Влияние пандемии коронавируса будет еще не один год сказываться на состоянии практически всех отраслей мировой экономики. Сфера образования — не исключение, однако ее ИТ-сегмент получил мощный стимул для роста. Резко вырос интерес к дистанционному образованию, инвестиции в эту сферу увеличились вдвое. Дистанционным поневоле становится не только дополнительное, но и основное образование, так что можно смело полагать, что и мировой, и российский EdTech в ближайшие годы будут быстро развиваться.
Цена пандемии
Несмотря на то, что рынок образования существенно пострадал от эпидемии коронавируса, его сегмент, связанный с информационными технологиями, от пандемии существенно выиграл. EdTech (этот термин часто используют как синонимом ставшего модным онлайн-образования, однако в него входит весь набор ИТ-средств, обеспечивающих процесс образования) получил мощный стимул для развития. В наибольшей степени вырос спрос на решения для получения образования «на дому», поэтому в самом большом выигрыше оказались компании, предоставляющие услуги удаленного доступа к знаниям, однако и компании, разрабатывающие ИТ-решения, также не остались внакладе.
Качественное представление о динамике рынка образования и его ИТ-сегмента можно получить из исследований компании HolonIQ, специализирующейся на изучении этой сферы. В начале «доковидного» 2019 г. и в начале 2021 г. (хотелось бы назвать его «постковидным», но, похоже, на это звание будет претендовать 2022 г., а то и 2023-й) эта компания выпускала отчеты, посвященные состоянию и прогнозам развития рынка образования и его ИТ-составляющей. Из сравнения графиков динамики образовательных рынков видно, что «постковидная» оценка рынка в 2020 г. на $500 млрд меньше, чем «доковидная» — 2018-го. При том, что по прогнозам от 2019 г. рынок в 2018-2025 гг. должен был довольно быстро расти.
Рынок 2025 г. в прогнозе-2019 больше рынка по прогнозу от 2021 г. на те же полтриллиона. Заглядывать в 2030 г. в HolonIQ во втором прогнозе уже не рискнули. Так что сфере образования в целом пандемия обошлась очень дорого, и ее последствия будут ощущаться еще несколько лет.
При этом, что кажется парадоксальным, инвестиции в сферу образования резко выросли. Если в 2018 г. они составляли $4,2 млрд, то в 2020 г. — уже $16,1 млрд. Прогнозов в HolonIQ не дают, поскольку видно, что в последние годы инвестиционная привлекательность образования меняется скачкообразно: «рывки» 2015 и 2018 гг. сменяются спадами в год-два, возможно за резким ростом 2020 г. тоже последует период «затишья».
Пока же за счет «рывка» 2020 г. довольно резко поднялась рыночная капитализация компаний, работающих в сфере образования. В 2018 г. она составляла $150 млрд при рынке в $6 трлн, в 2020-м — $300 млрд при рынке в $5 трлн. Это соотношение все еще хуже, чем по мировому рынку в целом (мировой рынок в 2020 г. — $80 трлн, суммарная капитализация — $88 трлн) или, например, в относительно «родственной» отрасли здравоохранения (рынок — $8 трлн, капитализация — $5 трлн), но прогресс очевиден.
При этом более 60% инвестиций в образование в 2020 г. пришлось на Китай (в 2018 г. — «всего» более 50%) — $10,2 млрд ($5,2 млрд в 2018 г.), на США — $2,5 млрд ($1,6 млрд), на Индию — $2,3 млрд ($0,7 млрд), на Евросоюз и Великобританию — $0,8 млрд ($0,7 млрд). То есть, европейский рынок, по сути, стагнирует, американский — развивается неплохо, но по сравнению с китайским и индийским рынков — крайне медленно.
Разрабатывать для китайского рынка — удовольствие для знатоков языка, а вот «англоязычный» индийский рынок — возможно, как раз то направление, в котором стоит работать EdTech-компаниям, желающим резко увеличить продажи и выйти на мировой рынок.
«Образовательные» ИТ выиграли от коронакризиса
Резкий рост инвестиций в условиях падения рынка неудивителен — востребованность онлайн-технологий увеличилась многократно. Соответственно — выросли и затраты на ИТ в общей доле трат на образование.
По данным исследования HolonIQ 2019 г., в 2018 г. расходы сферы образования на информационные технологии составляли менее 2,6% от общих ($152 млрд), прогноз на 2020 г. — 4,4% $342 млрд). Это, как отмечали в HolonIQ, существенно меньше, чем в других отраслях.
В 2021 г. оценили ИТ-сегмент сферы образования в 3,6% ($227 млрд), прогноз на 2025 г. — $404 млрд.
То есть, для цифровизации образования эпидемия коронавируса стала настоящим подарком — ее ход резко ускорился в связи с вынужденным массовым переходом на онлайн-обучение.
Впрочем, в HolonIQ считают, что эта доля все еще слишком мала, и уверены, что доля затрат на цифровые технологии будет расти.
При этом опережающими темпами будут увеличиваться затраты на передовые технологии — средства виртуальной/дополненной реальности, искусственный интеллект, роботов и даже блокчейн (надо полагать — для создания электронных дневников, в которых нельзя будет просто взять и заменить оценку, воспользовавшись логином учителя).
В 2025 г. на эти технологии придется 5,5% от общих затрат в сфере образования на ИТ, в два с лишним раза больше, чем в 2018-м (2,6%).
Онлайн с российской спецификой
Российский рынок образования, по оценке Высшей школы экономики, в 2016 г. составлял ₽1,8 трлн, на онлайн приходилось 1,1% (₽20,7 млрд). В 2021 г., как полагают исследователи, соответствующие цифры составят ₽2 трлн и 2,6% (₽53,3 млрд). То есть, в целом рынок вырос на 10%, а онлайн-составляющая — в 2,5 раза.
По оценкам экспертов Smart Ranking размер рынка в 2020 г. составил ₽53-54 млрд (рост за год — на 25%). В текущем году рынок может увеличиться до ₽60 млрд, а по самым смелым прогнозам — до ₽70 млрд.
Подавляющая часть выручки EdTech-компаний, чей бизнес Smart Ranking использовал при оценке динамики рынка, приходится на собственно услуги обучения в том или ином виде. Лишь шесть компаний из 80 указали, что заняты разработкой ИТ-решений в качестве одного из направлений бизнеса. Их выручка за год выросла на 64%, в то время как общая выручка участников рейтинга — более, чем на 100%.
Причина отставания компаний ИТ-сегмента, возможно, в том, что все крупные игроки рынка имеют собственные образовательные онлайн-платформы, поэтому большого спроса на классические образовательные онлайн-решения нет. Однако, если верить упоминавшимся оценкам HolonIQ, нас ждет резкий рост применения в образовании «горячих» технологий, в первую очередь ИИ и виртуальной/дополненной реальности, что может существенно изменить расстановку сил на рынке образования.
Однако сфера образования — это не только «новомодный EdTech. Поэтому в первом рейтинге поставщиков ИТ в образование, собранном CNews Analytics, среди двух десятков участников — как EdTech-компании, так и компании, переведшие в онлайн ранее офлайновые курсы и поставщики инфраструктурных решений.
Крупнейшие поставщики ИТ-решений для образования 2020
№2020 г. | Название компании | Город (расположение центрального офиса) | Выручка от создания ИТ-решений для образования в 2020 г., включая НДС, ₽тыс. | Выручка от создания ИТ-решений для образования в 2019 г., включая НДС, ₽тыс. | Динамика 2019/2020 гг., % |
---|---|---|---|---|---|
1 | Учи.ру | Москва, Сколково | 1 710 093 | 981 990 | 74,1% |
2 | Ланит | Москва | 1 261 348 | 473 374 | 166,5% |
3 | Система Геткурс | Москва, Сколково | 681 063 | 0 | — |
4 | Дневник.ру | Санкт-Петербург | 524 268 | 351 932 | 49,0% |
5 | Вебинар Технологии | Москва, Сколково | 427 581 | 188 979 | 126,3% |
Выручка топ-10 рейтинга CNews в 2020 г. почти на 80% больше выручки топ-10 в 2019 г. (учитывались показатели участников рейтинга этого года). Подробнее о рейтинге можно прочитать статье «Выручка лидеров российского рынка ИТ для образования выросла на 80%».
Инвестиции в российский EdTech: деньги и кадры
Слишком быстрый рост порождает проблемы. В случае EdTech это, в частности, обострение «цифрового неравенства». Как отметил Игорь Морозов, ректор «Академии АйТи», нагрузка на обеспечение детей средствами дистанционного обучения – компьютерами, интернетом, легла на плечи семей. И далеко не всем она была и есть по силу. Это, разумеется не только российская проблема (в России интернет как раз относительно дешев), но достаточно важная.
Однако, как полагают эксперты у российского EdTech отличные перспективы. Как отметили, подводя итоги 2020 г. в Российской ассоциации электронных коммуникаций, российский EdTech входит в тройку наиболее привлекательных ниш для инвестиций. В отчете агентства инноваций Москвы «Рынок венчурных инвестиций Москвы 2020» EdTech занял третье место по объему инвестиций ($77,4 млн), уступив лишь сектору электронной коммерции ($156,4 млн, из них 90% — в Ozon) и развлекательной сфере ($126,2 млн). До этого пять лет сектор находился за пределами первой пятерки, но в условиях пандемии инвестиции в него выросли на 608%, количество сделок — на 164%.
«Конечно, как и положено среди стартапов, девять из десяти умрет, а в случае EdTech, вероятно, 99 из 100 умрет, — считает Игорь Морозов. — Но все же здесь обязательно будут появляться реальные интересные технологии, на основе которых можно строить интересные образовательные процессы».
Крупнейшей сделкой прошедшего года стала покупка Mail.ru Group 25% доли в проекте «Учи.ру» за ₽3,75 млрд, в этом году интернет-гигант объявил о создании образовательного холдинга на основе ранее приобретенных проектов.
В 2021 г. таких крупных сделок пока не заключалось, но можно отметить, что бывший замминистра науки и высшего образования Денис Солодовников стал директором по взаимодействию с государственными органами в Talenttech. Раньше экс-госслужащие такого ранга выбирали, как правило, или собственный бизнес или предприятия более традиционной сферы. Выбор Дениса Солодовникова можно тоже считать признаком изменения статуса сегмента онлайн-образования.