Спецпроекты

На страницу атласа
Перспективы применения технологий интернета вещей в ресурсоснабжении безграничны

Применение технологий интернета вещей способно значительно повысить эффективность работы ресурсоснабжающих предприятий. В 2021 г. Нижегородский водоканал при технической поддержке компании «МегаФон» запустил масштабный проект по внедрению умных счетчиков на базе технологий интернета вещей. Система, которая позволит автоматически собирать показания расхода воды, охватит тысячи многоквартирных домов и предприятий региона. Директор по работе с абонентами Нижегородского водоканала Николай Смирнов рассказал CNews об особенностях и сроках реализации этого проекта.

Николай СмирновНижегородский водоканал

Интернет вещей решает проблемы

CNews: Распространенными проблемами ресурсоснабжающих организаций являются потери при доставке ресурса до потребителя, коммерческие и некоммерческие потери воды (из-за износа труб или занижения показателей потребителями), расходы на проверяющих и бухгалтерию, которая тратит несколько дней в месяц на сбор, обработку показаний и выставление счетов. Какие проблемы особенно актуальны для Нижегородского водоканала?

Николай Смирнов: Все перечисленные проблемы являются актуальными для многих водоканалов вне зависимости от их размера и территории обслуживания. Это следствие существующей нормативно-правовой базы, точнее, ее полноты и сложившейся практики отношений между участниками рынка ЖКХ. Еще, конечно, актуальны проблемы, связанные с износом сетей (как внутренних, так и внешних). Что же касается контроля полезного отпуска ресурсов, то здесь необходимо правильно распределять ресурс сотрудников для осуществления взаимодействия с абонентами по приему и обработке показаний и выполнения целого ряда других работ. Решение этих задач напрямую зависит от уровня технического развития каждого отдельно взятого предприятия, который, в свою очередь, зависит от его финансовых возможностей. Нижегородский водоканал уверенно входит в пятерку предприятий-водоканалов, лидирующих по уровню цифровизации и по качеству оказываемых услуг в сфере холодного водоснабжения и водоотведения.

CNews: Когда организация начала рассматривать возможность установки умных счетчиков потребления воды на базе технологий интернета вещей? Предпринимались ли попытки автоматизировать процесс учета потребления и сбора показаний ранее? К чему они привели?

Николай Смирнов: Еще совсем недавно для сбора показаний контролеры вели учетные книжки. К слову, в некоторых регионах это до сих пор практикуется местными водоканалами. Затем сбор, передача и обработка показаний проводились с использованием факсов и телефонов, потом — электронной почты. Что касается Нижегородского водоканала, то несколько лет назад мы начали работать над тем, чтобы расширить каналы связи с абонентами, так появились личные кабинеты, голосовые помощники, мессенджеры. И, безусловно, подобные инструменты упрощают наше взаимодействие.

Краткая биография

Николай Смирнов

К установке умных счетчиков нас отчасти подтолкнуло отраслевое законодательство. В частности, Федеральный закон «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности», согласно которому многоквартирные дома должны быть оснащены коллективными приборами учета используемых ресурсов (воды, тепловой и электрической энергии), а также индивидуальными и общими приборами учета используемых воды, электрической энергии.

Далее следует определиться с тем, что же делает прибор учета умным, какими техническими характеристиками он должен обладать? Умным можно называть измерительное устройство, имеющее импульсный выход, который позволяет передавать данные на расстоянии. Но следует понимать, что один умный счетчик сам по себе пользы не принесет. Серьезный проект предполагает наличие большого парка приборов, у которых есть импульсный выход и которые поддерживают какую-либо технологию передачи данных. При этом такая система позволяет собирать и обрабатывать данные, использовать их для коммерческого учета потребления ресурсов и выставления счетов, а также для аналитики и мониторинга профилей потребления. При соблюдении всех этих условий мы можем рассматривать такую систему учета и контроля как умную.

Сейчас мы уже не ставим приборы, которые отображают только фактический объем потребляемого ресурса. А те, которые еще остались у абонентов, по мере необходимости их обновления мы рекомендуем заменить на умные, более современные и высокоточные. Если пять лет назад такие устройства стоили достаточно дорого, то сейчас они стали куда более доступны: расширилась линейка, увеличилось количество производителей, как зарубежных, так и отечественных. Сегодня все больше приборов имеют импульсный выход, что дает нам возможность подключать их к общей системе, оснастив датчиком передачи данных. Это, в свою очередь, позволяет нам дистанционно получать параметры с данного измерительного устройства. Проводя регулярный мониторинг приборов учета, которые установлены в многоквартирных домах и на предприятиях, мы пришли к выводу, что к 2018 году значительное количество объектов оснащены водомерами с импульсным выходом. Это стало стимулом к реализации одного из крупнейших проектов в России в сфере ЖКХ — развертывания в регионе системы на базе технологий интернета вещей, которая позволит автоматически собирать показания расхода воды.

Оптимальное решение компании «МегаФон»

CNews: Как вы выбирали технологического партнера для этого проекта? Какие критерии были решающими? И почему выбор пал на компанию «МегаФон»?

Николай Смирнов: Мы учитывали целый ряд факторов: специфику закупочной деятельности (наша организация подпадает под действие N 223-ФЗ, регулирующего закупки товаров, работ, услуг), объем наших потребностей и форму реализации проекта. Также было необходимо определиться со сроками. Мы заинтересованы в долгосрочном сотрудничестве, которое позволит нам и нашему партнеру выполнить все свои обязательства. Ведь нецелесообразно оснащать умными устройствами десятки точек, речь идет о работах в масштабе целого региона.

Кроме того, перед нами стояла задача не просто дистанционно собирать параметры с измерительных устройств, но и интегрироваться с нашей биллинговой системой, для того чтобы мы могли обрабатывать и анализировать полученные данные. То есть нам нужна система, позволяющая оптимизировать затраты и исключить фактор человеческой ошибки.

Наконец, решающими критериями были стоимость и сроки. Мы подготовили техническое задание, в котором изложили все свои пожелания. В ходе конкурсных процедур компания «МегаФон» предложила оптимальное решение, поэтому мы заключили договор именно с ней. Предварительно мы тщательно изучили опыт других и оценили, какие технологии применяются в подобных проектах, на основании каких соглашений осуществляются данные виды работ. Конечно, водоканал способен и самостоятельно провести установку всей системы: закупить и настроить необходимое оборудование, ввести систему в эксплуатацию, нести определенные риски и затраты на ее поддержание. Но в итоге мы выбрали вариант сервисного оказания услуг.

Николай Смирнов: Один умный счетчик сам по себе пользы не принесет. Серьезный проект предполагает наличие большого парка приборов, у которых есть импульсный выход и которые поддерживают какую-либо технологию передачи данных

Мы приняли решение приступить к реализации основного проекта и масштабировать его на всю инфраструктуру импульсных счетчиков. Упор делаем именно на многоквартирные дома, но проект реализуется не только на общедомовых приборах, но и на устройствах, установленных на производственных площадках предприятий, а также на объектах теплоэнергетики. Условия договора предусматривают установку оборудования и организацию передачи показаний потребления ресурсов разными абонентами. Таким образом, достаточно сведений о наличии у водомера импульсного выхода, и можем оснастить его необходимым передатчиком. При этом прибор остается на обслуживании управляющей компании, являясь общедомовым имуществом. Таким образом, мы как ресурсоснабжающая организация можем организовать дистанционный сбор показаний с привлечением третьей стороны в лице компании «МегаФон».

CNews: Система работает на базе стандарта NB-IoT. Почему именно этот стандарт был признан подходящим и в чем его преимущества для ваших целей?

Николай Смирнов: Когда мы формировали техническое задание для долгосрочного договора, мы понимали, что на рынке есть различные технологии, у которых своя специфика, стоимость и преимущества. Поэтому мы не фокусировались на какой-то конкретной технологии, оставив право выбора за исполнителем. Пилотные испытания, которые мы осуществляли, в том числе совместно с «МегаФоном», показали эффективность NB-IoT как в условиях плотной городской застройки, так и на открытых территориях в разрозненных точках.

При этом мы четко осознаем, что проект долгосрочный, а технологии развиваются. И в случае появления новых технологий наши договорные условия не препятствуют замене оборудования. Этот вопрос находится в компетенции исполнителя, то есть «МегаФона».

Положительный эффект в перспективе

CNews: Какое количество объектов — многоквартирных жилых домов и предприятий — уже охватывает умная система учета потребления и какое количество планируется подключить?

Николай Смирнов: Проект находится в фазе активного исполнения. Наш целевой показатель — не менее 2000 объектов — пока не достигнут, но сроки выдерживаются.

CNews: Когда проект стартовал? Сколько времени ушло на пилотное развертывание и тестирование системы?

Николай Смирнов: Мы приступили к реализации проекта в апреле текущего года. Первый этап предусматривает установку приемо-передающего оборудования. К осени мы надеемся смонтировать систему датчиков, а для этого необходимо обследовать водомеры, установить наличие или отсутствие импульсного выхода, замерить сигнал, оснастить модулями передачи данных, подключить систему. Параллельно осуществляется разработка программного обеспечения. Нам нужен интерфейс для пользователей.

Второй этап — это интеграция с биллинговой системой водоканала. Мы рассчитываем, что уже к октябрю начнут поступать показания, станет доступен интерфейс личного кабинета, и мы сможем не только получать данные и обрабатывать их, но и выявлять причины увеличения расхода потребления воды и реагировать на это при необходимости. Еще раз подчеркну, что проект долгосрочный, и, конечно же, мы ожидаем, что он принесет положительный эффект.

CNews: Предусмотрена ли возможность интеграции этой системы с другими информационными системами, которые использует предприятие?

Николай Смирнов: Нижегородский водоканал уже реализует ряд проектов по цифровизации, в частности, у нас внедряется АСУ ТП с дальнейшей интеграцией в систему управления водоснабжением и водоотведением. Мы планируем, что уже в недалеком будущем параметрические данные, получаемые с помощью дистанционного сбора показаний на основании технологии интернета вещей, будут также интегрированы в эту систему, и приблизят нас к оцифрованной модели управления предприятием.

CNews: Каких показателей, в том числе экономических, планирует достичь водоканал по итогам реализации данного проекта?

Николай Смирнов: Наша цель — осуществлять контроль потребления ресурса в режиме онлайн. Понимание профилей потребления абонентов, объективная оценка сохранности и состояния измерительных устройств в конечном счете позволят нам повысить качество обслуживания потребителей. Также стоит отметить возможность высвобождения инспекторов и их перераспределение по другим направлениям.

Николай Смирнов: Наша цель — осуществлять контроль потребления ресурса в режиме онлайн

Более точно оценить первые результаты проекта мы сможем к концу 2021 года, когда система заработает в полную силу.

CNews: Актуальна ли для Нижегородского водоканала проблема дебиторской задолженности? Способна ли система дистанционного сбора показаний ее нивелировать?

Николай Смирнов: Это проблема актуальна для нас, как и для многих ресурсоснабжающих организаций. Для ее решения в 2019 году Нижегородский водоканал ввел в промышленную эксплуатацию программный продукт «Претензионно-исковая работа», интегрированный с домашней биллинговой системой. Эта инициатива показала положительные результаты и окупилась в течение полугода. То есть, мы уже используем программу, помогающую автоматизировать типовые операции персонала на всех стадиях взыскания дебиторской задолженности. А решение «МегаФона» позволит нам оптимизировать процесс определения объемов потребления воды и начислений. Эти вопросы связаны, и я не исключаю, что повышение прозрачности потребления приведет к увеличению начислений и, как следствие, к увеличению задолженности.

CNews: Как оценили инициативу по установке умных счетчиков учета водоснабжения потребители? Отслеживаете ли вы обратную связь? С какими отзывами вы уже столкнулись?

Николай Смирнов: Проект предусматривает тесное взаимодействие с абонентами, у которых мы устанавливаем систему. Еще на стадии подготовки мы провели переговоры, разъяснили важность проекта, его современность, что позволило нам выстроить конструктивный диалог. И хотя вопросы технического характера, связанные с допуском на объект, все еще возникают, даже те потребители, которые пока не до конца осознают важность проекта, после его запуска все поймут и положительно о нем отзовутся. Ведь для потребителей, так же, как и для нас, важна возможность экономить затраты, связанные с передачей показаний. Проще говоря, никто не заинтересован в том, чтобы абонент тратил время на самостоятельное снятие показаний и передачу их в водоканал, который, в свою очередь, тратит время на их обработку, проверку и выставление счетов.

Кроме того, мы изучили наличие судебной практики на территории Российской Федерации и выяснили, что существующие нормативно-правовые акты недостаточно подробно регламентируют аспекты дистанционной передачи показаний потребления воды. Пока в этой области развитие технологий опережает законодательство. Но я уверен, что со временем ситуация изменится.

Цифровые технологии на службе инфраструктурных предприятий

CNews: Какие еще проекты цифровизации, в том числе с применением технологий интернета вещей, уже реализуются или запланированы на вашем предприятии?

Николай Смирнов: Нижегородский водоканал активно внедряет цифровые технологии. Помимо упомянутого ранее программного продукта, оптимизирующего работу с дебиторской задолженностью, в том же 2019 году в промышленную эксплуатацию была введена информационная система для диспетчеризации работы инспекторов (контролеров). Эта программа ведет учет и распределение заявок, позволяя оценивать, в том числе, фонды потраченного на заявки времени, и даже дает возможность контролировать работу инспекторов с привязкой к геолокации. Также эта программа интегрирована с биллингом: инспекторы на месте обследования получают на свои мобильные устройства всю необходимую информацию, не нужно заведомо распечатывать бумажные носители из архива и брать их с собой. Внедрение этой программы окупилось очень быстро. Мы не только активно ее используем, но и расширяем ее функционал. Например, планируем интегрировать с государственной информационной системой «Аршин».

Николай Смирнов: Наш совместный с «МегаФоном» проект — единственная в практике российских водоканалов инициатива, которая предусматривает применение технологий интернета вещей

Что касается совместного с «МегаФоном» проекта, то это единственная в практике российских водоканалов инициатива, которая предусматривает применение технологий интернета вещей. И мы планируем активно расширять использование этих технологий в будущем, так как они весьма актуальны для инфраструктурных предприятий. Водоканалы — это организации, которые обеспечивают эксплуатацию протяженных линейных систем. Чтобы управлять такой системой, необходимо собирать и обрабатывать большое количество параметров работы сети. Делать это можно за счет установки датчиков, для управления которыми необходима надежная система передачи данных. Мы планируем, что в будущем датчиками будут оснащены все стационарные объекты, такие как насосные станции, очистные сооружения, водопроводы и так далее. И единая система управления позволит диагностировать и прогнозировать проблемы распределения и доставки воды до конкретного потребителя.

CNews: Как вы оцениваете перспективу оптимизации работы ресурсоснабжающей организации за счет использования цифровых технологий?

Николай Смирнов: Я считаю, что перспективы безграничны. И проект, который мы с вами обсудили, лишь доказывает, что водоканалы способны занимать лидерские позиции по уровню цифровизации.