CNews: Какие тренды 2020 года показались вам наиболее заметными? Каким образом они изменили российский рынок?
Эдгарс Пузо: Несомненно, в 2020 году бизнес был подвержен негативному влиянию пандемии. Из-за распространения коронавируса весь мир изменился и примечательно то, что ИТ были во главе этой трансформации. Компании пытались приспособиться к «новым реалиям» и научиться прогнозировать тенденции в бизнесе, не используя данные аналитиков, a действуя, исходя из текущего положения дел. Если в начале года лучше себя чувствовали организации, которые инвестировали в цифровые технологии и были готовы к работе на удаленке, то сейчас на передовых позициях чувствуют себя лучше те компании, которые постепенно в течение года осуществляли переход к решениям для распределенной работы.
ИТ-компании по-разному прожили 2020 год. Те из них, что были связаны с наиболее пострадавшими от пандемии индустриями (туризмом, ритейлом, авиаперевозками и др.), были вынуждены быстро перестроить свой бизнес, расширив клиентскую базу и перенеся большинство процессов в онлайн. С другой стороны, необходимость перехода на удаленную работу увеличила продажи компаний, которые предлагают инфраструктуру (включая облачную) и средства для коммуникаций, в том числе видеосвязь.
Сочетание цифровых технологий и гибкость ведения бизнеса — тренд, который сохранится и в 2021 году.
CNews: Как события этого года повлияли на процесс цифровизации российского бизнеса? Какие технологии вышли на первые роли?
Эдгарс Пузо: С одной стороны, события 2020 года мотивировали компании использовать инструменты для удаленной работы и общения, облачные сервисы, решения для дистанционного обслуживания и бесконтактного взаимодействия, которые были доступны внутри компаний и на рынке. Руководство компаний обновило стратегии цифровизации предприятий и сразу же перешло к их реализации — на первые роли вышли традиционные технологии, способствующие эффективной работе в команде распределенных сотрудников, необходимые прямо сейчас. Изменился горизонт планирования: в связи с пандемией стали более популярны краткосрочные стратегии, позволяющие четко и оперативно решать задачи в сжатые сроки.
С другой стороны, были приостановлены инвестиции в ряд инновационных технологий, связанных, например, с интернетом вещей, Индустрией 4.0, цифровыми двойниками и т.д. Надеемся, что в 2021 году эти направления снова станут приоритетными.
Зато в числе приоритетных направлений снова оказалось масштабирование ИТ-инфраструктуры, так как это связано с неопределенностью прогнозирования спроса и увеличением количества внешних рисков. Компании хотят быстро реагировать на изменения спроса соответствующим изменением расходов и предоставлением ИТ-сервисов и инфраструктуры, необходимых для ведения бизнеса.
В 2020 году компании вернулись к переоценке значения ИТ в цепочке добавленной стоимости продуктов: использовать внутренние ИТ или переходить на аутсорсинг? И надо сказать, что рассматриваются оба варианта — как переход внутреннего ИТ на аутсорсинг, так и возвращение ИТ-услуг из аутсорсинга в инсорсинг.
CNews: Каким образом изменился именно ваш бизнес? Пришлось ли Atos революционно пересматривать свои предложения и формат работы с бизнесом?
Эдгарс Пузо: Наш бизнес кардинально не претерпел больших изменений, но поменялись приоритеты. Клиент всегда был в центре работы системного интегратора, но в 2020 году мы увеличили объем работы с заказчиками, наверное, втрое. На это повлияли ограничения в возможности контактировать в обычном режиме и скорость изменений бизнеса заказчиков, пытающихся адаптироваться в своей индустрии. Они требовали немедленных изменений в бизнес-моделях и договорах, в том числе и долгосрочных. Работая с заказчиками в этом году, мы смогли помочь им решить проблемы с трансформацией бизнеса, а также предложить новые решения, связанные с облачной инфраструктурой и информационной безопасностью.
CNews: Вы презентовали программу Spring. Расскажите о ней подробнее.
Эдгарс Пузо: Компания Atos ставит бизнес-цели, используя трехгодичные циклы планирования, внося коррективы каждые полгода. Программа Spring предназначена для трансформации глобального подхода, адаптации к изменяющемуся ИТ-рынку и запросам клиентов. Принципы, заложенные в этой программе, нацелены на то, чтобы к февралю 2021 года изменить бизнес-модель во всем мире и в России, в частности.
Таким образом, Atos переходит на новый уровень клиентоориентированности, а также меняет подход на индустриальный, улучшая свои цифровые компетенции и пересматривая структуру реализации проектов. В рамках обновления операционной модели были созданы 6 индустрий: промышленность, телекоммуникации и СМИ, финансовые услуги и страхование, ресурсы и услуги, здравоохранение, государственный сектор и оборона. Операционная модель полностью меняется — компания уходит от структуры департаментов к практикам, но ключевое внимание уделяется именно индустриям.
CNews: Можно ли уже говорить о конкретных результатах этой инициативы?
Эдгарс Пузо: Пока еще рано, так как программа перехода стартовала в первом полугодии 2020 года, а завершится в первом квартале 2021 года. Результаты обновлений будут ощутимы не раньше, чем к концу 2021 года. Тем более что Atos — глобальная структура, присутствующая в 73 странах мира. Если говорить в целом, индустриальный подход, несомненно, окажет положительное влияние на операционные процессы и работу с клиентами.
CNews: Atos в этом году представил много решений для безболезненного перехода на дистанционный формат сотрудничества. Между тем, на рынке было достаточно много схожих предложений. Чем ваши предложения лучше, чем у конкурентов?
Эдгарс Пузо: Для того чтобы осуществить безболезненный переход на дистанционный формат работы, конечно, в первую очередь стоит обратить внимание на решения для организации цифрового рабочего места, коммуникационные решения Unify, а также подход к организации ИТ-поддержки. В этих направлениях, безусловно, решения нашей компании отличаются наличием глобальной экспертизы, что подкрепляется множеством успешно реализованных проектов как в России, так и за рубежом. Мы предлагаем комплексный подход, но при этом стремимся кастомизировать решения под нужды клиента, чтобы полностью покрыть ИТ-потребности заказчика. Помимо собственного штата экспертов внутри компании (сегодня у нас более 1700 сотрудников в России), мы обладаем широкой партнерской экосистемой и гарантируем высокое качество реализации проектов.
CNews: На какие перемены в своем портфеле решений пришлось решиться Atos? Как возникла идея с присоединением Unify?
Эдгарс Пузо: Присоединение Unify — это как раз часть нашей глобальной программы Spring. Слияние подчеркивает дальновидность выбора, так как эти решения наиболее востребованы во время пандемии.
И Unify здесь — лишь один из элементов нашей стратегии поглощения компаний. В 2020 году к нам присоединились 9 ключевых игроков на рынке кибербезопасности и цифровой трансформации, а это 2400 опытных высококвалифицированных экспертов. Речь идет о следующих компаниях: Maven Wave (американская консалтинговая компания), Minner & Kasch (компания, занимающаяся обработкой данных), AliА (ведущая консалтинговая компания в области ИТ в Европе), digital.security (дочерняя компания группы Econocom и ведущий независимый игрок в сфере кибербезопасности во Франции, Бельгии и Люксембурге, Paladion (один из мировых лидеров в области облачного управляемого обнаружения и реагирования), EcoAct (входит в число лидеров в области стратегического консалтинга по декарбонизации), Eagle Creek (золотой партнер Salesforce в США), Edifixio (еще один золотой партнер Salesforce, но уже на французском рынке) и Sec Consult (ведущая консалтинговая компания в сфере кибербезопасности).
CNews: Можно ли говорить о том, что слияния — наиболее универсальный инструмент для ИТ-компаний в 2020 году, позволяющий им оправдывать ожидания своих клиентов?
Эдгарс Пузо: Да, но если речь идет об управляемых поглощениях с понятными бизнес-преимуществами. Они должны позволять масштабировать решения на глобальном уровне и быть востребованными во время пандемии.
CNews: Насколько весомым оказалось для вас расширение вашего портфеля решений? Можно ли подсчитать итоговые прибыли, которые это принесет по итогам года?
Эдгарс Пузо: Облачные сервисы и телефония помогли росту компании в 2020 году, аутсорсинг и системная интеграция также показали устойчивый рост. Можно упомянуть и вендорный или канальный бизнес (Atos Servers, Unify), где также был очевидный рост в течение года. И, несомненно, стоит поблагодарить наших партнеров, с которыми мы также развивали ряд проектов в этом году: SAP, Dell Technologies, Lenovo, VMware, Cisco и других.