Спецпроекты

На страницу обзора
Пандемия «расширила» дорогу в облака

На фоне общего кризиса ИТ-рынка продажи облаков демонстрируют небывалый подъем. В первую очередь, спрос растет на инфраструктуру удаленных рабочих мест, видеоконференцсвязь и другие инструменты совместной работы, а также на электронный документооборот. За счет этих решений предприятия получают возможность поддержать непрерывность бизнес-процессов в условиях изоляции. Изменения в ИТ-ландшафте будут носить долгосрочный характер, так как, оценив преимущества облачной модели, бизнес не станет возвращаться к старой парадигме ИТ после снятия ограничений.

Облака: вверх по лестнице, ведущей вниз

Эпидемия коронавируса привела к тому, что заказчики стали в массовом порядке сворачивать ИТ-проекты. По данным Gartner, в 2020 г. мировые траты на информационные технологии сократятся на 8% до $3,4 трлн.

Прогноз развития мирового ИТ-рынка


Объем рынка 2019 г., $ млрд Рост 2019/2018, % Объем рынка 2020, $ млрд (прогноз на май 2020 г.) Рост 2020/2019, % (прогноз на май 2020 г.) Объем рынка 2020, $ млрд (прогноз на январь 2020 г.) Рост 2020/2019, % (прогноз на январь 2020 г.)
Дата-центры 211,63 0,7% 191,12 -9,7% 208,00 1,9%
Корпоративное ПО 458,13 8,8% 426,26 -6,9% 503,00 10,5%
Устройства 698,09 -2,2% 589,88 -15,5% 688,00 0,8%
ИТ-сервисы 1031,58 3,8% 952,46 -7,7% 1081,00 5,0%
Коммуникационные сервисы 1357,43 -1,6% 1296,63 -4,5% 1364,00 1,5%
Итого 3756,86 1,0% 3456,34 -8,0% 3865,00 3,4%


Облака являются единственным исключением среди всех сегментов ИТ, только здесь по итогам текущего года ожидается рост, причем темпы развития значительно опережают первоначальные расчеты экспертов, которые были сделаны до начала пандемии. «Некоторые долгосрочные облачные проекты могут быть приостановлены, однако в целом уже в 2020 г. траты на облака достигнут уровня, который мы рассчитывали увидеть только в 2023 и 2024 гг.», — комментирует Джон-Дэвид Лавлок (John-David Lovelock), вице-президент по исследованиям Gartner.

Рост расходов на публичные облака по итогам 2020 г. ожидается на уровне 19%, при этом сегмент облачной видеоконференцсвязи вырастет на 24,3%, а облачной телефонии — на 8,9%, утверждает Gartner. Опрошенные CNews российские поставщики облаков, кроме того, отмечают рост интереса к инфраструктуре DaaS (Desktop-as-a-Service, «облачный» VDI), электронному документообороту из облака, почте-как-сервис, решениям по защите веб-приложений. Кроме того, вырос спрос и на «базовые» услуги «инфраструктуры как сервиса», IaaS.

От роста на 70% до резкого падения

В России востребованность облаков тоже, в среднем, растет, но положительный эффект пандемии распределяется очень неравномерно, соответственно, и оценки влияния COVID на бизнес у российских провайдеров очень различны.

В компании «Крок» согласны с прогнозом Gartner относительно темпов роста облачного рынка. «По нашей субъективной оценке, спрос на облачные услуги вырос примерно на 20%. За время пандемии у нас появилось несколько крупных заказчиков, которые выбрали облако, чтобы подстраховать бизнес на время карантина и перевести сотрудников на удаленный режим работы. В первую очередь, это ритейлеры. Они более, чем кто-либо еще, почувствовали рост нагрузки на онлайн-сервисы», — рассказывает Максим Березин, директор по развитию облачного бизнеса «Крок».

Еще более оптимистичен руководитель направления развития облачных технологий Softline Юрий Новиков, по оценке которого спрос на облака на 70% превысил плановые показатели. «Основной прирост пришелся на новых заказчиков, вынужденных в условиях карантина и перехода на работу из дома обратиться к использованию облачных сервисов», — говорит он.

С другой стороны, в компании ActiveCloud за период с марта по май оборот сократился на 10%. Причина заключается в пресловутой гибкости облачного подхода — клиенты снизили потребление, а, стало быть, и платить стали меньше. «Заказчики могут выключить некритичную часть серверов, начать выключать все сервера на ночь и в выходные, отказаться от части лицензий», — объясняет спад генеральный директор ActiveCloud Дмитрий Яшин. При этом он отмечает, что среди клиентов нет единого шаблона поведения: «Одни временно отключали второстепенные информационные системы, запрашивали скидки на период пандемии. Другие же, с переходом на удаленную работу или выходом в онлайн-продажи, докупали и увеличивали потребление на 5-15%».

А в отраслях, наиболее пострадавших от пандемии, наблюдается падение спроса даже на облачные решения. Например, российский разработчик SaaS-решений «СКБ Контур» зафиксировал резкое снижение спроса на решения для гостиничного сектора.

Пандемия поменяла нормы корпоративного общения

В кризис облачные средства коммуникации — телефония и видеоконференцсвязь — оказались среди наиболее востребованных услуг. При этом кризис приведет к глобальной смене парадигмы в культуре корпоративного общения, полагают аналитики Gartner: по их прогнозам, к 2024 г. только четверть всех бизнес-совещаний будут проходить в формате личных встреч, в то время как до пандемии 60% деловых встреч проходило в традиционном оффлайн формате.

Руководитель отдела маркетинга «Манго Телеком» Андрей Козловский рассказывает, что во время пандемии было зафиксировано рекордное количество заявок на подключение сервисов облачной телефонии: «Обычный запрос звучал примерно так: мы в пятницу заканчиваем работать в офисе и надо, чтобы в понедельник звонки клиентов наши люди уже могли принимать дома. В первой же обратившейся с такой проблемой компаниии был штат из 400 человек. На «переезд» им потребовалось полтора дня». При реализации таких проектов самым сложным оказывается не техническая организация звонков, а интеграция системы связи с CRM и другими учетными системами предприятия, отмечает Андрей Козловский.

Переход на режим самоизоляции заставил бизнес также обратить более пристальное внимание на решения в области электронного документооборота и отчетности. По данным «СКБ Контур», за первый квартал 2020 г. пользователи передали через систему «Контур.Диадок» на 30% больше документов, чем за аналогичный период прошлого года. Кроме того, в 2,5 раза выросло количество поставок через электронную факторинговую площадку. Наконец, в период закрытия отделений МФЦ в 3,5 раза выросли продажи продукта по электронной регистрации сделок, с их помощью клиенты регистрируют права на недвижимое имущество и получают выписки из ЕГРН.

Большинство компаний не останавливали свою деятельность, но им пришлось в максимально короткие сроки адаптироваться к режиму удаленной работы, констатирует руководитель управления маркетинга «СКБ Контур» Любовь Федюшина: «Организации продолжали заключать договоры, нужно было вовремя предоставлять закрывающие документы, причем бесконтактно. Последствия риска остановки документооборота между контрагентами очевиден. Поломка цепочек поставок и простой бизнеса для большинства отраслей критичны. Что касается налоговой отчетности, то ее никто не отменил, и возможность удаленно своевременно сдать все требуемые данные была необходима так же, как и раньше».

Карантин создает виртуальные рабочие места

Переход на удаленную работу привел к росту проектов по созданию виртуальных рабочих мест (VDI, Virtualization Desktop Infrastructures) и DaaS (Desktop-as-aService, «рабочее место как услуга», или «облачный» VDI), когда сотрудники получают доступ к стандартизированному виртуальному рабочему месту. Типичный проект такого рода представляет собой колл-центр, сотрудники которого из общего помещения переместились по домам, делится опытом Юрий Самойлов, генеральный директор DataLine (входит в «Ростелеком-ЦОД»): «В рамках одного из кейсов мы развернули для заказчика 150 виртуальных рабочих мест за неделю. Заказчик пришел с запросом в четверг, в пятницу получил тестовые VDI, которые его устроили. В выходные мы совместно с сотрудниками клиента настраивали и интегрировали VDI в корпоративную инфраструктуру, а в понедельник уже были готовы первые 30 боевых рабочих мест. К концу недели увеличили их количество их до 150».

В компании «Крок» услугу VDI из облака запустили как антикризисное решение в период коронавируса, в настоящий момент на стадии проработки находится более 10 контрактов. При этом количество запросов по созданию VDI на инфраструктуре заказчика только за первые два квартала 2020 г. в два с лишним раза превысило количество запросов за весь 2019 г. «В основном решением интересуются банки, страховые компании, крупные производственные предприятия», — рассказывает Максим Березин. В качестве примера он приводит миграцию на инфраструктуру виртуальных рабочих мест 300 сотрудников медиахолдинга Conde Nast Россия.

Кроме того, кризис увеличил привлекательность для клиентов «инфраструктуры-как-сервиса». В марте-июне 2020 г. рост выручки IaaS соответствовал годовой динамике роста в 35%, в то время как темпы развития данного направления за аналогичный период 2019 г. составили 26%, подсчитали в DataLine. Директор по облачным сервисам «РостелекомЦОД» Александр Обухов утверждает, что в рамках Национальной облачной платформы наибольший спрос в период пандемии пришелся именно на IaaS: «Это вполне логично в свете того, что все программные и платформенные решения, востребованные в период пандемии, требуют оперативно выделяемых и надежных инфраструктурных ресурсов для размещения», — объясняет эксперт. Кроме того, существенно увеличился спрос и на высокопроизводительные системы хранения данных: «Твердотельные накопители заказывают в бОльшем процентном соотношении от общих ресурсов хранения по сравнению со статистикой заказов прошлых периодов», — рассказывает Александр Обухов.

Спрос растет, а цены нет

Логично предположить, что резко возросший спрос приведет к повышению цен на облачные продукты. Тем не менее, все опрошенные CNews облачные провайдеры утверждают, что сохранили цены на прежнем уровне. Кроме того, многие поставщики решений из облака разработали системы скидок, чтобы поддержать предприятия, которые в результате пандемии и ограничительных мер оказались в сложной финансовой ситуации. «Рынок облачных продуктов достаточно обширен и потребителю есть, из чего выбирать, поэтому клиент, оказавшийся в сложных условиях, захочет выбрать решение по более низкой цене», — объясняет руководитель «Корус Консалтинг СНГ» Сергей Машурин. По его словам, с точки зрения стратегической цели, гораздо важнее дать клиенту скидку в непростых условиях, чтобы сохранить его на длительный период в будущем и помочь его бизнесу выжить.

Провайдеры в России работают в достаточно конкурентной среде, поэтому рост тарифов означает ослабление позиций на фоне конкурентов, согласен Максим Березин. «Однако мы заметили один негативный для клиентов фактор, а именно стала заметнее так называемая переподписка у некоторых игроков, — добавил он. — Они стали перепродавать мощности, уже выделенные клиентам с целью более полного их использования. Это может стать причиной снижения качества сервиса, например, если клиенты одновременно начнут потреблять весь выделенный им пул ресурсов».

Чем хуже, тем лучше

Снятие ограничительных мер несколько снизит темпы развития облачного рынка, однако в долгосрочной перспективе это направление останется наиболее динамично развивающимся сегментом ИТ. «Определенный спад спроса, безусловно, будет наблюдаться, но гораздо интереснее изменение пользовательского поведения и привычек», — полагает Сергей Машурин. По его мнению, от практики проводить рабочие конференции в Zoom будет достаточно сложно отказаться, а с учетом рассмотрения на законодательном уровне возможности работать удаленно отказываться от соответствующих продуктов и вовсе незачем.

Общий экономический спад будет только способствовать миграции в облака. 2020 г. будет непростым для экономики. «К замедлению экономического роста и остановке бизнесов из-за пандемии добавились скачок курса доллара в начале года и закрытие границ. Многие компании не смогут получить свое, даже уже оплаченное оборудование, закупавшееся в том числе для наращивания ИТ-инфраструктуры», — обращает внимание Александр Обухов. В этих условиях актуальность облачных ресурсов, не требующих вложений в физическое оборудование, только вырастет.

Павел Лебедев

Интервью обзора

Рейтинги

CNews Analytics: Крупнейшие поставщики SaaS в России 2020
№ 2019 Название компании/бренда Выручка от оказания услуг SaaS в 2019 г., ₽тыс., включая НДС
1 СКБ Контур* (1) 15 400 000
2 Softline (2) 13 513 979
3 Тензор 6 271 037
Подробнее

Рейтинги

CNews Analytics: Крупнейшие поставщики IaaS в России 2020
№ 2019 Название бренда, под которым оказываются услуги IaaS Выручка от оказания услуг IaaS в 2018 г., тыс. руб., включая НДС
1 Softline (1) 2 641 147
2 Ростелеком/Ростелеком-ЦОД 2 425 000
3 Облачный бизнес МТС(2) 2 462 189
Подробнее