Спецпроекты

Какие ИТ-решения популярны в ритейле в условиях кризиса

Ритейл Конференции

Ритейл и сфера услуг входят в число отраслей, наиболее пострадавших от последствий эпидемии COVID-19. Первым пришлось срочно перестраивать бизнес-модель, а вторым – искать способы пережить карантин так, чтобы после его завершения не потерять бизнес, а вернуться к нормальной жизни. О том, какие проблемы помог выявить коронавирус, как быстро подстроиться под изменившиеся условия и заложить основы восстановления бизнеса в будущем, говорили участники организованной CNews Conferences онлайн-конференции «ИТ в ритейле и логистике: точки роста и векторы развития».

Антикризисные облака

«Облачные сервисы – наиболее быстрый способ цифровой трансформации, – начал свое выступление Шамиль Каюмов, директор по развитию бизнеса SberCloud. – Они дают возможность быстро протестировать любые решения. При этом совершенно нет необходимости вкладывать большие деньги в изменение инфраструктуры». Самые популярные и интересные инновационные сервисы крупнейших ритейлеров базируются именно на облачных сервисах. И это дает им огромные конкурентные преимущества. Сегодня ясно, что компании, которые разместили свои сервисы в облаке, оказались в более выгодном положении – они смогли быстро адаптироваться к новым условиям. По словам Шамиля Каюмова, именно ритейл является основным пользователем PaaS от SberCloud.

Компания предлагает два основных сервиса. Это использование возможностей суперкомпьютера «Кристофари», с помощью которого можно быстро обучать программные модели на нейронных сетях. «В этом году появится возможность не только обучать собственные модели, но и использовать готовые решения. Речь идет о предиктивных моделях для ритейла и логистики», – уточняет Шамиль Каюмов.

Второй сервис SberCloud.Advanced – набор инфраструктурных, платформенных и софтверных сервисов, который позволяет создавать облако с уникальными возможностями. Это облако обладает эластичностью, а значит можно использовать только те ресурсы, которые необходимы, и, соответственно, не платить больше, чем нужно. «Последние события показали, что многие компании были не готовы к изменившимся требованиям – о проблемах с доступностью сервисов хорошо известно», – напомнил Шамиль Каюмов и предложил обращаться в SberCloud, заказываит аудит инфраструктуры и совместными усилиями вырабатывать план модернизации.

Товары на дом

Даниил Калядин, руководитель направления инновационного развития Software AG в России и СНГ, поблагодарил ритейлеров, благодаря которым мы можем находиться дома, заказывать продукты через интернет и в течение 15 минут получать их с доставкой на дом. «Автоматизация логистических цепочек – это очень важная составляющая бизнеса. Необходимо, чтобы они были абсолютно прозрачны: от поставщика до доставки конечному потребителю», – говорит он.

Обеспечить такую прозрачность непросто. Как правило, в построении логистических цепочек задействовано множество информационных систем. При этом они разработаны как разными вендорами, так и силами собственных ИТ-специалистов для решения локальных задач. В последние годы к этому списку прибавились различные интеграционные платформы и облачные сервисы.

Для достижения полной прозрачности логистических цепочек этот ландшафт надо упростить – обеспечить его чистыми данными и организовать взаимодействие систем между собой. Более того, данные должны быть доступны как поставщикам, так и потребителям. По мнению Даниила Калядина, компании постепенно осознают необходимость ими делиться. Например, в Великобритании подсчитали, что организация обмена данными в цифровом виде между ритейлерами и поставщиками позволит экономить до 14 фунтов на каждом заказе.

Для решения этих задач Software AG предлагает целый ряд технологических возможностей. Это интеграция и API-менеджмент, использование интернета вещей, мониторинга и аналитики. Компания готова также дать рекомендации по цифровой трансформации бизнеса.

Что такое антиCOVID

Роман Гоц, директор департамента больших данных и безопасности Atos, рассказал, как обеспечить безопасность периферийных вычислений на складе, в магазине и т.д. Сейчас рынок таких решений стремительно растет благодаря росту числа сотрудников, работающих удаленно, и введению жестких требований по обеспечению безопасности со стороны государства. Ведущие компании усиленно работают над обеспечением бесконтактного контроля доступа, безопасности сотрудников и помещений, обеспечением непрерывности работы бизнеса в условиях карантина и минимизацией возможных штрафов.

Компания Atos подготовила пять решений. Первое – бесконтактная СКУД, когда человеку не обязательно касаться контрольного устройства руками: сканер может распознать человека удаленно. Второе – с помощью интеллектуальной системы видеонаблюдения можно установить круг контактов заразившегося COVID-19 человека в течение двух недель и на основании анализа данных о характере контакта принять решение об изоляции.

Третье решение позволяет отслеживать соблюдение социальной дистанции в очереди и давать советы администрации магазина о том, какие меры необходимо предпринять, чтобы избежать скопления людей. Четвертое контролирует, чтобы все сотрудники и посетители носили маски. В начале мая Atos выпустит решение, позволяющее в автоматизированном режиме измерять температуру тела человека.

Роман Гоц напомнил, что предлагаемые системы будут востребованы еще долгое время, потому что даже в Ухани после снятия карантина требования к обеспечению безопасности остались неизменными. Кроме того, системы могут легко модернизироваться в будущем вместе с появлением новых задач.

Что волнует заказчиков

Ростислав Гордиенко, директор по информационным технологиям кондитерской фабрики «Победа», рассказал о внедрении DLP-системы в компании. Он подчеркнул, что компания изначально рассматривала только решения отечественных разработчиков. Для тестирования были выбраны решения InfoWatch и SearchInform. В итоге выбор был сделан в пользу предложения SearchInform. Эксперт подробно рассказал, как система показала себя в работе, каким образом происходило ее обучение, например, в сфере контроля за пересылкой персональных данных или коммерческой информации.

Решение помогло организовать контроль за тем, какими информационными ресурсами пользуются сотрудники в рабочее время, с кем они контактируют, используют ли внешние носители. С его помощью можно рассчитать продуктивность работы сотрудников, что особенно важно в режиме удаленной работы, когда они работают из дома, а компании важно сохранить докризисный уровень продаж.

Большие компании вынуждены решать большие задачи, продолжил Евгений Ролдугин, начальник управления инструментов и контроля качества сервисов X5 Retail Group. Они не могут позволить себе ни секунды простоя ИТ-ресурсов и вынуждены уделять самое пристальное внимание контролю ИТ-инфраструктуры. Для этого в X5 Retail Group используются цифровые двойники. Они применяются в трех основных направлениях: для оценки того, как ведут себя аппаратно-программные средства, как можно улучшить процессы и как влияют на качество работы действия сотрудников, в частности, кассиров.

Михаил Дмитриев, начальник отдела мониторинга и оперативного реагирования, X5 Retail Group, привел несколько примеров внедрения цифровых двойников. К примеру, можно, не внедряя физически новые решения, смоделировать их работу, оценить эффективность и понять, что нужно сделать для того, чтобы ее повысить. Такая модель помогает максимизировать доступность и отказоустойчивость сервисов, избежать наступления целого ряда инцидентов, снизить время устранения аварий, выявить потенциальные сбои и аварии и т.д.

Елена Кипайкина, менеджер по развитию интернет-портала для клиентов Сoca-Cola HBC Россия, рассказала о b2b-магазине компании. Его пользователь может не просто сделать заказ, но и в режиме 24x7 связаться с представителями компании, обменяться электронными документами, посмотреть всю финансовую информацию за год. Решение тестировалось в 2018 г. и было сдано в эксплуатацию в начале 2019 г. За первый год работы клиентская база магазина выросла в 10 раз, а с начала 2020 г. еще вдвое.

Что ждет ритейл в будущем

«Все процессы, которые зарождались в ритейле несколько месяцев назад, сегодня стремительно развиваются», – говорит Михаил Платонов, старший ИТ-директор PepsiCo. Кризис придал ускорение использованию технологий во всех сферах жизни. Например, в кратчайшие сроки были запущены системы электронных пропусков. Кроме того, пользователи моментально научились ими пользоваться. Огромный толчок был дан использованию видеоконференцсвязи и средств совместной работы.

Если говорить о бизнесе PepsiCo, то кризис изменил структуру каналов продаж компании. Раньше основную роль в нем играли кафе и рестораны, то сейчас фокус сместился в сторону торговых сетей. Люди, в основном, заказывают доставку товаров на дом, и у ритейлеров не хватает мощностей для того, чтобы быстро комплектовать заказы и привозить их всем желающим вне зависимости от места проживания. Кроме того, изменилась модель потребления: если раньше люди покупали напитки в мелкой упаковке и небольшом количестве, то теперь им нужны наборы из 2-литровых бутылок.

Михаил Платонов считает, что в краткосрочной перспективе в ритейле, а особенно в ресторанном бизнесе, будут востребованы технологии, обеспечивающие быструю доставку товаров. Он также ожидает запуска программ Direct to Consumers, ориентированных на доставку товаров покупателю непосредственно от производителя, минуя ритейл. В этой связи надо предоставить возможность клиентам сделать заказ любыми возможными способами, в том числе сформировать корзину по телефону.

Еще одна важная задача – управление товарными запасами. Модели, основанные на имеющихся статистических данных, сейчас не работают – их надо перестраивать буквально на лету. И как можно скорее переходить на электронный документооборот.

Конечно, после кризиса рынок будет восстанавливаться, уверен Михаил Платонов. Но некоторые меры обеспечения безопасности, например, в отношении социальной дистанции, останутся надолго. А значит, рынок ритейла и услуг ждут непростые времена.

Евгений Колбин: Компании, которые используют облака, легче переживают кризис

Сегодняшняя чрезвычайная ситуация убедительно доказала преимущества использования облачной инфраструктуры. В будущем ритейлеры будут уделять облакам все больше внимания, рассказал Евгений Колбин, генеральный директор SberCloud.

CNews: Какие облачные сервисы наиболее востребованы ритейлерами?

Евгений Колбин: Так как ритейл находится в авангарде использования облачных технологий, то помимо стандартных IaaS-сервисов (облачные ЦОДы и различные типы хранилищ данных), он уже сейчас использует облачные решения на основе искусственного интеллекта (AIaaS), работает с большими данными, продуктами Data science as a service (DSaaS), а также платформенными сервисами (PaaS) и созданными на их основе облачными приложениями (SaaS).

Читать далее

Роман Гоц: Мы готовы модернизировать систему видеонаблюдения для борьбы с COVID-19

Розничная торговля — одна из немногих отраслей, которая продолжает работать в условиях карантина. Именно поэтому торговым предприятиям так нужны решения, которые позволят обеспечить безопасность и сотрудников, и посетителей, рассказывает Роман Гоц, директор департамента больших данных и безопасности Atos.

CNews: С какими сложностями и новыми задачами столкнулись ритейлеры?

Роман Гоц: В условиях эпидемии привычные функции ритейла стали потенциально опасны. Идентификация сотрудников, перемещения в торговых залах, обслуживание покупателей — все это подразумевает физический контакт и малую дистанцию. Текущими задачами ритейла является обеспечение бесконтактного доступа, повышение безопасности сотрудников, имущества и помещений, обеспечение непрерывной работы бизнеса и минимизация возможных потерь.

Читать далее