конечный документ.

Насущные проблемы

Основной проблемой внедрения полнофункционального режима «одного окна» является отсутствие интеграции территориальных и отраслевых информационных систем и ресурсов, а также ведомственных телекоммуникационных сетей, которые как правило по соображениям безопасности, остаются не сопряженными с интернетом и между собой. Например, большая часть организаций, задействованных в согласовании документов в режиме «одного окна», уже подключены к московской волоконно-оптической сети в рамках ведомственных сетей. Однако обмениваться информацией в электронной форме между собой, префектурами, управами, они не могут.

Следствием такой дезинтеграции является отсутствие упорядоченных горизонтальных связей на территории. Существующие ИСиР используются, прежде всего, для автоматизации отдельных ведомственных функций с помощью создания специализированных автоматизированных рабочих мест. Даже когда АРМ (например, АИС «Недвижимость», система информационного обеспечения управления инвестиционно-строительной деятельностью и другие), устанавливаются в префектуре, выдвигаются требования к его автономности, отсутствию какой-либо интеграции с уже используемыми в префектуре системами. Такое положение приводит к дублированию ввода информации, препятствует анализу данных, выработке стратегии развития территории и принятию оперативные решений. В силу этих факторов развитие электронного правительства проходит менее динамично, чем электронной коммерции, но если реальное посещение магазинов или кинотеатров – это приятный досуг и развлечение, то органа власти – тяжелая необходимость.

Несмотря на то, что слова «интернет», «современные информационно-коммуникационные технологии» уже вошли в словарь государственных людей различных рангов, желающих показать образ динамичного и современного органа власти, электронная информация, даже заверенная электронно-цифровой подписью, не признается в качестве официальной и достоверной, ведутся традиционные журналы учета документов, в лучшем случае принимается электронный документ, но необходимые действия начинаются только после прихода бумажного носителя.

На протяжении последних лет на территории субъектов РФ, отдельных городов, муниципальных образований разрабатываются целевые программы, системы электронного делопроизводства, геоинформационные системы, формируются информационно-справочные службы, строятся волоконно-оптические магистрали, развивается последняя «миля» и т.д. В то же время отсутствие системного подхода при проектировании сетей выявляют в последствии ряд проблем, в том числе выбор неэффективного с точки зрения расходования бюджетных средств типа сети (проводная, беспроводная), недостаточная пропускная способность или невозможность передачи аудио-, видео-, факсимильных сообщений, мультимедийной и другой информации. В конечном итоге такое положение потребует серьезной доработки и приведет к высокой совокупной стоимости владения сетью и ИСиР.

Сокращение бюрократических формальностей – это общемировая практика. В частности, Ж.Ширак в начале 90-х годов создал специальное Министерство по административной реформе, а также Комиссию по упрощению административных требований. Комиссией было проанализировано около 4 тыс. процедур. Кроме того, каждому министерству было предложено ежегодно составлять план упрощения формальностей в своей отрасли. В результате многие разрешительные процедуры были отменены, упрощены или переданы на нижестоящий уровень, сэкономлено 60 млн. бланков и многие рабочие часы как заявителей, так и служащих.

Успешный опыт уже накоплен не только во Франции, но и в России

В тренде мультиоблако — изучаем плюсы и минусы
Облака

Начиная с 1996 года Единый информационно-расчетный центр Зеленограда строит свою деятельность на основе принципа «одного окна». В ЕИРЦ созданы места приема населения, совмещающие в себе функции, с одной стороны, паспортного стола, в котором житель может осуществить прописку/выписку, получение и замену паспорта, выписку из домовой книги, справку о предыдущих паспортных данных и др., а с другой, бухгалтерии, что позволяет жителю получить документы, связанные с расчетами платежей по жилищно-коммунальным услугам и начислению субсидий, в т.ч. копию финансово-лицевого счета, справку об отсутствии задолженности по оплате жилищных услуг, копию единого платежного документа, заверить доверенность, и многое другое.

Именно ЕИРЦ Зеленограда вышел с предложением к формированию обобщенного жилищного документа, который заменит выписку из домовой книги, копию финансово-лицевого счета, справку о проверке жилищных условий, об отсутствии задолженности за коммунальные платежи. Эффективно внедрить режим «одного окна», осуществлять выдачу требуемых документов в момент обращения без очередей, позволила автоматизация и создание интегрированных распределенных банков данных «Население», «Квартиросъемщики», «Субсиденты», «Реестр прав собственности», «Временно-зарегистрированные граждане», «Должники», разработка регламентов взаимодействия с ОВД, военкоматом, банками, страховыми компаниями, ресурсоснабжающими организациями, БТИ. С 2003 года развивается взаимодействие с Управлением Департамента жилищной политики и жилищного фонда Зеленоградского округа г.Москвы. В результате программной сверки баз данных, очередникам округа для перерегистрации не требуется ежегодного обновления комплекта жилищных документов, а также упрощен процесс сбора необходимых документов при первичной постановке на очередь и приватизации.

В настоящее время в Зеленоградском округе открыто 16 служб «одного окна» оформляющих широкий спектр решений в соответствии с Единым реестром документов, выдаваемых органами исполнительной власти города Москвы, городскими организациями и территориальными органами федеральных органов исполнительной власти.

Разработчик российской ОС подвел итоги года
Бизнес

С самого начала реализации режима «одного окна» в префектуре округа была поставлена задача использования современных технологий для обеспечения взаимодействий службы со структурными подразделениями префектуры, управ районов, окружными организациями и службами с максимально возможной в существующем правовом поле автоматизацией процессов. Для этого были организационно объединены сектор информационных технологий и служба «одного окна» и образован отдел информационно-технологического развития.

Разработка стратегии “одного окна”

Разработка стратегии “одного окна”