Разделы

Цифровизация Внедрения Инфраструктура

Новая ИТ-стратегия ВТБ: замена CRM, сокращение ИТ-шников, создание внешних ИТ-структур

Группа ВТБ отчиталась о завершившейся четырехлетней ИТ-стратегии и анонсировала новую. В ближайшие годы компания намерена сократить ряд дублирующих друг друга ИТ-специалистов, часть из которых будет переведена во внешние ИТ-структуры группы. Кроме того, планируется заменить существующую CRM-систему на новую, которая позволит работать с клиентами на протяжении следующих 10 лет.

Подводя итоги реализации ИТ-стратегии 2007-2010 гг., старший вице-президент, руководитель департамента информационных технологий ВТБ Дмитрий Назипов отметил: «За прошедшие четыре года существенно изменилось покрытие ИТ функциональных областей бизнеса – автоматизировано более 80% основного функционала. Таким образом, был создан фундамент для перехода в ближайшие 3-4 года на другой целевой уровень».

Приоритетами банка ВТБ в течение последних трех лет являлись пять крупных ИТ-проектов. Один из наиболее известных – это создание централизованной АБС. Напомним, в 2008 г. в ВТБ внедрялось три прототипа западных АБС. Но оказалось, что среди них не было систем, которые банк смог бы внедрить и кастомизировать за короткий срок.

В результате - было выбрано решение отечественной компании «Новая Афина». «Этот выбор позволил нам перевести 55 филиалов банка на единую АБС в течение полутора лет (в неделю – по филиалу)», - рассказал заместитель президента – председателя правления ВТБ Геннадий Солдатенков. По его словам, практика показывает, что нужно уметь «учиться на ошибках других», используя те решения, которые уже были внедрены коллегами-конкурентами и имеют позитивные отзывы.

«Многие слышали выражение: «Россия – кладбище зарубежных АБС», - добавил Дмитрий Назипов. - В России было запущено около 50 проектов по внедрению западных АБС, из них удачно закончились буквально 1-2. Потому что шансов внедрения этих решений в разумные сроки и за разумные деньги – нет».

По словам Назипова, разумно-консервативный подход ВТБ еще раз доказал свое право на существование: проект по внедрению западной централизованной АБС обошелся бы в 4-6 раз дороже.

Дмитрий Назипов: Россия – кладбище зарубежных АБС
Дмитрий Назипов: "Россия – кладбище зарубежных АБС"

В настоящее время все филиалы банка переведены на централизованную АБС «Новая Афина». В банке унифицированы и оптимизированы бизнес-процессы, повышена производительность труда операционных сотрудников и снижены операционные риски.

Помимо централизации АБС, банк осуществил централизацию бэк-офиса Московского региона, что позволило повысить операционную эффективность и оптимизировать численность персонала в дополнительных офисах.

Важное значение в 2007-2010 гг. уделялось созданию корпоративного информационного хранилища банка. Сегодня создана техническая инфраструктура системы загрузки, хранения и экспорта данных, а также обеспечено формирование консолидированной отчетности по ключевым направлениям бизнеса.

Еще одним ключевым приоритетом ВТБ стала автоматизация документооборота. Созданная система обеспечила прозрачный и эффективный механизм прохождения и исполнения документов в едином информационном пространстве головного офиса и филиалов.

Акцент был также сделан на инфраструктурных проектах. В их числе Назипов отметил внедрение интеграционной платформы IBM WebSphere, расширение емкости каналов передачи данных и создана система видеоконференцсвязи, построение системы хранения данных и создание инфраструктуры банка в Башне «Федерация».

Разработка новой ИТ-стратегии группы ВТБ (см. презентацию) велась с апреля 2009 г. по ноябрь 2010 г., сообщил Геннадий Солдатенков. Консультантом по ее созданию выступила компания McKinsey, с которой ВТБ сотрудничает 5 лет, и при содействии которой была разработана предыдущая ИТ-стратегия (на 2007-2010 гг.). Аудитором стала компания Ernst&Young.


Сергей Голицын, T1: 70% компаний, применяющих ИИ, подтверждают положительный эффект
Цифровизация

«Стратегия ближайших лет будет посвящена выходу ВТБ на новый целевой уровень: это стратегия достижения высокотехнологичной поддержки бизнеса, - отметил Назипов. - Мы должны быть конкурентоспособными не только в России, но и в мире, и наша ИТ-стратегия должна этому способствовать. Так что задачи обеспечения сервиса на уровне ведущих мировых банков являются нашим ориентиром».

По оценке исследования McKinsey, ВТБ входит в сегмент банков с высокой эффективностью в целом и низкими затратами на ИТ. Назипов отметил, что в 2009 г. ИТ-затраты ВТБ составляли 4% от общего бюджета банка, при «среднеевропейском» и «среднероссийском» показателе ИТ-затрат банков около 7%.

Стратегические цели ИТ ВТБ определяются приоритетными задачами бизнеса, говорит Назипов. Это поддержка новых продуктов и каналов обслуживания, повышение эффективности бизнес-процессов, обеспечение качественными данными и инструментами для принятия управленческих решений и выполнения регуляторных требований, обеспечение непрерывности бизнеса за счет надежной ИТ-инфраструктуры, а также предоставление бизнес подразделениям своевременных ИТ-услуг.


Централизация предоставления ключевых инфраструктурных услуг компаниям группы должна привести к сокращению затрат на ИТ-инфраструктуру, повышению эффективности использования оборудования за счет повышения загрузки, применения лучших практик (например, виртуализации), обеспечения непрерывности бизнеса, а также применения сервисной модели на основе SLA, которая будет распространена и на работу всех дочерних компаний в России.

Разработчик российской ОС подвел итоги года
Бизнес

Одной из оптимизационных мер для сокращения ИТ-расходов стало сокращение ИТ-сотрудников. К настоящему времени их число уменьшилось на 200 человек – за счет работающих в региональных филиалах ВТБ. Дальнейшая оптимизация штата ИТ-специалистов будет происходить по мере объединения ВТБ с «Транскредитбанком» и «ВТБ Северо-Запад».

«Очевидно, что после интеграции ИТ-инфраструктур этих банков и ВТБ не будет необходимости в том, чтобы при поддержке инфраструктуры команды ИТ-специалистов дублировали функции друг друга», - говорит Назипов.

Ряд высвободившихся сотрудников будут перенаправлены на реализацию актуальных ИТ-проектов ВТБ. Возможно, из части ИТ-специалистов будут сформированы внешние ИТ-структуры (подобные той, что есть сейчас у ВТБ в Санкт-Петербурге).

Кроме того, ВТБ будет продолжать активное сотрудничество с крупными российскими ИТ-компаниями. Цель всех этих преобразований, по словам Назипова, - добиться оптимального с точки зрения эффективности соотношения между внутренними и внешними ИТ-проектами и достичь 30%-го повышения эффективности работы ИТ-подразделений.

Среди конкретных планов ВТБ на будущее Дмитрий Назипов назвал предстоящую замену CRM-системы. Он отметил, что сейчас в банке работает CRM Sales Logix. Имеющееся решение вполне корректно справляется в настоящее время со своими задачами. Но внедрение новой CRM (конкретное решение пока не выбрано) – станет стратегической инвестицией. Будущее решение позволит ВТБ эффективно управлять отношениями с клиентами в течение следующих 10 лет.

В ходе выполнения ИТ-стратегии 2010-2013 гг. ряд значимых ИТ-проектов будет реализован во всех структурах, входящих в группу ВТБ: ВТБ 24, ВТБ Северо-Запад, ВТБ Капитал, а также в филиалы банка ВТБ в СНГ и дальнем зарубежье (см. презентацию).

Сергей Ершов