Разделы

Телеком Наука

IP-телефония в России живет по законам Дарвина

Для простого россиянина IP-телефония продолжает оставаться всего лишь «карточной» услугой, которая позволяет экономить на междугородних и международных звонках. Тем временем во многих странах вовсю развиваются сервисы на базе широкополосных технологий. В IP-телефонной гонке Россия все еще заметно уступает мировым лидерам. Основные причины этого явления кроятся не только в технологической плоскости, но и в продолжающемся противостоянии традиционных и альтернативных операторов.

Начало эволюции

По словам Андрея Бряндинского, генерального директора CompTek, на заре развития IP-телефонии очень немногие могли предположить, насколько серьезная отрасль коммуникаций вырастет из любительских, по сути дела, начинаний энтузиастов-одиночек. В то же время Аркадий Кремер, председатель исполкома АДЭ (Ассоциация документальной электросвязи) отмечает, что в России вокруг IP-телефонии происходит дарвиновская борьба, которую нужно преодолеть. Операторы связи все чаще выбирают технологии IP-коммуникаций и выходят на телекоммуникационный рынок с предложением именно IP-услуг. Две основные причины, по мнению г-на Кремера, - это совершенствование средств мониторинга IP-сетей, способствующее улучшению качества услуг, и экономические соображения.

Действительно, операционные издержки сокращаются благодаря единой точке доступа для клиентов компании и для оформления заказов, сокращению численности обслуживающего персонала, поскольку вместо двух сетей появляется одна, сокращению количества поставщиков оборудования для корпоративной сети, а также сокращению так называемых MAC - расходов (move, add and change), связанных с реорганизацией бизнеса и переоснащением рабочих мест. Важным преимуществом технологии является принадлежность сетевого адреса оконечному устройству, а не порту, куда подключается данное устройство. В отличие от телефонов сети с коммутацией каналов, IP-терминал сохраняет за абонентом все функции по мере того, как он перемещается между этажами офиса и офисами в разных городах и странах. Повышение производительности, по мнению Аркадия Кремера, связано, например, с тем, что можно организовать конференцию с одновременной передачей данных, или использовать систему универсальных сообщений для преобразования электронной почты в голосовые сообщения таким образом, чтобы прослушивать их вне офиса.

Существует, однако, и другой, менее оптимистичный взгляд на развитие IP-телефонии. Аркадий Кремер приводит пример, представленный американским еженедельником InfoWorld. С одной стороны – динозавры, которые построили "умные" телефонные сети, подключили к ним "глупые" устройства - телефоны и научились хорошо контролировать услуги. С другой – хищники, которые собираются возле "глупой" сети интернет, подключая к ней разнообразные "умные" устройства и отпускают услуги в свободное плавание. Хищники слишком сильно увлечены созданием очередных высокотехнологичных устройств, упуская из вида стратегию и тактику предоставления услуг. А динозавры с точки зрения технологии и регулирования играют на своем поле и побеждают. Новизна изобретений хищников довольно быстро стирается, а когда оседает пыль, остается надежность и качество коммутируемых каналов связи. «Я говорю о дарвиновской борьбе вокруг IP-телефонии не потому, что такой подход преобладает в Америке, - говорит г-н Кремер, - а потому, что он распространен у нас и, главное потому, что нам его надо преодолеть».

Голос поверх «широкой полосы»

«Самой замечательной особенностью уходящего года является то, что его можно считать годом рождения абонентских голосовых сервисов в широкополосных IP-сетях. В этой связи появился и новый термин – Voice over Broadband (VoBB) – голос поверх широкополосных сетей» – говорит Игорь Масленников, генеральный директор CTI (Center of Telephony Integration). Любопытен и такой факт: под абонентами IP-телефонии в США, например, понимают не тех абонентов, которые звонят по предоплаченным телефонным карточкам (основной на сегодня бизнес провайдеров услуг IP-телефонии в России), а именно тех людей, которые используют технологии VoBB. По данным Yankee Group к концу 2004 г. в США будет насчитываться 1 млн. таких абонентов по сравнению со 130 тыс. в конце прошлого года.

В России процесс образования провайдеров голосовых услуг поверх широкополосных IP-сетей только начинается: пока их можно пересчитать по пальцам одной руки. Это компании «Комстар», «Телфин» и IP Port. Более значительный рост таких операторов в России по-прежнему сковывает отсутствие «критической массы» широкополосных подключений в стране. В то же время в мире количество только одних DSL-линий, не считая всех остальных видов широкополосного абонентского доступа, превысило 100 млн. и растет, по данным Forrester, на 20% в год. Только у одной компании Yahoo BB в Японии по состоянию на март 2004 года насчитывалось более 5 млн. VoIP-абонентов.

Число пользователей услуг широкополосного доступа и проникновение услуг VoBB,
на мировом рынке, млн. чел."

Число пользователей услуг широкополосного доступа и проникновение услуг VoBB,<br> на мировом рынке, млн. чел.

Источник: IDC, Probe Research, март 2004

Аналитики предрекают и дальнейший рост числа пользователей услугами широкополосных IP-сетей. Так, по данным IDC и Probe Research доля подписчиков VoBB в мире к 2008 году составит 45% от всех широкополосных подключений.

Бесплатная российская замена Active Directory упрощает переход на отечественное ПО
Безопасность

Курс на конвергенцию

В 2004 году, по мнению Масленникова, стала набирать популярность тема, связанная с «архитектурой будущих инфокоммуникаций» – IMS (IP Multimedia Subsystem). В основе IMS лежит принцип разделения логики работы сети (транспортной сети, сети доступа), логики работы с абонентами (обслуживания абонентов и пр.) и логики предоставления услуг этим абонентам. В рамках этой концепции абоненты с любыми пользовательскими терминалами (традиционные проводные телефоны, подключенные к ТфОП; сотовые телефоны, работающие в различных стандартах; различные беспроводные и проводные сети доступа – Wi-Fi, WiMAX, DSL и пр.) получают одинаковый набор услуг. Таким образом, на базе IMS фактически реализуется конвергенция мобильной и фиксированной связи.

Главным отличием IP-коммуникаций от традиционной телефонии, по словам Масленникова, станет сосуществование в единой сети большого количества разных логик механизмов предоставления сервисов. Впрочем, как утверждает генеральный директор CTI, это имеет место уже сегодня в сетях действующих операторов, которые предоставляют голосовые и видео-услуги в реальном времени, услуги мгновенных сообщений (Instant Messaging), асинхронные сервисы (электронная почта, передача файлов и пр.), потоковые услуги (телевещание и радиовещание) в рамках единой IP-сети.

Представителям крупнейших вендоров, живущих вдали от России, «земные» проблемы российских IP-телефонистов незнакомы. По словам П.Дж. Барбера (P.J. Barber), технического директора (Director Engineering) Cisco Systems в настоящее время IP-коммуникации находятся на подходе к третьей стадии своего развития. Она предусматривает контроль пользователя за информационными потоками «в любом месте в любое время» с помощью простого доступа к информационным услугам посредством «понимающих» друг друга разнообразных устройств (мобильных и IP-телефонов, различных коммуникаторов и пр.). При этом информация должна выбираться самим пользователем, исходя из его личных предпочтений (принцип персонализации).

CNews подготовил инфографику по одной из крупнейших информационных систем России
Цифровизация

Игорь Масленников также отмечает важность остро стоящих вопросов регулирования IP-коммуникаций, которые актуальны не только в России, но и во всем мире. Он напомнил, что существующие в мире подходы к регулированию отрасли связи складывались в условиях очень далеких от сегодняшних как с точки зрения технологий, так и с точки зрения своей организации. И поэтому регулировать IP-коммуникации старыми методами, по крайней мере, неразумно.

Виталий Солонин / CNews.ru1


1При подготовке статьи использованы материалы 9-ой конференции по IP-телефонии и IP-коммуникациям, организованной компаниями CompTek и CTI

Вакансия CNews Analytics:
Редактор
  • Требования: от 20 лет, коммуникабельность, владение литературным русским языком, успешный опыт работы журналистом/редактором в сфере IT, технический бэкграунд, исполнительность.
  • Основное направление работ: ИТ для органов государственного управления, ИТ для административного управления крупными компаниями.
  • Обязанности: написание и подготовка материалов, интервью; сопровождение проектов; контроль исполнения операций.

Просьба обращаться по адресу.