Разделы

Бизнес

Технологии: как быстро нефть станет ненужной?

Проходившая в Токио выставка FC EXPO - 2007 показала, что отказ от нефти и водородное будущее топлива не так уж далеко, как кажется. На стендах были представлены уникальные прототипы топливных элементов не только для автопрома, но и для других областей жизни, от бытовой до медицинской техники. Мероприятие посетил корреспондент CNews в Токио.

Описывая перспективы применения водородных топливных элементов в мобильных устройствах на проходившей одновременно с выставкой конференции, вице-президент компании NTT Docomo - лидера японской мобильной индустрии, г-н Таканори Утано заявил, что его фирма рассматривает источник питания как "основную стратегическую составляющую" мобильного устройства. По его словам, время, когда мобильный телефон использовался в основном для передачи голоса на расстоянии, безвозвратно прошло. Уже с сегодня многие мобильные телефоны поддерживают видеосвязь, прием высококачественного ТВ, банковские услуги, высокоскоростной доступ в интернет и множество других функций; а в ближайшем будущем планируется ввод в действие более мощных стандартов передачи информации, таких как HSDPAHSUPA, Супер3G, 4G и т.д.

Вот почему расход энергии в устройствах резко возрастает, а требования к миниатюризации элемента питания ужесточаются, и несмотря на недостатки водородных элементов питания, будущее все же принадлежит им. В этом смысле показателен пример литиево-ионных батарей, присутствующих сегодня почти во всех мобильных телефонах. Их мощность выросла в среднем в 5 раз с момента выхода первых коммерческих продуктов; в будущем же потребуются миниатюрные батарейки на основе водорода мощностью в несколько киловатт.

Прогноз этот достаточно авторитетен, поскольку Япония лидирует по скорости внедрения новых поколений сотовых сетей и их пропускной способности. NTT Docomo планирует ввести в строй сеть 4G со скоростью передачи данных 100Mbps - 1Gbps уже к 2010 году.

"Умный" дом на водороде

Еще одним основным направлением развития топливных элементов являются системы независимого питания и обогрева жилья. Многие компании стараются выйти на этот зарождающийся перспективный рынок.

С другой стороны, повсеместное применение таких систем позволит значительно улучшить экологию в городах.

Nissan собственными силами разработал модуль мощностью 90 кВт для независимого питания, применяемый в быту. Этот продукт создан на основе батареи с протонно-обменной мембраной, используемой также в водородном варианте внедорожника X-trail. Достоинствами являются мощность, надежность и компактность.

Японский фонд Shin enerugi представил принципиальную схему и демонстрационную модель работы "умного" дома на водородном питании. В таком доме должно быть небольшое помещение для хранения топлива, система сжигания водорода и устройства для использования выработанного электричества и выделяющегося тепла.

Компанией Tokyo Gas была представлена альтернативная система на основе топливных элементов Panasonic, позволяющая не только беречь окружающую среду, но и значительно экономить на электричестве и газе. Она предусматривает комбинированное использование топливных элементов и солнечных батарей, размещаемых на крыше частного дома.

Hitachi же предлагает снизить плату за электричество практически до нуля с помощью установки, вырабатывающей водород из бытового газа, и затем сжигающей его с получением электроэнергии.

Будущее робототехники

Из других бытовых устройств, которые в скором будущем перейдут на топливные элементы, были представлены всевозможные роботы.

Space Device продемонстрировала возможности десятивольтных миниатюрных металлогидридных батарей оснастив ими гуманоидного робота компании Condo – KHR 2HV, который часами двигал руками, ногами и головой на одной зарядке.

Компания FC-R&D снабдила водородным питанием, расположенным под брюхом робота- собаку, неугомонно бегавшую в небольшом вольере, и радиоуправляемую модель Годзиллы, который по легенде и появился на свет в результате взрыва водородной бомбы.

8 задач, чтобы перезапустить инженерную школу в России
импортонезависимость

Kenis привлекла внимание своими разработками в области миниатюрных твердооксидных топливных элементов, которые традиционно применяются в мощных промышленных установках и вырабатывают энергию при высоких температурах. Представитель компании г-н Накамура продемонстрировал, что мощности, выделяемой от самого маленького элемента питания такого типа диаметром 15 и толщиной 1 мм при нагревании обычной зажигалкой достаточно для питания электромотора. Накамура прокомментировал, что такие топливные элементы найдут в будущем широкое применение благодаря возможности выработки энергии от любого открытого источника огня - в первую очередь, в слаборазвитых странах. От такого же элемента, но большего диаметра способен работать и телевизор.

Другая разработка, привлекшая большое внимание посетителей выставки – позволяющая быстро согреться куртка производства компании Catalytic Devices International. Это реализовано за счет встроенной батареи небольшого размера. На рукаве есть пульт управления с кнопкой включения и регулировкой температуры.

 

По словам разработчиков, компания разработала целый модельный ряд подобной одежды, а также одеяла и обувь с подогревом, разогреватели медицинских препаратов и всевозможное спортивное оборудование. Такие разработки, как эта куртка или многоцелевые водородные источники питания привлекли большое внимание как гражданских, так и военных специалистов.

Достойны упоминания также гибридные разработки компании Nano Dynamics, которые, по словам ее представителя Джорджа Ньюмена, спроектированы для многоцелевого использования в полевых условиях. Они позволяют использовать различные легкодоступные виды топлива, например, обычный газ пропан, баллоны с которым продаются в любом хозяйственном магазине, и не только в Америке. В настоящее время компания разрабатывает устройства мощностью 1кВт и выше.

Сергей Голицын, T1: 70% компаний, применяющих ИИ, подтверждают положительный эффект
Цифровизация

И не только Япония…

Наряду с фирмами со всего мира в выставке приняли участие целые страны.Так, можно было увидеть представительства Финляндии или Швейцарии, но более всего выделялся павильон Канады, организованный при поддержке правительства, государственных и частных организаций.

Там можно было увидеть продукцию различных фирм, в частности Power Air, специализирующейся на производстве цинково-воздушных топливных элементов, которые отличаются филигранностью технологии и возможностью массового коммерческого производства.

Было представлено несколько вариантов продуктов, и по словам Норманна Кэри, представителя компании, исполнение одной и той же установки сильно отличается, поскольку предпочтения клиентов западного и азиатского рынков различны. В то время как восточном рынке в основном востребованы элементы питания в красивом исполнении для офисного пользования, американцы и европейцы менее придирчивы к дизайну, но требуют портативности и прочности устройства.

Павильон американского совета по топливным элементам был, пожалуй, самым невзрачным и не мог похвастаться ни одним прототипом или демонстрационным стендом, но несмотря на это представителям организации самым главным кажется обозначение своего присутствия на перспективном рынке, и сотрудницы совета активно раздавали рекламные брошюры с описанием разработок американских компаний.

Дальнейшее развитие данной выставки не оставляет сомнений. По словам организаторов, в 2008 году планируется участие уже 600 компаний, а посещаемость превысит планку в 30 тыс. человек. Так как количество принимаемых заявок от участников на следующий год ограничено, и места уже быстро раскупаются, остается надеяться, что в будущем отечественные разработчики вслед за европейскими и азиатскими компаниями признают важность участия в подобных мероприятиях и познакомят мир со своими разработками.

Дмитрий Ивутин / СNews Япония