BI в России: бизнес хочет максимум пользы из «свежевыжатых» данных

BI в России: бизнес хочет максимум пользы из «свежевыжатых» данных

В ближайшие два-три года рынок бизнес-аналитики будет расти, проекты становиться более сложными, а конкуренция – увеличиваться, особенно в узких сегментах. Традиционные тренды сохранятся: спросом по-прежнему пользуются визуализация данных и BI-самообслуживание, практически не изменился набор отраслей, где бизнес-аналитика особенно востребована. Вместе с этим значительно вырос уровень понимания заказчиком возможностей BI, что позитивно сказывается на уровне проектов.

Согласно исследованиям IDC, мировой рынок бизнес-аналитики и больших данных планомерно растет: в 2015 г. он достиг $122 млрд, в 2016 г. – уже $130 млрд. К 2020 г. аналитики прогнозируют рост объема рынка до $203 млрд.

Отечественные поставщики BI также положительно оценивают динамику российского рынка, исходя из внутренних показателей роста выручки по направлению. «Дать объективную оценку сложно, так как на этом рынке немало «закрытых» заказчиков, в первую очередь банки и ряд нефтяных предприятий. Бюджеты таких организаций на внедрение BI-решений формируют больше половины всего рынка. Если оценивать статистику по заказчикам «Крок», можно говорить о росте более 20%», – комментирует Роман Баранов, руководитель направления аналитики в «Крок».

«Можем подтвердить высокий скачок потребности в BI-решениях среди наших клиентов в 2016 году, что отразилось на выручке направления BI «Диасофт», которая увеличилась более чем на 75% по сравнению с 2015 годом», – уверяет Ольга Ширяева, руководитель продукта «Отчетность BI» компании «Диасофт».

При этом влияние кризиса, о котором много говорили в 2015 г., постепенно снижается. Лишь часть игроков упомянула его, описывая прошлогоднюю ситуацию на российском рынке. «В 2015–2016 гг. заказчики фокусировались прежде всего на противодействии влиянию кризиса и на сокращении операционных издержек. Число запросов на новые проекты у нас снизилось. Но с конца 2016 финансового года мы видим, что число запросов вновь растет», – оценивает Михаил Савицкий, руководитель отдела разработки и внедрения департамента бизнес-решений компании Softline.

Бизнес осознал ценность данных

Ключевой тенденцией рынка BI и больших данных в 2016 г. и начале 2017 г. стало то, что бизнес начал более широко смотреть на применение новых технологий. Соответственно, разработчиков и консультантов просят решить не локальные, а глобальные задачи, которые оказывают влияние на эффективность всей организации, а не отдельных ее участков.

«Для нас это вполне определенное, хоть и несколько неожиданное заключение: заказчики осознанно начали смешивать Data Mining, Big Data, подходы к построению традиционных хранилищ данных и отчетности воедино – они не разделяют это, – поясняет Роман Баранов. – То есть решаются не узкие задачи, а ставится четкий запрос на построение сквозного управление данными».

Похожую ситуацию наблюдают эксперты в компании «РДТех», отмечая более тесное взаимодействие бизнес-анализа, больших данных и науки о данных. «Теперь все чаще встречаются задачи с открытой формулировкой, когда требуется не просто показать цифру и нарисовать график, а буквально найти ранее неизвестные зависимости и предложить максимально эффективное решение. Такие задачи требуют широкого круга знаний во всех технологиях, связанных с данными», – утверждает директор по маркетингу «РДТех» Владимир Сизых.

О поиске методов анализа, точек применения и извлечения максимальной выгоды из данных также говорит Мария Венедиктова, вице-президент Maykor-GMCS: «За прошедшие годы интенсивной автоматизации компании накопили массивы самых различных данных и в последнее время стали задумываться об их монетизации. Этот фактор рождает спрос на модели использования данных. Многие компании находятся в активном поиске методик использования отраслевых данных и моделей машинного обучения».

С точки зрения роста выручки такая тенденция выгодна поставщикам бизнес-аналитики. Даже в условиях спада количества проектов, средний чек будет расти за счет увеличения их качества. «Это отличное окно возможностей для системных интеграторов. Кто сможет предложить более комплексный подход к работе с данными – тот в горизонте 2–3 лет станет безусловным отраслевым лидером, и его имя, как минимум на национальном рынке, будет звучать наравне с именами известных вендоров», – считает Владимир Сизых.

Еще одним подтверждением повышения ценности данных для бизнеса стали частые запросы в ИТ-компании на приведение данных в порядок. Так, по словам Романа Баранова, в этот период наблюдался новый всплеск интереса к систематизации нормативно-справочной информации (НСИ).

Складывается впечатление, что топ-менеджмент крупных компаний, воодушевленный общей волной четвертой промышленной революции, стал самостоятельно изучать вопрос: с одной стороны – на конкретных примерах, с другой – в теории. Большую роль тут играют ИТ-компании, ведущие просветительскую работу. И теперь ИТ – это не абстрактные сервера и ПО, а конкретные данные, применив которые, можно получить дополнительную прибыль. «Растет уровень подготовки заказчика. Если раньше BI внедряли в основном как систему отчетности, то сейчас бизнес четко понимает, что хочет получить в результате», – поясняет Михаил Савицкий.

Однако рост интереса к данным выявил новую проблему рынка – отсутствие высококвалифицированных специалистов, способных грамотно с ними работать. «При этом именно ученых в области больших данных пока не существует, не создан тот класс специалистов, который может эффективно и быстро не просто собрать данные, но, проанализировав их, сформулировать значимые выводы для деятельности компании», – уверен Андрей Краснопольский, генеральный директора «Консультационной группы АТК».

Классические тренды BI

Несмотря на открытость бизнеса к инновациям, на рынке BI все же сохраняется ряд тенденций, которые уже можно назвать традиционными. В первую очередь, это набор отраслей, в которых наиболее широко применяются инструменты BI. «Ключевые пользователи BI по-прежнему из ритейла, дистрибуции, фармацевтики, финансов и производства. Некоторые из этих отраслей расширяются, что сказывается и на спросе BI. Так, в финансовом сегменте, помимо банков и страхования, выделяется еще область микрофинансирования, некий гибрид банка и ритейлера, которому подробная аналитика нужна здесь и сейчас», – рассказывает Андрей Краснопольский. Другие эксперты добавляют к перечню регулярных заказчиков телекоммуникации и госсектор.

Также на рынке бизнес-аналитики сохраняется спрос на визуализацию данных. Более того, согласно исследованию Gartner от 2017 г., именно визуальная аналитика является драйвером развития мирового рынка BI. «Если говорить в разрезе проектной деятельности, то в 2016 году по-прежнему было много «классических» запросов, – отмечает Мария Венедиктова, – Речь идет о дашбордах для топ-менеджмента, информационных панелях под конкретные задачи».

BI-самообслуживание

Очевидным трендом 2016 г. стала демократизация BI-систем. Пользователи не хотят ждать, пока служба ИТ обработает необходимые данные, им нужны инструменты, которые позволят самостоятельно в режиме реального времени готовить аналитику, используя любые источники данных. «Современные BI-системы все больше уходят в сторону self-service, то есть дают пользователю простые и наглядные инструменты, позволяющие подключать новые источники данных и работать с ними», – комментирует Михаил Савицкий.

«Все большую популярность набирают системы, позволяющие ежедневно добавлять новые измерения, показатели, изменять форму и представление отчета. Обладая минимальными знаниями BI-инструментария, вы как финансовые специалисты можете использовать полный набор рассчитанных показателей в разрезе всех измерений и вставлять их в ту форму отчета, которая нужна вам сегодня», – дополняет Ольга Ширяева.

Эксперты компании «Полиматика Рус» также отмечают рост потребности в гибких и функциональных BI-решениях, предоставляющих бизнес-пользователям свободу в аналитической работе с информацией. Такая ситуация складывается на фоне роста числа пользователей BI-систем внутри организаций. «Все больше сотрудников хотят использовать аналитику в своей повседневной деятельности», – отмечает Андрей Пашков, директор по маркетингу в «Полиматика Рус».

Конкуренция растет

Отечественный рынок BI становится более концентрированным. Несмотря на то, что лидеры уже несколько лет удерживают свои позиции, им приходится считаться с новыми игроками, которые спешат занять «лакомые» ниши. «Я бы отметил, что прошлый год несколько перераспределил рынок аналитических систем: в конкурсных процедурах, в СМИ, в пресс-релизах системных интеграторов, помимо имен многопрофильных вендоров, довольно часто встречались названия узкоспециализированных производителей», – отмечает Владимир Сизых.

Как считает эксперт, подобная ситуация сложилась из-за ужесточения требований со стороны бизнеса к срокам внедрения и получения отдачи от этого внедрения. Несмотря на то, что рынок в финансовом выражении стабилизировался, клиенты чаще стали «голосовать рублем за узкоспециализированные системы», одно из преимуществ которых как раз и заключается в быстром внедрении.

Михаил Савицкий придерживается такого же мнения: «Изменился сам подход: заказчики хотят быстрых внедрений систем BI и быстрого получения желаемого результата, связанного с внедрением, за очень короткий промежуток времени — за месяц-два, а не за полгода-год, как раньше».

Локомотивы бизнес-аналитики

Очевидно, что повсеместная цифровизация бизнеса стала ключевым фактором роста рынка бизнес-аналитики и больших данных, поскольку практически все его процессы сводятся к работе с данными. «На мой взгляд, цифровая трансформация – это максимальное использование современных технологий с точки зрения анализа того гигантского объема информации, который накапливается в бизнесе», – отметил генеральный директор Hitachi Data Systems Юрий Скачков.

Кроме того, снижение стоимости владения и доступность технологий постоянно подогревают рынок. «Наступил момент, когда потребности в обработке больших объемов информации практически совпали с возможностями аналитических систем. Этот факт является на сегодняшний день одним из основных драйверов развития BI-отрасли. В том числе и в России, появляется все больше новых интересных, нестандартных проектов, а сама бизнес-аналитика уже давно перешла из области экзотики в разряд “must have”», – считает Андрей Пашков.

Также нужно учесть вклад лидеров мнений в популяризацию BI как в бизнесе, так и в госсекторе. «Безусловно, громкие имена в политике и экономике, которые вполне четко с трибун доносят до широкой общественности, что «правильная» работа с данными – золотая жила», – уверен Роман Баранов.

Особенности BI в России

Политика и экономика страны по-прежнему оказывают мощное воздействие на развитие отечественного рынка бизнес-аналитики. Подводя промежуточные итоги политики импортозамещения, игроки по-разному оценивают ее влияние. С одной стороны, российским разработчикам предоставлены хорошие условия для развития. Андрей Пашков отмечает появление большого количества интересных российских разработок.

С другой стороны, российские решения пока не достигли того уровня возможностей, чтобы заставить бизнес последовать за госсектором и отказаться от зарубежных разработок. «Рынок российской бизнес-аналитики немного видоизменяется под действием санкций, часть игроков, особенно это касается госсектора, отказывается от использования иностранных BI-инструментов, хотя найти российские аналоги с эквивалентной скоростью обработки и предоставления данных пока сложно, поэтому приходится искать компромиссные решения», – считает Андрей Краснопольский.

Постоянно меняющееся российское законодательство вынуждает бизнес все чаще обращаться к поставщикам бизнес-аналитики. «Сегодня ни один наш крупный проект для ключевых заказчиков не обходится без внедрения BI-инструментов. Это связано во многом с глобальными переменами в области подготовки отчетности, а именно: с ужесточением требований регулятора, введением новых форматов (XBRL) и переходом на Единый план счетов бухгалтерского учета», – поясняет Ольга Ширяева.

Экономическая ситуация в стране, когда практически все отрасли стали высококонкурентными, превратила BI в одно из главных оружий в борьбе за клиента. «Например, в телекоме вся клиентская база давно поделена и идет борьба за отток. Для этого операторы внедряют аналитический CRM, ядром которого является BI-система, которая прогнозирует предполагаемый отток и сегментирует базу абонентов для проведения маркетинговых кампаний, целью которых является удержание абонентов с высоким ARPU», – делится экспертизой Михаил Савицкий.

Перспективы рынка

В будущее поставщики BI смотрят с оптимизмом. «Если говорить о перспективах, то их немало, и они вполне радужны для нас, – убежден Роман Баранов. – У заказчиков есть бюджеты на такие проекты, особенно под инновационную аналитику, глубокое машинное обучение и большие данные».

«Судя по динамике спроса на BI, в ближайшие три года российский рынок бизнес-аналитики будет продолжать интенсивно расти. При этом рост рынка будет идти в основном за счет повышения доли облачных продуктов бизнес-аналитики, и снижения спроса на классическую отчетную аналитику. Этот тренд виден уже сейчас – многие компании, которым нужен был репортинг, его внедрили, и сейчас закрывают новую потребность – в гибком ad-hoc анализе и доступе к данным на любом устройстве – будь это ПК, планшет или мобильный телефон», – дает оценку Андрей Краснопольский.

Олеся Мажорова

Вернуться на главную страницу обзора