Спецпроекты

На страницу обзора
Медицина пока не стала удобной

В 2011-2012 гг. информатизация медицины финансировалась из федерального бюджета. На эти цели было выделено около 30 млрд руб. В 2013-2014 гг. основное бремя расходов на ИТ в здравоохранении легло на плечи регионов.

В результате информатизации здравоохранения, стартовавшей 3 года назад, медицинские учреждения оснастили техникой и доступом к интернету. В некоторых учреждениях уже ведутся электронные истории болезни, которые впоследствии должны быть интегрированы на федеральном уровне.

Эта информация будет использоваться разнообразными онлайн сервисами: к примеру, на Едином портале государственных услуг (ЕПГУ) пациенты с ЭМК (электронными медицинскими картами) смогут просмотреть историю посещений лечебных учреждений, оформить электронную справку для ГИБДД и электронный рецепт. Как сообщает Министерство здравоохранения Российской Федерации, в мае 2014 г. ЭМК получили 40 млн граждан.

«Проделанная работа — один из шагов на пути создания на портале госуслуг «Личного кабинета пациента». Совместно с Минздравом России мы будем развивать его функционал. В планах — разработка услуг по взаимодействию врача и пациента посредством такого кабинета. Задача очень масштабная и поэтапная. Ее завершение намечено на 2015 г.», — сказал заместитель министра связи и массовых коммуникаций РФ Алексей Козырев.

Проблемы информатизации

ИТ призваны помочь врачам принимать решения, упростить работу с историей болезни. «Роль ИТ во врачебной деятельности заключается в предоставлении специалистам-медикам максимально подробной информации о процессе оказания медицинской помощи, - рассказывает Владимир Островский, руководитель проектов по медицинским информационным системам InterSystems. - Врач может посмотреть всю историю болезни пациента в электронном виде, увидеть всю информацию о лечении пациента в различных медучреждениях».

Сегодня, несмотря на то, что некоторые граждане уже получили доступ к электронным историям болезни и лабораторным картам, а также могут записаться на прием к врачу через интернет, преимущества электронного документооборота сложно воспринимаются медицинским сообществом. Елена Штыкова, директор-бизнес центра «БАРС-Медицина» компании «БАРС Груп», считает, что переход к электронной форме работы не совпадает с профессиональными установками медицинских работников, и вызывает недоверие врачей.

«Эта проблема глубже, чем просто невысокий уровень компьютерной грамотности, - комментирует эксперт. - Например, однократный ввод информации обычно рассматривается как преимущество электронных сервисов, но это не так с точки зрения врача». Доктор отвечает за жизнь и здоровье своих пациентов, поэтому он вправе не доверять данным, ранее внесенным другими специалистами (из этого или других медицинских учреждений). В этой ситуации врач может назначить пациенту исследования и анализы, которые тот уже проходил. Необходимо время, чтобы технологии и лечебная практика стали ближе друг к другу.

Внедрение новых технологий влечет за собой целый ряд новых вопросов и вынуждает медучреждения перестраивать бизнес-процессы. Директор по развитию бизнеса ФОРС Николай Зезюлинский отмечает, что уже сейчас внедрение телемедицинских систем ставит перед медучреждениями вопрос, кто заплатит врачу за проведение дистанционных консультаций.

Вопросы, которые невозможно решить без консультации с представителями профильного ведомства, появляются и у ИТ интеграторов. По мнению Николая Зезюлинского, необходимо организовать «горячую линию» по вопросам информатизации здравоохранения в Минздраве. По его мнению, отрасли необходима более активная позиция Минздрава и руководителей, отвечающих в министерстве за вопросы информатизации.

Медицина не готова

В настоящее время отрасль находится в переходном состоянии: государство дает указания коренным образом пересмотреть механизмы работы, оставляя при этом их реализацию на усмотрение ЛПУ, пациенты ждут обещанных услуг, а многие врачи только начали осваивать компьютер.

Например, по данным Минздрава РФ, сегодня к ЕМИАС подключено 589 учреждений, а количество уникальных пациентов превысило 5,6 млн человек. Однако пользователи жалуются, что при работе с системой у них возникает множество проблем.

Распространенные жалобы, опубликованные гражданами на сайте ЕМИАС:

1.в системе отсутствует медучреждение, расположенное в моем районе;

2.проблемы с отображением/идентификацией медицинских полисов;

3.невозможно записаться через сайт или мобильное приложение, запись доступна в регистратуре и через киоск саморегистрации в отделении;

4.записался на прием на определенное время, пришел вовремя, но долго ждал — приняли в порядке живой очереди;

5.записался на прием к врачу, находящемуся в отпуске. Новая запись доступна лишь через 2 недели — очередь;

6.направили на анализы в дни, когда лаборатория закрыта. Необходимо новое направление от врача, запись доступна лишь через 2 недели — очередь;

7.плохая координация работы ответственных лиц: сотрудников контакт-центра ЕМИАС, регистратуры, недостаточное знание возможностей системы. В результате пациентов «футболят» по разным инстанциям;

8.невозможно посмотреть расписание врача, не отменив перед этим текущую запись к нему.

В результате, граждане нередко негативно воспринимают изменения. «Пациенты начали понимать, что у них должны быть какие-то удобства, например, запись к специалисту в электронной регистратуре, - комментирует Алексей Карпинский, заместитель генерального директора компании iCore. - Человек записался на 10:30, получил талон, пришел, и отсидел живую очередь часа 1,5. Вопрос — зачем нужна такая регистрация?»

Спикер описывает распространенную ситуацию: пациент записывается в электронной регистратуре, получает уведомление «Терапевт доступен для записи через 2 недели», ждет. Когда приходит время приема, его встречает живая очередь, т.к. прием пациента может длиться разное время: поводы для обращения бывают разные. Прийти же без талона и занять очередь нельзя — не примут. Возникает противоречие: пациентам обещают новые возможности, но «сама медицина к этим изменениям еще не готова», отмечает эксперт. «Кроме того, отсутствует возможность перераспределения ресурсов — где-то в одном месте аппарат/специалист перегружен, а где-то простаивает. Такой функционал подразумевается в МИС, его развивают, но в реальности работающей системы нет», - заключает Алексей Карпинский.

Проекты в регионах

Различные регионы России решают вопросы информатизации здравоохранения по-разному. Например, как сообщает издание URPHOTech, в 2014 на мероприятия по внедрению информационных технологий в медучреждениях Курганской области выделено 2,2 млн по программе ОМС. При этом, «в государственных учреждениях здравоохранения Курганской области недостаточно широко используются современные информационно-телекоммуникационные технологии телемедицины, отсутствует единое информационное пространство телемедицины», отмечается в государственной программе «Развитие здравоохранения до 2020 года».

rrssrrr_1.jpg

В медицинских учреждениях Московской области в 2014 г. должен появиться бесплатный Wi-Fi без ограничений траффика. 28 апреля 2014 г. беспроводная сеть уже заработала в консультативно-диагностическом отделении Московского областного научно-исследовательского клинического института им. М.Ф. Владимирского.

Санкт Петербург стал первым городом в Восточной Европе, где телемедицину используют в режиме реального времени для оказания помощи недоношенным детям, страдающим ретинопатией (невоспалительным поражением сетчатой оболочки глазного яблока, ведет к ухудшению и потере зрения). Систему телемедицины используют шесть детских городских медучреждений, а единый экспертный центр находится в 1-й детской больнице. Офтальмологи теперь могут консультировать пациентов, уточнять диагноз и вырабатывать тактику хирургического лечения заболевания дистанционно.

Российский интегратор ИТ систем «Техносерв» сообщил о создании инфокоммуникационной инфраструктуры для Медицинского лечебного и научно-исследовательского центра и учебного корпуса медицинского блока Дальневосточного федерального университета во Владивостоке на острове Русский. В рамках проекта в одной системе объединили телекоммуникационное решение, специализированные медицинские системы и систему обеспечения безопасности. Телемедицинская инфраструктура центра включает беспроводную Wi-Fi сеть с системой позиционирования RFID, мультимедийный call-центр, системы управления больничной палатой, тревожной сигнализации медицинских палат и внутренней связи операционных.

Безопасность обеспечивает многоуровневая система, включающая подсистемы контроля и управления доступом, охранного теленаблюдения, охранно-тревожной сигнализации, автоматической пожарной сигнализации и др. Серверные помещения оснастили системами инженерного обеспечения (кондиционирования, бесперебойного питания, газового пожаротушения и пр.).

Что касается специализированных медицинских решений, то медцентр к моменту открытия обзавелся комплексной информационной системой на базе отраслевого решения SAP для здравоохранения, охватывающей ключевые процессы клиники: регистратуру (ведение расписания, оформление пациентов на прием и т.д.), учет случаев амбулаторного и стационарного лечения, ведение базовой клинической документации, а также формирование основных аналитических отчетов.

Екатерина Кочеткова

Интервью обзора

Рейтинги

-Рейтинг: Крупнейшие поставщики МИС: проекты внедрения 2013
Город Количество реализованных рабочих мест за период
2013 Всего на 01.01.2014 г 2013
1 Казань 1 461
2 Пермь 450
Подробнее

Рейтинги

Рейтинг: Крупнейшие поставщики МИС 2013
Город Выручка от проектов в области здравоохранения (с НДС), млн руб.
2013, % 2013 прогноз роста 2014, %
1 Казань 19.2
2 Москва н/д
Подробнее

Рейтинги

Рейтинг: Крупнейшие поставщики МИС: проекты внедрения 2013
Город Количество внедрений в 2013 г. по типам ИС
2013 Всего на 01.01.2014 г МИС
1 Казань 1 461
2 Пермь 450
Подробнее

Рейтинги

-Рейтинг: Крупнейшие поставщики МИС 2013
Город Выручка от проектов в области здравоохранения (с НДС), млн руб.
2013, % 2013 прогноз роста 2014, %
1 Казань 19.2
2 Москва н/д
Подробнее