Разделы

Бизнес

Интернет-магазины в России становятся лучше

CNews Analytics и НАУЭТ провели комплексное исследование розничного сегмента (B2C) российской интернет-торговли. В рамках проекта e-ratings оценивались интернет-магазины, веб-сайты, через которые реализуются финансовые, банковские, консалтинговые услуги физическим лицам, а также информационные сайты и интернет-витрины. Результаты оказались неожиданными: помимо роста количества интернет-магазинов, происходит заметный рост качества предоставляемых услуг.

НАУЭТ и CNews Analytics подвели итоги рейтинга интернет-магазинов по товарным группам. Согласно исследованию, объем онлайновых продаж в розничном сегменте России вырос на 20% по сравнению с 2004 годом. Для того чтобы понять много это или мало достаточно сказать, что пока на онлайновую торговлю приходится менее 1% от общего розничного товарооборота. Для сравнения, в США, эта цифра составляет в настоящее время уже около 14-15%.

Полученные данные позволяют оценить объемы электронной торговли в сегменте B2C на первое полугодие 2005 года. Общий объем онлайновой торговли в сегменте B2C может быть приблизительно оценен в $385 млн. Прогноз на весь 2005 год – $770 млн.

Пять лучших интернет-магазинов в пяти товарных группах

Наименование ресурса Товарная группа
www.ultracomp.ru Компьютеры, комплектующие и ПО
www.003.ru Бытовая техника
www.aVtomarket.ru Атомобили и запчасти
www.ozon.ru Книги, CD, DVD
www.avantix.ru Туризм, билеты, услуги

Источник: CNews Analytics, НАУЭТ

Перейти к рейтингу 50 сайтов

В ходе исследования были проанализированы более 300 интернет-ресурсов, представляющих различные товарные группы (автомобили и запчасти – 15%, товары для дома – 15%, одежда – 14%, бытовая техника и электроника – 10% и др). Из них, только 42% интернет-магазинов имеют меморандум о политике конфиденциальности для гарантии безопасности использования электронных платежных средств. Большинство ресурсов (36%) предоставляют достаточно полный спектр услуг: обслуживание клиента по системе 24/7 по бесплатному телефонному номеру – 11%, не требуют дополнительной платы за рекламации – 15%, позволяют отменять заказы по телефону – 23%; онлайновое консультирование (ICQ, чат, форум) - 23%, подтверждают заказ по электронной почте – 23% и др. 36% интернет-магазинов имеют понятный и удобный для пользователя интерфейс, 43% дают достаточно полную и достоверную информацию о предлагаемых товарах и услугах.

Эксперты

Организатором проведения рейтинга по товарным группам выступила Национальная ассоциация участников электронной торговли (НАУЭТ) и CNews Analytics (РБК). Методика проведения рейтинга была разработана специалистами НАУЭТ.

Как автоматизировать управление рисками ИБ в банке
ИТ в банках

В качестве экспертов, привлеченных к рейтингу, выступили Тимур Аитов – директор по развитию бизнеса РБК СОФТ, Александр Айгистов – исполнительный директор РОЦИТ, Павел Коротов – руководитель проекта Oborot.ru, Герман Осташевский – руководитель проекта «Партнерская сеть MixMarket.BIZ», Антон Никольский – исполнительный директор Национальной ассоциации участников электронной торговли, маркетинговая служба PMGroup.

Экспертная группа формировалась из специалистов организаций, входящих в НАУЭТ и CNews Analytics, привлекаемых НАУЭТ и CNews Analytics экспертов из числа ведущих специалистов в области итнернет-торговли, специалистов общественных (некоммерческих) организаций и федеральных органов власти, с которыми НАУЭТ и CNews Analytics имеет партнерские отношения (ТПП РФ, КонфОП, департамент потребительского рынка Правительства Москвы, Мининформсвязи, МЭРТ, ГД РФ) и экспертов самих организаций, участвующих в рейтинге.

Методика составления рейтинга

Так как различные информационные ресурсы, представляющие различные виды товаров и услуг, сложно сопоставить друг с другом, то для повышения объективности оценки все информационные ресурсы классифицировались по следующим 10 товарным группам:

  1. Компьютерное оборудование, комплектующие и ПО,
  2. Бытовая техника и электроника,
  3. Автомобили и запчасти,
  4. Недвижимость,
  5. Книги, СD, DVD, VHS, MP3, информационные услуги, электронные книги и библиотеки, контент для мобильных телефонов (рингтоны, картинки и игры,
  6. Туристические услуги, бронирование авиабилетов и гостиниц, билеты на культурные мероприятия,
  7. Товары и оборудование для дома (мебель, предметы интерьера, хозяйственные товары, бытовая химия, посуда) и сада,
  8. Платежные системы, финансовые, страховые и консультационные услуги,
  9. Одежда, аксессуары, спортивные товары,
  10. Товары по уходу, косметика, парфюмерия.

Методика оценки варьировалась в зависимости от товарной группы, услуги или предлагаемой информации. Хотя критерии, приведенные ниже, применяются ко всем товарным категориям, их приоритет (вес) мог изменяться в зависимости от категории товара или вида услуги. Например, при выборе одежды, очень важно наличие хороших фотографий товара, а при покупке книги - наличие обложки не так важно (хотя книжную обложку желательно показать, чтобы по ее виду можно было сделать выбор).

Дмитрий Бондарь, «РТК-Солар»: Зрелость отечественных решений IdM сопоставима с иностранными
Импортозамещение

В случае оценки сайтов информационного характера, большую важность, чем в случае с интернет-магазинами, приобретает раскрытие источников информации и отношений, возникающих у владельцев сайта с рекламодателями, спонсорами, пользователями и другими деловыми партнерами.