Спецпроекты

ИТ-бюджеты страховщиков: акценты автоматизации

ИТ-бюджеты страховщиков: акценты автоматизации

В ближайшие месяцы аналитики предвещают российскому рынку страхования массу сюрпризов, большинство из которых вряд ли окажутся приятными. Среди них сокращения числа игроков, падение рентабельности, ужесточение борьбы за клиентов. Чтобы удержаться на плаву страховым компаниям придется пересмотреть ИТ-бюджеты. В приоритете проекты, способствующие росту прибыли и повышению эффективности бизнеса

Долгие годы российский рынок страхования оставался одним из самых быстрорастущих в мире, но минувший год стал переломным моментом для большинства страховщиков. По расчетам Национального рейтингового агентства, объем премий возрос до i904,86 млрд, но годовой темп их роста снизился в 2 раза – с 22% в 2012 г. до 11% в 2013 г. (см. таблицу). «Главные причины стагнации страхового рынка в нашей стране – общее снижение темпов роста экономики, увеличение процентных ставок по кредитам и снижение потребительской активности, – делится мнением Никита Евгенов, директор по развитию бизнеса с сектором страхования «Техносерв Консалтинг». – Все это в сумме привело к сокращению сборов по направлению автострахования, страхования жизни и страхования имущества юридических лиц».

Под жестким государственным контролем

В 2013 г. была упразднена ФСФР, а все контрольные функции переданы Службе по финансовым рынкам Банка России. Одной из главных целей нового регулятора стало ужесточение контроля: более строгие требования к размещению собственных средств и страховых резервов, увеличение частоты предоставления данных, создание системы электронного документооборота, а также пристальное внимание к качеству активов. В ответ на эти меры страховщики были вынуждены пересматривать свои бизнес-процессы и условия договоров страхования. На рынке появились такие новинки, как электронные полисы страхования, интерактивное урегулирование убытков, нетрадиционные продажи (через партнерские салоны связи, сайты авиакомпаний и прочее).

Под гнетом негативных факторов

Одной из основных тенденций 2013 г. было снижение привлекательности отрасли для иностранных инвесторов. По данным Банка России на 1 января 2013 г. сумма участия иностранных компаний в уставных капиталах российских страховщиков снизилась до 15,88%, против 17,4% по данным на аналогичный период 2012 г.

Также отрицательно сказалась на рынке страхования ситуация в сегменте автострахования. В 2013 г. на него было распространено действие закона о защите прав потребителей, что привело к увеличению числа судебных разбирательств, а как следствие росту судебных издержек у страховщиков. Так по оценкам рейтингового агентства «Эксперт РА», реальная убыточность ОСАГО превысила 70%.

Число страховых компаний по размеру уставного капитала на 31.12.2013 г.

chislo_strahovyh_k_1.png

Источник: Национальное рейтинговое агентство, 2014

Число страховых компаний по размеру уставного капитала на 31.12.2012 г.

chislo_strahovyh_k_2.png

Источник: Национальное рейтинговое агентство, 2014

Помимо замедления темпов роста с 2009 г. наблюдается сжатие рынка страхования (см. диаграммы). Так, в 2012 г. рынок потерял 103 компании, в 2013 г. еще 38. При этом в прошлом году о своем уходе с рынка объявили несколько крупных игроков, входивших в первую сотню. Например, ОСАО «Россия», занимавшая 0,5% рынка. В целом за прошлый год, по оценкам Национального рейтингового агентства, были отозваны лицензии у 21 страховой компании с капиталом менее i150 млн, и у 5 – с капиталом более i480 млн.

Бюджет на ИТ – полная перезагрузка

Новые требования регулятора, падение рентабельности и другие факторы привели к тому, что страховые компании стали пересматривать свои бюджеты, в том числе и на информационные технологии. «Страховщики активно ищут способы улучшить свое финансовое положение, в том числе и за счет снижения операционных расходов», – говорит Никита Евгенов. По словам Алексея Моисеева, ведущего эксперта по бизнес-аналитике Softline, интересом пользуются аналитические инструменты, состоящие из огромного количества элементов: облачные сервисы, промышленные платформы BI, планшеты для доступа к кастомному решению, круглосуточная проактивная техподдержка.

Год Страховые премии, iмлрд Темпы роста, % Страховые выплаты, iмлрд Коэффициент выплат, %
2010 555,8 4,2 295,97 53,25
2011 665,02 19,65 303,76 46,68
2012 809,06 21,66 369,44 45,66
2013 904,86 11,1 420,77 46,5

Источник: Национальное рейтинговое агентство, 2014

Актуальным вопросом для страховых компаний остается сбор информации о клиентах, их сегментация, а значит внедрение CRM и аналитических систем. «Стратегически важные для страховых компаний проекты в сфере ИТ – создание общих центров обслуживания. Основными драйверами этого процесса являются экономия и повышение качества предоставляемых внутренних услуг, – говорит Андрей Шандалов, председатель совета директоров группы Optima. Наблюдаются некоторая заинтересованность страховщиков в облачных сервисах, но их распространение по соображениям информационной безопасности идет пока что не слишком быстрыми темпами».

Борьба за эффективность

За последний год акцент на рынке страхования сменился в пользу проектов, способствующих росту прибыли и повышению эффективности бизнеса. «Недавно мы завершили большой затратный проект по внедрению новой страховой системы (операционной системы IDIT), поэтому теперь наши расходы в части ИТ существенно снизились. Теперь мы увеличиваем расходы на собственные разработки, – комментирует Наталья Соколович, член правления, заместитель генерального директора по сервисному обслуживанию и ИT СК «ОРАНТА». – Теперь расходы в основном связаны с лицензионной поддержкой программного обеспечения (обновление лицензий) и технической поддержкой аппаратного комплекса. Новые крупные и особенно затратные проекты, которые съедали бы львиную долю бюджета, не планируются».

Онлайн продажи в приоритете

За последний год фокус сместился на дистанционные продажи с использованием сайта и контакт-центра страховых компаний. «Этот формат получает все большее развитие благодаря изменениям в законодательстве и все большей готовности потребителей приобретать страховые продукты именно таким образом. С точки зрения ИТ это требует разработки новых, более интересных решений в области веб-интерфейсов для клиентов, интеграции таких решений с учетными системами.

Продвижение услуг будет осуществляться не только через сайты страховщиков, но и через другие интернет-ресурсы, наиболее востребованные у потенциальных клиентов, – прогнозирует Вячеслав Свистунов, руководитель проектного офиса компании «БИН Страхование». – Например, личные кабинеты клиентов банка очень удобны для продажи сопутствующих услуг, таких, как страхование недвижимости или выезжающих за рубеж, поскольку позволяют с одной стороны банкам повысить привлекательность своих услуг, расширяя их за счет специальных предложений партнеров, а с другой стороны позволяют клиенту тут же оплатить приобретенные услуги со своего банковского счета».

Развитие партнерских продаж

Еще одно важное направление инвестиций в ИТ – это формирование систем управления агентскими договорами, включая комиссионные вознаграждения. «Не секрет, что взаимоотношения с компаниями-агентами часто требуют от страховых индивидуального подхода – банк федерального масштаба или крупный автодилер вряд ли согласятся на «стандартные» условия сотрудничества, – комментирует директор по развитию бизнеса в индустрии торговли и страхования компании «Инфосистемы Джет» Геннадий Махов. Необходимость достаточно сложных взаиморасчетов с огромным количеством партнеров и агентов ведет к существенным материальным и временным затратам – соответственно возрастают расходы на ведение дел. Зарабатываем меньше – тратим больше. Такая ситуация, конечно же, стимулирует интерес страховых компаний к автоматизации управления агентской сетью». Кроме того, страховщики заинтересованы в том, чтобы агенты активнее продвигали именно их услуги, соответственно вопрос комфортного взаимодействия скорее стратегический.

Модернизация систем бюджетирования и учета

Существенную долю в структуре затрат на ИТ страховых компаний занимают расходы на модернизацию систем бюджетирования и учета. По оценкам основных игроков рынка, многие страховщики по-прежнему составляют свои планы в Excel или самописных программах, которые давно не отвечают требованиям бизнеса. Кроме того, спрос на автоматизацию процессов планирования и учета объясняется требованиями регулятора и ФНС. Комплект отчетов, передаваемый надзорным органам, содержит более 20 форм, состоящих из десятка страниц и разделов. Кроме того, стоит учитывать, что страховщики обязаны формировать отчетность по МСФО. Переход на международные стандарты учета оказался серьезной проблемой для многих компаний.

Мрачные прогнозы

По мнению экспертов, в 2014 г. на фоне падения темпов роста экономики рост рынка страхования замедлится. При этом по статистике Банка России снижение темпов роста наблюдалось уже по итогам I квартала 2014 г. до 6,8% против 10,6%, зафиксированных на аналогичный период 2013. «Разумеется, не стоит забывать и о внешнеполитической ситуации. В настоящее время санкции западных государств не распространяются на страховые компании, однако такой риск нельзя исключать», – говорит Геннадий Махов. По оценкам аналитиков, это приведет к дальнейшему сокращению числа страховщиков, ужесточению борьбы за клиентов и эффективность бизнеса. Ревизии подвергнуться все статьи затрат, а приоритеты в ИТ-бюджетах будут отдаваться мобильным приложениям, технологиям Big Data, автоматизации бюджетирования и учета, а также внедрению CRM.

Виктория Холина

Вернуться на главную страницу обзора