Спецпроекты

На страницу обзора
Ольга Исакова, «Магнит»: 99% всех офисных сотрудников работают в кадровом ЭДО

В конце 2021 г. в России появилась законодательная база для перевода кадровых документов в электронный вид для всех категорий сотрудников. Новый закон получил широкую поддержку бизнеса на фоне пандемии коронавируса и всеобщей «удаленки», заметившего главные выгоды электронного документооборота: экономию, удобство, скорость. Из чего сейчас состоит цифровизация HR в крупной компании и как она помогает сэкономить деньги и время, в интервью CNews рассказала Ольга Исакова, руководитель управления по кадровым сервисам компании «Магнит» — сеть не так давно перешла на систему СБИС, разработанную компанией «Тензор».

Ольга Исакова«Магнит»

«Переход на КЭДО для такой крупной компании был неизбежен»

CNews: Расскажите, что предшествовало переходу на кадровый электронный документооборот? Когда вы поняли, что без него не обойтись?

Ольга Исакова: Два года назад мы провели трансформацию кадровой функции в компании, укрупнили кадровые подразделения – создали Центры кадровых сервисов (такие мини-ОЦО) на базе округов. Полной централизации кадровой функции как раз мешала бумага (первичные кадровые документы), которые обрабатывались во фронт-офисах на базе филиалов компании. Кадровые администраторы в огромных количествах обрабатывали документы (в компании работает 360 тыс. человек), которые в бумажном виде приносили сотрудники, подписывали пакеты документов по кадровым процедурам.

Ольга Исакова: До конца 2025 г. мы планируем перевести на КЭДО всю компанию

Мы максимально автоматизировали кадровые транзакции, передав часть проводок на регламентные задания и роботов, исключили где это было возможно ручные проводки. После автоматизации рутинных операций стало очевидно, что бумага утяжеляет кадровые процессы, по-прежнему отнимает много времени как у самих сотрудников, так и у кадровиков.

Приходилось решать проблемы с передачей пакетов кадровых документов от сотрудников удаленных магазинов в офисы а у «Магнита», напомню, более 27 000 магазинов по всей стране с достаточно широкой географией расположения.

CNews: А когда начался переход, и как выглядела подготовка к нему?

Ольга Исакова: До 2021 г. возможности перейти на полный безбумажный кадровый документооборот еще не было. С 2020 г. мы участвовали в эксперименте Минтруда по переходу на КЭДО и знали, что идет активное движение со стороны регулятора в направлении принятия ФЗ, проходили постоянные заседания рабочих групп, велось активное обсуждение так необходимого всем закона о Кадровом ЭДО.

Мы решили, не дожидаясь принятия закона, начать запуск проекта и провести пилот пока на дистанционных сотрудниках (Трудовой кодекс это позволял) и уже в марте 2021-го начали подготовку, составление бизнес– и технических требований к новой системе.

Мы тщательно проработали методологическую базу с нашими юристами, получили экспертное заключение, составили внутренние нормативные акты. Актуализировали и оптимизировали кадровые бизнес-процессы, убрав все лишние этапы, например, дополнительные согласования, которые затягивали процесс подписания документов. Параллельно с этим начали скоринг контрагентов на рынке, и в итоге выбрали подрядчика, который максимально соответствовал нашим требованиям. По итогам тендера победила ИТ-компания «Тензор», и мы вместе начали запускать СБИС — это система, позволяющая пользователям обмениваться электронными документами и подписывать их электронной цифровой подписью. В нашем случае было необходимо организовать подписание УКЭП (усиленная квалифицированная электронная подпись) со стороны Работодателя и УНЭП (усиленная неквалифицированная электронная подпись) со стороны сотрудника.

CNews: А как вы выбирали систему?

Ольга Исакова: Когда мы готовились к пилоту, то понимали, что система как минимум должна поддерживать функцию загрузки документов и подписание электронной подписью. После того, как коллеги предложили свое решение, мы обучили работе с ним кадровиков, провели коммуникации, подготовили и разослали инструкции для сотрудников.

С января 2022 г. был запущен пилот с дистанционными работниками их в нашей компании около 3 тыс. человек. На этом этапе мы хотели посмотреть на возможности системы, чтобы принять решение о дальнейшем масштабировании.

CNews: Можно ли уже сейчас оценить преимущества системы?

Ольга Исакова: 61% экономического эффекта от внедрения приходится на высвобождение полезного времени сотрудников. Наш сегмент ритейл, и основной персонал продавцы. До перехода на КЭДО они тратили много времени на поездки в офис для подписания документов, или если речь шла об удаленных магазинах в регионах – отвлекали рабочее время директора магазина на распечатку, подписание с сотрудником и отправку бумажных документов офис. Теперь же они подписывают кадровые документы онлайн в личном кабинете СБИС в течение нескольких минут.

Еще 30% экономии удалось получить за счет того, что освободились руки у кадровых сотрудников — а у нас больше сотни фронт-офисов в стране, которые работают с первичной бумажной документацией. Остальные 9% экономия на бумаге, почтовых расходах, хранении документов.

CNews: А если у сотрудника нет рабочего компьютера, как он может зайти в систему?

Ольга Исакова: В мобильное приложение или веб-версию сотрудник может попасть после прохождения авторизации с использованием двухфакторной аутентификации. Воспользовавшись домашним компьютером, или рабочим в магазине, даже если это не его личное рабочее место.

CNews: Какие были сложности при переходе на новую систему?

Ольга Исакова: В целом система получила положительный отклик у сотрудников. Результаты первых исследований показали, что более 85% опрошенных удовлетворены работой СБИС, оценили экономию своего времени и скорость обработки заявлений. Ведь теперь подать то или иное кадровое заявление можно откуда угодно – находясь в дороге, отпуске или вечером дома.

Были и такие сотрудники, которые относились с опаской к новой системе. Особенно те, которые работают не в офисах. У наших граждан до сих пор есть недоверие к электронным версиям документов, но у них есть возможность в любое время распечатать свой кадровый документ, т.к. он всегда под рукой – в личном кабинете.

Кроме того, некоторые опасаются за свои персональные данные. Но мы разъясняем работникам, что с сохранностью данных все в порядке, все в рамках законодательства, что информация не передается третьим лицам, а все копии электронных документов хранятся в соответствии с требованиями по кибербезопасности . ЦОДы «Тензора», добавлю, находятся на территории РФ в этом плане мы нивелировали для себя риски, что какие-то процессы пойдут не так, и данные будут утеряны или заблокированы.

«Магнит» внедрил кадровый ЭДО СБИС

Чтобы снять все сомнения, мы сначала переводили на КЭДО руководителей, затем их подчиненных сотрудников. Руководители пробуют сами, далее делятся своим положительным опытом работы в КЭДО со своими сотрудниками. В итоге получаем обратную связь о том, что теперь стало работать удобнее, и процессы ускорились.

«Систему планируем масштабировать на персонал розницы»

CNews: Когда вы начали переводить на КЭДО офисных сотрудников?

Ольга Исакова: С марта по декабрь 2022 г. мы масштабировали систему на 25 тыс. офисных работников. Многие этого очень ждали, так как пандемия коронавируса заставила некоторых людей переехать, и они очень ждали возможности подписывать документы удаленно.

На этом этапе документы из «» уже начали выгружаться в СБИС автоматически и запускаться на маршрут подписания. Сейчас у нас 99% всех офисных сотрудников работают в кадровом ЭДО на платформе СБИС.

Затем решение мы решили распространить и на персонал розницы и логистики— всего по стране у нас работают около 360 тыс. сотрудников, и всех их мы планируем перевести в течение ближайших двух лет. В этом году на КЭДО начали переводить продавцов «Магнит Косметик», уже перевели сотрудников «Магнит Аптека» и завершаем перевод сотрудников гипермаркетов. В целом перевод идет быстрее, чем мы предполагали.

На полную окупаемость проекта и трансформацию HR-отделов планируем выйти через пять лет.

CNews: Расскажите, что еще умеет система?

Ольга Исакова: Летом 2022 г. мы настроили ее так, чтобы заявления отправлялись по маршруту согласования автоматически, и система сама контролировала сроки подписаний. Теперь на каждом этапе регламента процесса можно настроить свой срок для того или иного шага, и система сама переведет документ на следующий этап или вернет обратно. Время кадровиков опять же высвобождается колоссально никаких больше Excel-таблиц, для ручного контроля – все контролирует СБИС, а кадровик в любой момент может выгрузить Отчет со статусами регламентов.

В конце 2022 г. мы запустили в СБИС блок планирования отпусков на 2023 г. Это очень удобно система, по сути, превращается в единое окно по всем кадровым процедурам. Сотрудникам и руководителям доступен собственный личный кабинет, в котором видны все документы, которые нужно подписать или согласовать, можно посмотреть свой график отпусков в режиме календаря.

СБИС стала комплексной системой для компании в части цифровизации кадрового документооборота между компанией и сотрудником.

CNews: Какие у вас планы по развитию системы?

Ольга Исакова: В этом году будем заниматься доработкой текущих функций. Затем начнем делать интеграцию с мобильным приложением для сотрудников, чтобы коллеги могли бесшовно переходить из системы в систему, без прохождения дополнительных авторизаций.

Перевод компании на КЭДО планируем завершить в 2025 году.

erid:Kra23inNMРекламодатель: ООО «Компания «Тензор»ИНН/ОГРН: 7605016030/1027600787994Сайт: https://sbis.ru/

Интервью обзора

Рейтинги

Крупнейшие игроки рынка КЭДО 2022
№ 2022 Название компании Выручка от продажи решений КЭДО и сопутствующих услуг в 2022 г., ₽тыс. с НДС
1 Тензор 411 053
2 HRlink 382 193
3 Docsvision 164 200
Подробнее