Спецпроекты

На страницу обзора
Мобильный мир менеджера
Сегодня тренды корпоративной мобильности проявляют себя в различных отраслях и направлениях, помогая предоставить сотрудникам доступ к разнообразным внутренним сервисам. Однако для этого в компании должна быть реализована целостная инфраструктура бизнес-систем, на которую могут опираться мобильные расширения.

Современные бизнес-приложения, традиционно располагавшиеся на закрытых от посторонних глаз серверных мощностях, постепенно претерпевают серьезные изменения. Как отмечают аналитики, тому две причины – это облачные технологии и развитие мобильности во всех проявлениях. Первая тенденция обеспечивает необходимость переноса многих бизнес-процессов в облако, а это значит, что разработчики должны гарантировать безопасность и сохранность данных в системе, «где бы она ни находилась». Такие процедуры имеют место сегодня почти для всех развивающихся бизнес-систем, и многие из них уже предоставляются пользователям в режиме мобильных и облачных сервисов. В частности, по заявлениям представителей компании, почти все продукты SAP могут быть дополнены мобильным рабочем местом при помощи SAP Mobile Platform – готового инструментария для построения мобильного приложения.

Рынок мобильных бизнес-приложений в России, $млрд

rynok_mobilnyh_prilozhenij.jpg

Источник: J’Son & Partners, 2013

Мобилизация, можно сказать, становится вторым этапом той же тенденции развития. Если решение уже предоставляет доступ пользователям «из облака», почему бы не сделать его возможным с мобильных устройств? В действительности это ведет к дальнейшему развитию технологий обеспечения безопасности, ведь работа с бизнес-системами будет происходить уже не только в рамках корпоративной сети на контролируемых ПК и «тонких клиентах», но и с устройств, на которых гарантировано наличие разнообразных приложений, а также имеется риск их потенциальной кражи или утраты.

Специализированные решения

Таким образом, подготовка мобильных рабочих мест должна происходить с ориентацией на потребности конкретных пользователей. Типичный пример такого подхода – создание уникальных специализированных рабочих мест для топ-менеджеров. «Эти приложения объединяют в себе функционал аналитических и транзакционных приложений, подключаются, как правило, к нескольким системам одновременно, дополняются функциями документооборота и имеют серьезную защиту данных», – перечисляет их особенности Павел Деверилин, руководитель департамента мобильных решений, SAP СНГ.

В любом случае, по мнению аналитиков J’Son&Partners, существуют системы, которые в первую очередь должны быть подвержены мобилизации – путем создания специализированных надстроек или использования стандартных приложений. К ним относятся такие ИТ-инструменты, как CRM, ERP, BPM, СЭД, Business Intelligence, Case Management, ECM и MES. По данным опроса, проведенного компанией в 2013 г., именно в этих направлениях планируют продвигать мобильность российские организации.

Иногда для реализации стратегии мобильности разрабатываются специализированные рения, но даже типовые продукты, основанные на готовых мобильных приложениях, могут быть адаптированы для конкретных задач. Кроме имеющихся в изобилии инструментов для автоматизации и управления мобильными торговыми представителями, сегодня на рынке можно увидеть готовые мобильные решения для автоматизации бригад и рабочих, осуществляющих техобслуживание и ремонт оборудования. В этом случае смартфоны или планшеты становятся системами получения задач, регистрации выполняемых действий и отвечают за внесение в основные корпоративные ИС фактов списаний материалов, проведения измерений и завершения работ.

Хорошим примером также может служить создание мобильных приложений для конструкторских систем. Так, в компании Arbyte доступ конструкторским рабочим местам уже сегодня осуществляется с планшетов и смартфонов на базе мобильных технологий. «С любого устройства при помощи программных средств Citrix можно подключиться к своему рабочему месту в GRID-системе, чтобы посмотреть чертежи и характеристики деталей в любое время и в любом месте, – говорит Дмитрий Якунин, руководитель подразделения САПР в компании Arbyte. – Специалистам обеспечивается доступ к виртуальной машине с мощной графикой, и они могут оперативно провести консультации по разработке деталей и моделированию».

Как показывает практика, почти для любой бизнес-системы актуально наличие мобильного расширения, которое позволит сотрудникам получать важную информацию, а иногда – даже выполнять определенные действия в корпоративной ИС. Однако при этом количество доступных операций через мобильный интерфейс, бесспорно, должно быть минимальным и закрывать лишь необходимые потребности. На сегодняшний день их перечень в основном ограничивается доступом к срезам данных и аналитическим отчетам, спецификациям и результатам работ. Бесспорно, спектр мобильных возможностей бизнес-систем будет расширяться и дальше, но CIO в данном случае стремятся вести себя аккуратно и не предоставлять работникам излишнего доступа с мобильных устройств.

«Наличие доступа в значительной мере зависит от задач пользователя. Например, при использовании облака в качестве точки входа для обмена и публикации информации от мобильных пользователей, таких как курьерские службы или бригады по обслуживанию распределенных объектов, конечно, функции мобильного доступа в современных условиях являются обходимыми», – подтверждает Сергей Щербина, заместитель генерального директора компании Esri CIS.

Блажь или необходимость

Далеко не каждый бизнес-процесс сопровождается наличием мобильного приложения, и это объясняется как опасениями в области информационной безопасности, так и отсутствием необходимости в данных расширениях. Если говорить о реализованных проектах в сфере мобилизации, то на рынке в основном представлены клиентоориентированные системы, позволяющие быть ближе к заказчику. Это могут быть и CRM-системы, позволяющие автоматизировать мобильные продажи и поддержку, а также средства управления логистикой.

Однако нередко возникает потребность в более тщательной и специализированной разработке, когда речь заходит о реальной необходимости. «В нашей компании существуют весьма специфические процессы, связанные с отправкой грузов вагонами: сотрудники должны сверять метки, состоящие из 16 цифр, и заносить их в базу, и в ручном режиме данная работа приводила к множеству ошибок, – комментирует Ирина Журавлева, CIO в «Сибирском Цементе». – Именно поэтому мы потратили отдельные усилия на разработку мобильного приложения, позволяющего фотографировать и распознавать номера пломб автоматически».

Впрочем, как показывает практика, необходимо провести серьезную подготовку инфраструктуры компании и самих приложений, чтобы сотрудники начали активно использовать их и производительность труда действительно выросла. Например, в Orange Business Services развитие и доработка существующих систем идет постоянно, почти все приложения имеют веб-интерфейс, рассчитанный, в том числе, и на мобильные платформы.

Требование
1 Соответствует реальным задачам компании
2 Имеет простой и удобный интерфейс, нравится конечным пользователям
3 Применяет схожие принципы работы с уже знакомым настольным приложением
4 Удобно загружается и настраивается
5 Позволяет легко вводить специфические данные, если есть такая необходимость
6 Обеспечивает необходимый уровень безопасности и защиты данных

Источник: CNews Analytics, 2014

«Оперативный доступ к необходимой информации, а также возможность фиксирования результатов на месте без необходимости присутствия в офисе очевидно должны повышать производительность труда и скорость решения принятия решений. Но если анализ бизнес-процессов и внедрение приложений были проведены на недостаточном уровне, эффект может быть обратный, – отмечает Владимир Валькович, директор департамента эксплуатации и развития Orange Business Services в России и странах СНГ. – Основное, что может привести к отрицательному результату, – это неприятие сотрудниками мобильных приложений. Для снятия подобного негатива необходимо, чтобы они были максимально удобными и полезными именно для мобильных сотрудников».

Андрей Шуклин

Короткая ссылка