Разделы

Бизнес

Технологии: как быстро нефть станет ненужной?

Проходившая в Токио выставка FC EXPO - 2007 показала, что отказ от нефти и водородное будущее топлива не так уж далеко, как кажется. На стендах были представлены уникальные прототипы топливных элементов не только для автопрома, но и для других областей жизни, от бытовой до медицинской техники. Мероприятие посетил корреспондент CNews в Токио.

Несмотря на то, что выставка FC EXPO (Hydrogen & Fuel Cell Expo) проводится только в третий раз, она уже прочно заняла место крупнейшей площадки по продвижению инноваций в области топливных элементов на основе водорода. Свои достижения в этой области представили ведущие автомобильные концерны, а также многочисленные компании, занимающиеся созданием принципиально новых источников питания для мобильных устройств и бытовой техники.

Принципом работы любого топливного элемента является химическое воздействие окислителя на топливо, которым в данном случае является водород. Несмотря на то, что топливные элементы были изобретены более 150 лет назад, и неоднократно применялись в космических аппаратах, реальное их вхождение как в промышленность, так и в жизнь простых потребителей начинается только сегодня.

Так, несмотря на очевидное технологическое несовершенство большинства из существующих сегодня почти двух десятков разновидностей топливных элементов и отсутствие единого стандарта, различные компании планируют в ближайшие годы выпустить на рынок широкий спектр техники на водородном питании, и в первую очередь это касается мобильных устройств.

В этом году выставка значительно выросла в размере: она заняла 3 павильона в одном из самых современных выставочных центров мира – находящемся на искусственно созданных островах в токийском заливе футуристическом комплексе Tokyo Big Sight. Представители около 500 компаний со всего мира привезли на выставку свои разработки всего, что связано топливными элементами, которые были разделены организаторами на 8 тематических зон от готовых коммерческих продуктов до технологий получения водорода. Посещаемость за все 3 дня проведения ожидалось на уровне 26 тыс. человек, почти 80% из которых составляют представители руководящего звена крупных компаний, обладающие правом самостоятельного принятия решений об инвестировании или закупке выставленных технологий, что говорит об исключительно серьезном отношении крупного бизнеса к данному мероприятию.

Даешь "чистый" автопром!

Производители автомобильной техники тоже не остались в стороне. На выставке были представлены разработки не только основных игроков автопрома, но и модели от малоизвестных фирм, и даже университетов.

Автопроизводители традиционно вкладывают большие средства в развитие топливных элементов в стремлении получить технологию, которая бы позволила резко снизить выбросы в окружающую среду и более эффективно, чем обычные машины, сжигать топливо.

MES по-русски: чем заменить зарубежные системы управления производственными процессами
Цифровизация

Mitsuoka представила свой вариант экологичного микроавто, работающий на литиево-ионной батарее весом в 530 гр.
Mitsuoka представила свой вариант экологичного микроавто, работающий на литиево-ионной батарее весом в 530 гр.

Лидеры рынка выставлялись в одном павильоне, обьединив усилия в рамках проекта Japan hydrogenand Fuel Cell Demonstration Project (JHFC), направленного на популяризацию и коммерциализацию автомобилей на топливных элементах. Участники этого проекта - такие ключевые игроки, как Toyota, Honda, Nissan, Suzuki, Mаzda, DaimlerChrysler и GM представили не только свои новинки, но и предлагали многочисленным желающим прокатиться на одном из шести настоящих водородных авто.

Как и у большинства автомобилей на топливных элементах, принцип работы Honda FCX заключается в сжигании водорода из топливного бака содержащимся в воздухе кислородом с образованием воды - единственного продукта процесса сжигания топлива. Производимый электрический ток используется для питания основного мотора автомобиля. Отличительной чертой FCX является то, что его КПД выше, чем у бензиновых аналогов в 3 раза, и в 2 раза по сравнению с гибридными автомобилями типа Toyota Prius. Мотор мощностью 80кВт(110 л/с) позволяет развивать скорость в 150км/ч и крутящий момент 27.7kgm. На одной заправке он способен проехать 430км, что является хорошим, но пока не лучшим показателем, и специалисты фирмы Honda пытаются улучшить его, наращивая емкость баков при одновременном снижении общего веса машины.

Другой интересный экспонат - автобус на водородном топливе совместной разработки компаний Toyota и Hino. Автобус оснащен двумя мощными топливными элементами разработки Toyota и способен проехать без дозаправки 250 км, имея максимальную скорость в 80км/ч.

Другой абсолютно экологически чистый автомобиль - Suzuki FCV - оснащен топливной системой. Она разработана американской GM, представившей еще в 1968 году первый, хоть и не очень удачный автомобиль на топливных элементах - GM Electrovan. Эта система при простоте конструкции позволяет достичь высоких показателей мощности и не требует установки запасной батареи. Двигатель - Suzuki EV- собственная разработка компании, тоже обладает рядом преимуществ: он объединен с основными узлами в своеобразный моноблок, который может быть как быстро установлен на автомобиль, так и оперативно снят. Максимальная скорость данного автомобиля составляет 110 км/ч.