Разделы

Цифровизация ИТ в банках

Как найти компромисс между безопасностью и удобством ДБО

Сегодня клиентам банков доступно большое количество финансовых услуг в удаленном режиме. Из многолетней практики функционирования сервисов ДБО и наблюдения за поведением клиентов, предпочитающих совершать операции вне офиса банка, эксперты получают сведения, которые с успехом применяются в создании подобных систем. CNews Conferences и CNews Analytics провели 19 июня 2014 г. конференцию «Системы ДБО: новые сервисы». Представители банков и поставщики банковских решений обсудили, в каком направлении развивается отрасль и что привлекает клиентов в ДБО.

Банковский бизнес эволюционирует. «Банк – это не то, куда вы ходите, а то, что вы делаете», – утверждает Бретт Кинг, создатель концепции «Банк 3.0». Услуги дистанционного банковского обслуживания (ДБО) становятся все более популярными, клиентам нравится совершать банковские операции в удаленном режиме. С помощью ПК, мобильных гаджетов, банкоматов или терминалов можно оплачивать услуги, в том числе коммунальные, совершать банковские переводы и покупки в интернет-магазинах, погашать кредиты и многое другое.

Россия по уровню развития и востребованности мобильного банкинга еще далека от европейских лидеров. Первое место в рейтинге ING Survey занимает Турция (49%), далее следуют Испания и Нидерланды (по 44%), Польша и Люксембург (по 41%). Российские банкиры пока не могут похвастаться высокими показателями, однако мобильный и интернет-банкинг у нас развиваются стремительно. Многие банки внедряют соответствующие клиентские приложения, а, например, финансовая группа «Лайф» предлагает клиентам бесплатные планшеты для получения банковских сервисов LifePAD. При этом отечественные банки в соответствии с общемировыми тенденциями стремятся к тому, чтобы сервисы ДБО являлись не только удобными, но и безопасным для всех участников финансового взаимодействия – самого банка, корпоративных и частных клиентов.

Опрос ING Survey 2013 г., показал, что распространению мобильного банкинга препятствует отсутствие у клиентов смартфона или планшета (37%), сомнение в безопасности мобильного банкинга (33%), а также то обстоятельство, что мобильный банкинг не дает существенные выгоды по сравнению с другими способами получения финансовых услуг.

Эволюция ДБО

ДБО-системы от примитивного средства для просмотра состояния счета, получения выписки о последних операциях и обработки платежных поручений превратился в мощный инструмент, обеспечивающий доступ к большому числу банковских продуктов. С этим мнением, озвученным Александром Киреевым, директором департамента электронных банковских систем R-Style Softlab, сложно не согласиться. Сегодня, благодаря системам ДБО, можно получать информацию об остатках на счетах и выписках, выполнять рублевые и валютные операции, а также валютный контроль, управлять корпоративными картами, зарплатными проектами, финансовыми потоками холдинга и многое другое.

По словам спикера, существенно увеличился и сервисный уровень ДБО-решений. Речь идет о персонализации и настройке экранных форм, оповещении о транзакциях, полезных инструментах для обратной связи с менеджерами банков – правда, как заметили участники конференции, не столь часто применяемых. За более чем 20 лет развития ДБО-систем значительно вырос и уровень безопасности, резюмировал Александр Киреев. Сегодня для защиты банков и клиентов применяются и системы управления правами доступа, и одноразовые пароли, и электронные подписи, и SMS-пароли, и USB-токены.

Четыре желания

Частные клиенты банков хотят от ДБО всего четырех вещей: простоты, мобильности, доступности и персонального подхода. Это подразумевает, что мобильные клиенты должны создаваться на основе адаптивного интерфейса, который автоматически подстраивается под размеры экранов. При этом функционал этих приложений и возможности других каналов ДБО (банкоматов, контакт-центров, веб-сайтов) не должны разниться. Клиентские ДБО-продукты должны обеспечивать доступ ко всем банковским продуктам, программам лояльности, платежам и банковским и не банковским переводам, включать депозитный и кредитный калькуляторы, предоставлять средства расчета и отображения комиссий, а также встроенный чат для доступа к специалистам банка. От всех этих решений, подчеркнул Алексей Гурьянов, менеджер продукта компании «Банк Софт Системс» (BSS), требуется еще и простота и удобство. Такой набор качеств зачастую, к сожалению, сложно сочетать с безопасностью. Для решения данного противоречия в мобильном продукте BSS сеансовый ключ привязывается к реквизитам документа, обеспечивается автоматическая защита от фишинга. При этом пользователь видит на экране мобильного устройства тот документ, который подписывает.

Со стороны банков к ДБО-продуктам предъявляются требования функциональности, безопасности, отказоустойчивости и способности к интеграции. Фронт-офисные ДБО-системы BSS обеспечивают обслуживание физических лиц, интегрируются с различными процессинговыми системами и поддерживают технологию froud-анализа, при помощи которой можно защитить систему от мошеннических действий. Фронт-офисная платформа Correqts может быть интегрирована с любыми АБС, процессинговыми и кредитными решениями, внешними CRM-сервисами, с ее помощью банк может предоставлять клиентам доступ ко всем каналам ДБО.