Спецпроекты

На страницу обзора
Аутсорсинг в госсекторе: рост в жестких рамках

Государственные структуры все охотнее передают работы по обслуживанию своей ИТ-инфраструктуры сторонним компаниям. Вместе с тем, растут требования к аутсорсерам – исполнитель работ должен отличаться не только высоким уровнем квалификации, но и соответствовать специфическому регламенту. 

ИТ-аутсорсинг в госсекторе применяется в тех же сферах, что и в коммерческом сегменте: обслуживание ИТ-инфраструктуры, серверного оборудования и офисной техники, поддержка работоспособности систем и приложений, услуги в сфере хранения документов и данных и т.д. При этом стоит учитывать, что государственные организации, министерства и ведомства зачастую играют ключевую роль на ИТ-рынке, выступая крупнейшими заказчиками во многих направлениях.

Движущая сила

Сильные позиции госсектора на рынке ИТ подтверждаются и аналитическими исследованиями, и практикой крупных игроков: задачи, которые государство ставит перед ИТ-разработчиками и провайдерами, значительно усложняются, а их масштаб растет. Развитие электронного государства, создание систем межведомственного взаимодействия, национальная облачная платформа – проекты, в которых задействованы ключевые ведомства, и их результат напрямую повлияет на качество жизни всех россиян, а не только на работу госчиновников.

По данным аналитиков IDC, российский рынок ИТ-услуг в 2013 г. составил $7,7 млрд, что на 8% больше, чем годом ранее. И основной вклад в этот подъем внесли госсектор и банки, «подхватив знамя» у телекоммуникационного сектора, где отмечен спад. Заказы от госсектора составили 18,3% рынка (в 2012 году - 16,3%). Основа роста – масштабные проекты по централизации ИТ-инфраструктуры, информационной безопасности, управлению рисками, созданию комплексных межведомственных систем информационной безопасности, развитию госуслуг и коммуникаций государственных структур с населением.

То, что автоматизация госсектора началась несколько позже, чем в коммерческих структурах, не означает технологического отставания: многие госструктуры силами собственных ИТ-отделов создавали и внедряли достаточно сложные и современные ИТ-решения. Политика разработки внутри организации (in-house) диктовалась, в том числе, и соображениями информационной безопасности. «Однако сегодня перед госсектором стоят настолько масштабные задачи по автоматизации, что решать их нужно на уровне всего государства, а не в каждом отдельном ведомстве, - считает Георгий Мегрелишвили, директор департамента развития сервиса и аутсорсинга компании «Сервионика» (ГК «Ай-Теко»). - Поэтому возрастает роль крупных российских поставщиков ИТ-решений и сервисов. Такие компании уже накопили необходимый опыт, технологические и менеджерские компетенции, они могут брать на себя ответственность за большие проекты и предлагать решения, уже проверенные крупными проектами».

От инфраструктуры – к услугам

Среди государственных организаций наибольшее распространение получило обслуживание ИТ-инфраструктуры. Однако, в последнее время на рынке получает популярность аутсорсинг услуг класса BSaaS (бизнес-решение как услуга). Аутсорсер в ее составе предоставляет заказчику на условиях аренды инфраструктуру, программные решения, их техническую поддержку, и, нередко, персонал. По такой схеме, к примеру, компания MAYKOR реализует контракт по предоставлению информации в области дорожного движения в Республике Дагестан. Исполнитель взял на себя все функции по организации мониторинга нарушений правил дорожного движения – от установки средств фото- и видеофиксации, их обслуживания и диспетчеризации до обработки поступающих данных. Заказчик платит только за получение информации о нарушениях.

По данным специалистов, передача сторонним исполнителям поддержки бизнес-процессов – бухгалтерии, кадрового учета, документооборота – в госсекторе развивается достаточно медленно, несмотря на политику государства по переводу на аутсорсинг деятельности, напрямую не связанной с функционалом ведомств. «Нестабильная экономическая ситуация может ускорить этот процесс, передача учетных функций специализированной компании – это один из эффективных инструментов сокращения затрат и повышения производительности. Некоторые регионы России, в частности, Пермский край, Якутия, Москва, уже идут по этому пути», - комментирует вице-президент по стратегии и развитию бизнеса MAYKOR Антон Лихачев.

«Сейчас государственный заказчик решает задачу принципиально нового уровня – переход от «лоскутного» сервиса к комплексной модели аутсорсинга своей ИТ-инфраструктуры и т.д.», - подтверждает Владимир Леоненко, директор департамента сервиса и аутсорсинга компании «Техносерв», которая реализует аутсорсинговые проекты в Росреестре, Федеральной налоговой службе, Пенсионном фонде России, Федеральной миграционной службе и у ряда других стратегических заказчиков.

Специфические сложности

Компании, которые хотят участвовать в аутсорсинговых проектах госсектора, должны быть готовы к жесткой регламентации и требованиям, продиктованным не только задачами конкретного ведомства, но и общими законодательными требованиями, предупреждает Георгий Мегрелишвили. Однако, этот подход оправдан, так как госсектор работает с информацией государственного значения: от персональных данных россиян до сведений, составляющих государственную тайну. Исполнитель любого аутсорсингового проекта должен гарантировать свои компетенции и ответственность за результат.

Госсектор все чаще передает функции внутреннего ИТ сторонним компаниям. Это направление растет и будет расти еще более динамично. Вместе с тем ИТ-службы заказчиков становятся все более зрелыми, оптимизируют свою структуру, фокусируя ресурсы именно на управленцах, а не инженерах. Таким образом, с одной стороны, расширяется рынок аутсорсинга, а с другой – предъявляются новые, намного более строгие требования к поставщику услуг.

Говоря о сложностях, специалисты называют проблемы при определении поставщика – текущая процедура закупок в значительной степени усложняет заказчику выбор или замену аутсорсера. «Конечно, самые зрелые (в части ИТ) ведомства научились преодолевать эти сложности, однако в целом по рынку ситуация именно такая», - подчеркивает Владимир Леоненко.

Стоит учитывать, что структуры государственного управления работают в рамках жестко фиксированных бюджетов, в которые зачастую не вписывается аутсорсинговая услуга как таковая.

Как правило, коммерческой структуре проще заключить аутсорсинговый контракт: для бизнеса решающим фактором является экономическая эффективность, и если переход на аутсорсинговую модель позволит заказчику сократить издержки, он выберет именно ее. «Для госсектора все-таки на первом месте соблюдение норм закона о проведении конкурса (ФЗ-44, ФЗ-223), соблюдение бюджетного кодекса, исполнение статей бюджета, сохранение конфиденциальной информации, сохранение рабочих мест собственных сотрудников», - напоминает Иван Малько, заместитель директора «НТЦ Галэкс».

Валерий Кузьмич, руководитель отдела маркетинга и стратегических программ департамента аутсорсинга документоемких процессов Xerox Россия, выделяет два существенных ограничителя на пути аутсорсинга в госсекторе. Во-первых, это короткий срок бюджетного планирования. По словам специалиста, за бюджетный год провайдер в лучшем случае успевает внедрить услугу в полном объеме. В этот период он несет наибольшие затраты. Срок госконтракта заканчивается как раз в тот момент, когда провайдер мог бы начать получать возврат от этих инвестиций. В итоге госзаказчик каждый раз вынужден оплачивать затраты на внедрение, которые, естественно, участники конкурса закладывают в цену. Кроме того, сама по себе процедура закупки такого сложного продукта, как аутсорсинг, затратна с точки зрения ресурсов, требуемых для ее подготовки и исполнения. «Поэтому срок реализации аутсорсинговых проектов не должен быть менее двух лет, - считает Валерий Кузьмич. – Это позволит заказчику получить полноценный продукт с точки зрения достижения качественных функциональных параметров услуги, а также добиться экономической эффективности проекта и рационального использования госбюджета».

Во-вторых, серьезной проблемой выступает закупка через электронный аукцион. Одной из основных ценностей аутсорсинга для клиента является элемент консалтинга, за счет которого провайдер услуги находит возможности делать работу или лучше, или быстрее, или дешевле. Электронная закупка предполагает выбор предложения с наиболее низкой ценой согласно «спецификации», что практически не оставляет аутсорсерам возможности предложить и реализовать сценарии оптимизации. Поэтому ни клиент, ни провайдер, как правило, не получают максимально возможной выгоды от такого сотрудничества.

Как правило, специфическим требованиям госструктур могут соответствовать только крупные аутсорсеры, с налаженной экспертизой, солидными организационными, кадровыми и финансовыми возможностями, способные обеспечить защиту информации, хорошо знающие бизнес-процессы и гарантирующие качество услуг.

Андрей Арсентьев

Интервью обзора

Рейтинги

Крупнейшие поставщики ИТ в госсекторе 2014
Место в 2013 г. Название организации Выручка от проектов в госсекторе в 2013 г., тыс.руб
1 Cognitive Technologies 8 362 337
2 ITG (INLINE Technologies Group) 7 277 040
3 Техносерв 6 988 113
Подробнее

Рейтинги

CNews: Рейтинг ИКТ-бюджетов регионов 2014
Расходы региона на ИКТ, млн руб Суммарные расходы на ИКТ в 2014 г., млн руб
2013
1 29578.0 30.0
2 4964.4 0.0
Подробнее

Рейтинги

CNews Tenders: 100 крупнейших тендеров в сфере ИКТ в федеральных госструктурах России по итогам 2013 г.
Исполнитель Предмет контракта
1 НП «Содействие развитию и использованию навигационных технологий» Создание системы экстренного реагирования при авариях «ЭРА-ГЛОНАСС» на базе многофункциональных приемных устройств отечественного производства
2 ФГУП "ППП" Поставка оборудования, расходных материалов, работы и услуги в сфере информационно-коммуникационных технологий
3 УСП Компьюлинк Поставка резервного комплекса программно-технических средств транзакционной и аналитической обработки данных информационно-технологической инфраструктуры ФСС РФ (включая установку и настройку)
Подробнее