Спецпроекты

Тренд: "Интернет потребностей" превращается в "Интернет желаний"

Интернет Веб-сервисы
Если в реальной жизни к базовым потребностям человека относятся еда, секс и ряд других, то для интернет-пользователей таковыми являются поиск информации, коммуникации и т.п. Эти потребности уже удовлетворили Google, Facebook и ряд других компаний. Новые игроки, стремящиеся добиться успеха в интернет-бизнесе, должны идти дальше и исполнять желания пользователей.

Интернет стоит на пороге очередного эволюционного скачка. Всемирная паутина превращается из среды, удовлетворяющей базовые потребности пользователей - общение, доступ к информации, поиск и т.д. - в развлекательную индустрию. И в этой индустрии есть много места для успешных компаний в разных областях, констатирует американский эксперт по инвестициям в ИТ-компании Кеваль Десаи (Keval Desai) в своей статье для издания All Things D.

Желания – новый драйвер

Чтобы проиллюстрировать свою точку зрения, Десаи приводит в пример Пирамиду потребностей Маслоу, которая была предложена Абрахамом Маслоу в качестве иерархической модели общих потребностей человека.

В основании пирамиды лежат базовые потребности человека, такие как пища, питье, секс и т. п. Ступенью выше разместилась потребность в безопасности, над ней — потребность в привязанности и любви, а также в принадлежности какой-либо социальной группе. Следующая ступень — потребность в уважении и одобрении и т.д.

Ключевая идея данной пирамиды состоит в том, что человек не может сосредоточиться на других вещах, пока не будут удовлетворены его базовые потребности.

По мнению Десаи, потребительское использование интернета в течение последних двадцати лет, в целом, развивается в соответствии с идеей пирамиды Маслоу, и именно сейчас Сеть подошла к верхней точке своего развития. Абрахам Маслоу назвал ее «Потребностью в самоактуализации» - достижение полного потенциала своего развития, обусловленное собственным желанием, а не необходимостью.

«В период, начиная от первичного публичного размещения на бирже акций компании AOL в 1992 г. и заканчивая IPO соцсети Facebook в прошлом месяце, интернет в значительной степени оставался бизнесом удовлетворения базовых пользовательских потребностей», - пишет Десаи.

«В 1995 г., когда впервые вышел браузер Netscape, сделавший интернет доступным для масс, я был молодым продакт-менеджером в компании Global Village Communication, - вспоминает он. - Нашим самым успешным продуктом был «высокоскоростной» факс/модем, который поддерживал скорость 33,6 КБ в секунду. В те годы использование интернета с потребительскими целями или построение в нем бизнеса для заработка денег было очень сложным».

Кеваль Десаи считает, что Интернет потребностей превращается в Интернет желаний
Кеваль Десаи считает, что Интернет потребностей превращается в Интернет желаний

В последующие годы, по мнению Десаи, все основные потребности пользователей, в виде доступа к Сети, браузеров, электронной почты, поиска и коммуникаций были удовлетворены компаниями AOL, Comcast, Netscape, Yahoo, Google, LinkedIn и Facebook.

Этап «самоактуализации» для интернет-пользователей уже начался, считает Десаи. Именно поэтому получили популярность развлекательные сервисы для игр (Zynga, Angry Birds), просмотра видео (YouTube, Hulu), прослушивания музыки (Pandora, Spotify), выражения собственной креативности (Instagram, Twitter, Draw Something), самообразования (Khan Academy, Empowered) и т.д.

Факторы роста

«Как потребители, предприниматели и инвесторы, мы должны привыкнуть к тому, что интернет-экономика в значительной степени сливается с офлайн-экономикой, и различия между ними все больше исчезают. В результате «Интернет развлечений» будет намного более широкой средой, чем «Интернет потребностей», - прогнозирует эксперт, называя очередной этап развития Сети New New Web.

Для перехода к новому этапу развития интернета созданы все необходимые и достаточные условия, считает Десаи. В первую очередь под такими условиями он понимает широкополосные подключения, реальные личности пользователей и планшеты.

Использование в интернете реальных имен, по мнению эксперта, стирает различия между поведением людей онлайн и оффлайн: «Если в девяностых годах Сеть была в значительной степени анонимной, то теперь благодаря социальным сетям все изменилось. Реальная жизнь людей объединяется с виртуальной».

Этот фактор позволяет четко понимать личность пользователя и при создании сервисов ориентироваться именно на его интересы.

Важной и необходимой составляющей «Интернета желаний» по версии Десаи являются планшеты: «Персональные компьютеры идеальны для «Интернета потребностей» - когда нам что-то нужно, мы ищем это, вводя запросы через клавиатуру и т.д. Однако смартфоны и планшеты сейчас позволяют нам отойти от этой ориентации на поиск. Мы посматриваем экран с помощью своих пальцев, часто на диване в гостиной или в спальне, на тренировке или в кафе. Планшеты превращают использование интернета в легкое и увлекательное занятие, так же, как переключение каналов на телевизионном пульте».

Кеваль Десаи является партнером в инвестиционной компании InterWest, где он занимается инвестициями в компании на ранних стадиях развития. Десаи начал свою карьеру в Кремниевой долине еще в 1991 г. в качестве разработчика, и успел поработать на целый ряд ИТ-компаний, а также поучаствовать в создании некоторых стартапов.

Десаи занимал пост вице-президента на разработке продуктов в компании Digg и работал директором по продукт-менеджменту в Google, где возглавлял разработку целого ряда рекламных сервисов интернет-гиганта, среди которых AdWords. Кроме того, он работал в ряде венчурных фондов.