Спецпроекты

На страницу обзора
Механизм in-memory для аналитики – как двигатель для Формулы-1
Борис Михалин, начальник отдела бизнес-анализа международного fashion-ритейлера с русскими корнями, компании Incity, рассказал CNews об информатизации и планах развития аналитического блока компании. Создание корпоративной системы, являющейся единым аналитическим сервисом для всех бизнес-подразделений, по сути базируется на онлайн-технологиях.

Борис Михалин

CNews: Как вы оцениваете динамику информатизации аналитического направления ритейлеров в России?

Борис Михалин: Аналитика – это базис для любого успешного ритейлера, поэтому вопрос только в том, каким образом автоматизированы аналитические процессы. Последние лет пять наблюдается положительная динамика внедрений специализированных BI-инструментов, коллеги все чаще делятся информацией о новых интересных проектах. При этом активность по внедрениям BI-решений, естественно, неравномерна: гораздо больше таких проектов идет в крупных и средних сетях. Ритейлеры, имеющие до 20–30 торговых точек, пока справляются при помощи выгрузок и Excel-отчетов, но уже тоже подумывают о перспективах перехода на более индустриальную систему аналитической отчетности.

CNews: Включает ли ИТ-стратегия компании аналитический раздел, раздел, посвященный большим данным?

Борис Михалин: В INCITY топ-менеджмент большое внимание уделяет аналитике, а в рамках ИТ-департамента есть отдельная структура по BI, которой я и руковожу. В прошлом году у нас был масштабный проект по внедрению QlikView для задач практически всех департаментов компании: от продаж до безопасности и HR. ИТ-стратегия на этот год подразумевает уже плавное развитие системы аналитики, доработку ее под новые требования бизнес-заказчиков.

Как и весь рынок, нас также интересует тема больших данных. Хотя сегодня пока еще нет четкого определения, что же это такое. Все согласны с тем, что большие данные включают три составляющие: огромные объемы данных, работу с полу- или неструктурированными данными и высокую скорость обработки информации и принятия решений. На сегодняшний день мы освоили две составляющие из трех: большие массивы и их оперативную обработку, т.е. новомодной «Big Data» у нас пока в полном смысле этого слова нет, но большой технологический шаг в этом направлении мы уже сделали. Ежедневное обновление данных в нашей компании – это ежедневный анализ от 0,8 до 1,5 Тб информации.

CNews: Какие конкретные стратегические задачи стоят перед компанией в сфере аналитики?

Борис Михалин: Наша стратегическая цель – сделать так, чтобы все сотрудники INCITY, которым аналитика поможет улучшить результаты своей повседневной работы, получили ее. Причем получили аналитику именно в той форме, в которой им будет удобно работать с данными и извлекать из них пользу. Создать такую систему аналитики, ориентированную на любые группы пользователей (от топов до среднего и нижнего уровня управления), – это действительно большая работа. У нас уже сейчас разработано более 50 аналитических моделей и примерно 200 модификаций отчетов для топ-менеджеров, департаментов продаж, маркетинга, логистики, закупок, безопасности, финансов, HR и ИТ. При этом у нас продолжается активное развитие функционала аналитики по всем бизнес-областям. Одна из ближайших важных BI-задач – запуск блока QlikView по детальному планированию ассортимента. Полномасштабно этот функционал мы развернем к выходу новой коллекции «Весна-Лето 2015 года».

CNews: Какие аналитические инструменты использовались вами до внедрения QlikView?

Борис Михалин: До внедрения QlikView базой для всей корпоративной аналитики была отчетность, которую генерировали наши транзакционные системы – ERP, CRM, WMS и кассовые системы. Чего нам не хватало при текущем подходе, так это скорости и гибкости при создании новых аналитик и представлений данных. С 450 магазинами и производственно-дистрибуторскими центрами в России, Украине, Казахстане, Китае и Бангладеше, базироваться на разрозненных отчетах довольно проблематично. Именно поэтому мы приняли решение о внедрении корпоративной BI-системы, которая создаст единое информационное поле компании.

CNews: Расскажите, пожалуйста, подробнее о проекте в сфере информатизации аналитики в 2013–2014 годах.

Борис Михалин: В прошлом, 2013 году, мы запустили крупный проект по автоматизации бизнес-аналитики и приняли решение его реализовать на платформе QlikView. За 2,5 месяца подрядчики, Консультационная Группа АТК, разработали нам ключевую аналитику по продажам, логистике, маркетингу, финансам и кадрам.

Первые пользователи QlikView появились в отделе продаж — им нужны были регулярные отчеты по чекам, с глубокой и разносторонней аналитикой. Маркетинг также начал активно использовать решение, поскольку им было важно видеть эффект от маркетинговых инициатив по акциям, влияние бонусных карт на продажи. В департаменте логистики с помощью QlikView отслеживают путь товара от отгрузки до прибытия в магазин, отслеживают потребности в товаре, проверяют состояние складских остатков. Появилась возможность оперативно реагировать на изменение ситуации гибкой политикой скидок.

В прошлом году мы оперативно прошли весь цикл внедрения платформы: от разработки и тестирования до обучения наших сотрудников и включения QlikView в рабочие процессы. А по итогам 2013 года наш проект QlikView был признан «Лучшим BI-проектом года» по версии сообщества ИТ-директоров России GlobalCIO. Как уже упоминалось, сейчас мы сами развиваем аналитический функционал, причем большая часть новых отчетов создается именно по инициативе самих сотрудников INICTY, что говорит нам о востребованности BI-платформы.

CNews: Почему базой для корпоративной аналитики было выбрано именно решение QlikView? Система доступна для всех регионов присутствия компании?

Борис Михалин: Будущее BI-решение должно было быть малозатратным для компании и простым в использовании для сотрудников, а результаты требовалось получить быстро. В качестве кандидатов мы рассматривали SAP BO, «самописное» решение на базе MySQL и платформу бизнес-аналитики QlikView. В итоге выбор был сделан в пользу последнего в силу соотношения цена-качество. Кроме того, пилотный проект на базе QlikView был единственным, который был сделан в требуемые сроки. При выборе BI-системы мы думали о последующих издержках на поддержку и развитие системы, в том числе инвестициях в обучение и необходимость привлечения новых специалистов.

CNews: Какая доля ИТ-бюджета используется для информатизации аналитического направления?

Борис Михалин: В соответствии с корпоративной политикой, ответить на этот вопрос не могу. На сегодняшний день мы развиваем аналитическую систему полностью своими силами, отделом из трех сотрудников.

CNews: Розничные сети агрегируют массу информации о продажах/клиентах, результаты анализа которой могут повлиять на развитие бизнеса. Какую информацию вы собираете?

Борис Михалин: Для нас очень важны повторные покупки и долгосрочные отношения с клиентами, поэтому мы много внимания уделяем персонификации продаж и коммуникаций. Участником Клуба INCITY можно стать при любой покупке как по карте, так и в интернет-магазине, сообщив нам о своем возрасте, размере одежды и предпочитаемом стиле. Дальше в работу для сбора данных о клиентах вступает QlikView: к каждой карте мы привязываем чеки, с учетом количества и наименований товаров, товарной категории, суммы чека и т.д.

В соответствии с этими данными наши маркетологи выстраивают коммуникации с клиентами, разделяя клиентскую базу на сегменты по размеру одежды, частоте покупок, интересу к аксессуарам и т.д. Ну а далее круг замыкается: по итогам очередной e-mail или смс-рассылки маркетинг анализирует эффективность коммуникаций, среднее время реакции на специальные предложения, общее влияние рассылок на продажи и планирует новые, еще более эффективные активности.

CNews: Какими конкретно бизнес-направлениями используется аналитика?

Борис Михалин: Аналитика в нашей компании охватывает практически все бизнес-направления. В частности, в департаменте маркетинга и продаж аналитические данные используются для составления прогнозов продаж, где учитываются изменения в структуре сбытовой сети и пропускная способность магазинов, периодичности маркетинговых акций.

Помимо этого мы совершенствуем мерчандайзинг магазинов также с опорой на аналитику: изучаем динамику конверсии после внесения изменений по выкладке. В отделе финансов неотъемлемая часть работы аналитиков заключается в контроле и анализе бюджета компании, анализе прибылей и убытков, оценке маржинальности магазинов с учетом ограничений их пропускной способности.

Аналитика сейчас, спустя полтора года после старта проекта, используется абсолютно во всех департаментах компании. И это вполне естественно, ведь, как известно, кто владеет информацией, тот владеет миром. А в нашем случае: кто ведет качественную и системную бизнес-аналитику, тот умеет своевременно реагировать на любые изменения и эффективно развивать бизнес.

CNews: Много говорится о потенциальных возможностях анализа больших данных. Как вы оцениваете перспективы этого направления? В каких видах деятельности ритейлера можно было бы применить результаты этой аналитики?

Борис Михалин: Интернет-ритейлеры могут получить наиболее высокий результат использования технологии анализа больших данных и, без сомнения, они будут первыми, кто в ритейле станет осваивать большие данные. Именно за счет работы в сети аккумулируется гораздо больше данных, чем собирают традиционные ритейл-компании, включая также анализ неструктурированного контента: видео, изображения, данные профилей социальных сетей...

Здесь не обойтись без инструментов работы с большими данными. Однако большие данные ― это не просто технологическая новинка, это совершенно новый уровень аналитических данных, использовать который на благо бизнеса необходимо еще научиться. Технологии аналитики больших данных еще должны пройти большой путь развития, прежде чем станут широко востребованы, они должны накопить успехи и набить «шишки». Но после этого технологии больших данных, уверен, ждет большое будущее, особенно в крупном ритейле.

CNews: Нужна ли ритейлерам аналитика in-memory? Вообще, по вашему мнению, какие задачи можно было бы решать с помощью решений этого типа?

Борис Михалин: Нужен ли Шумахеру для его победы качественный двигатель? Конечно, да! Но ведь и сказать, что победа гонщика – лишь следствие наличия самого технологичного болида, будет в корне неверно. То же самое и с BI-системой. In-memory – это лишь движок, очень мощный механизм под капотом BI-системы, который дает высокую скорость обработки информации.

Но для того, чтобы улучшить бизнес, одних скоростных отчетов недостаточно. Важно, кто будет сидеть у руля BI-системы, кто будет анализировать бизнес-информацию, какие выводы делать на основе отчетов и какие решения после этого принимать. Безусловно, для лучшего результата BI-система должна быть настроена под аналитиков и пользователей, так же как и болид Формулы-1 – под конкретного пилота. Но в бизнес-анализе главным звеном остаются люди, которые работают с мощными технологиями. Только комбинация профессиональных пользователей и продвинутых BI-инструментов (включая, in-memory модель данных) определяют результат гонки за бизнес-лидерство.

CNews: Как результаты анализа данных отразились на развитии сети?

Борис Михалин: Сегодня для нас QlikView — это зеркало работы бизнеса: решение для бизнес-анализа позволяет нам видеть, что происходит в компании в целом. В системе сразу можно увидеть пробелы, сферы деятельности, которые особо не затронуты вниманием, или дублирующую информацию. Так, наше аналитическое зеркало отразило возможности запуска мужской коллекции, что мы и сделали вначале 2014 года. Подчеркну, что продуманная аналитика помогает расти компании INICTY сбалансированно и осваивать новые рынки. Уверен, что инвестиции в аналитику – инвестиции в успешное будущее всего бизнеса, в конечном итоге это позволяет снизить и финансовые риски, и операционные затраты, а также расширить число магазинов нашей модной одежды.

Интервью обзора

Рейтинги

Крупнейшие поставщики BI-решений в России 2014 - м
Название  Выручка по направлению BI, 2013, тыс. руб.(с НДС)
1 Прогноз 4 549 800
2 IBS * 1 523 000
3 AT Consulting 1 226 055
Подробнее

Рейтинги

Крупнейшие поставщики BI-решений в России 2014
Название  Выручка по направлению BI, 2013, тыс. руб.(с НДС)
1 Прогноз 4 549 800
2 IBS * 1 523 000
3 AT Consulting 1 226 055
Подробнее

Рейтинги

BI old
Название Выручка по направлению BI, 2013, тыс. руб.(с НДС)
1 Прогноз 4 549 800
2 AT Consulting 1 226 055
3 Softline 1 157 713
Подробнее