Разделы

Телеком

Леонид Рейман: Двух операторов сотовой связи для России мало

Государство является самым крупным игроком отечественного рынка информационных технологий, занимая на нем около 20% и расходуя при этом собственные бюджеты крайне неэффективно. Об этом сегодня говорил министр Российской Федерации по связи и информатизации Леонид Рейман на заседании правительства, посвященном использованию современных информационных технологий в органах государственной власти. Одними из главных новостей стало то, что в следующем бюджете России расходы на информатизацию министерств и ведомств, скорее всего, будут выделены в отдельную строку, будет сформирована единая технологическая политика госструктур, а в самих организациях введут должности CIO.
Минсвязи было проведено первое широкомасштабное исследование вопроса использования ИТ в структурах государственного управления. На основе данных этого исследования, совместно с МЭРТ и Академией наук РФ, был создан доклад к заседанию правительства. Анкеты, поступившие из 48 министерств и ведомств, свидетельствуют, что расходы органов федеральной власти с 2001 по 2003 годы составят 22,8 млрд. рублей (исключая расходы на национальную безопасность), но из них лишь 3,3 млрд. рублей (14,3%) приходится на федеральные целевые программы. В то время как на ведомственное финансирование приходится 63,2%, а на внебюджетные фонды - 19,1% всех расходов. На внешние заимствования приходится 3,4%. Такая ситуация, по словам Леонида Реймана, приводит к тому, что отдельные ведомства ориентируются на собственные информационные потребности и ресурсы, что, в свою очередь, приводит к появлению дублирующих информационных ресурсов. Одним из явных примеров стала оцифровка географической поверхности России, которая была проведена различными ведомствами четыре раза, причем ни один из полученных ресурсов не может быть интегрирован с другим, но все из них регулярно обновляются. Помимо этого, ни один из базовых классов информационных систем не внедрен во всех министерствах и ведомствах в полном объеме, а уже внедренные системы несовместимы между собой. Например, в настоящее время в федеральных органах власти внедрено более 15 различных систем финансового учета, не взаимодействующих между собой и с казначейской системой Минфина.

Одним из выводов исследования стало то, что повышение отдачи от использования информационных технологий попросту невозможно при существующих подходах. Так, только 30% ведомств имеют концепцию собственной информатизации, а ответственные за нее структурные подразделения есть лишь в 70% структур. По данным проведенного исследования, на поиск информации и согласования документов сотрудники тратят до половины своего рабочего времени, а каждый документ в итоге оказывается скопированным до 20 раз. Кроме того, средства на информатизацию распределяются неравномерно и между ведомствами. Так, на 10 из 48 федеральных органов власти приходится 81% всех расходов. Сложная ситуация в госорганах и с кадрами. "Несмотря на то, что государственные ИТ-проекты требуют огромных вложений и являются технически наиболее сложными, мы не можем обеспечить достаточно профессиональный уровень государственных специалистов, поскольку уровень оплаты труда в госсекторе ниже в несколько раз", - отметил министр.

Соотношение средств, затрачиваемых на закупку ПО и аппаратное обеспечение, также не внушает оптимизма. Если в США ПО и ИТ-услуги занимают до 80% всего бюджета госрасходов на ИТ, то в России картина совершенно обратная. Более 65% средств тратится на аппаратное обеспечение и лишь 35% - на программные продукты и услуги, включая внедрение прикладных систем, техническую поддержку и обучение персонала. Временные затраты граждан на взаимодействие с госучреждениями оцениваются в 3-4 млрд. человеко-часов. По мнению Леонида Реймана, применение информационных технологий в государственном управлении позволит получить вполне реальный экономический эффект. Временные издержки можно снизить минимум на 20% и экономить гражданам и предприятиям не менее 30 млрд. рублей в год, исходя из сегодняшнего уровня заработной платы.

Однако, за последнее время ситуация с финансированием ИТ-проектов в госорганах меняется достаточно заметно. В отчете Минсвязи говорится, что Международный банк реконструкции и развития (МБРР) выделяет кредиты на внедрение информационных технологий общей суммой свыше 19 млрд. рублей. Всего планируется открыть четыре кредитные линии: Минфину, ГТК, МНС и Минздраву РФ под гарантии правительства России. Почти 2,5 млрд. рублей из этой суммы планируется израсходовать уже в 2004 г.

В некоторых ведомствах информационные технологии внедряются с достаточно хорошими и очевидными результатами. Так, одним из самых успешных ведомств в Минсвязи считают МНС, которому удалось внедрить пока единственный среди госорганов России реально работающий электронный документооборот, причем совместимый с системами Минфина и МВД. Неплохие результаты также демонстрируют МПР с системой ситуационных центров и ГТК, активно внедряющий электронное декларирование.

Среди основных рекомендаций, которые высказало Минсвязи на заседании правительства и которые были одобрены, есть не только создание концепции госзакупок, но и назревшие изменения в программе "Электронная Россия", которая продемонстрировала, по словам Реймана, явные недостатки аппарата управления государством. Некоторые сомнения вызывает предложение создать в федеральных органах власти службу управляющих по информационным технологиям, аналог распространенной в мире системы Chief Information Officer (CIO). По сути, во многих органах власти могут появиться люди, дублирующие функции руководителей департаментов информатизации, а, скорее всего, и дополнительный аппарат управления.

Также правительство приняло решение проработать и внедрить новые механизмы управления, финансирования и государственных закупок в сфере ИТ.

В декабре на утверждение в правительство России должна быть представлена концепция использования информационных технологий в федеральных органах власти, а также измененная редакция ФЦП "Электронная Россия". А отдельная строка в государственном бюджете поможет сделать ситуацию с внедрением ИТ-технологий более прозрачной. Премьер-министр РФ Михаил Касьянов особо отметил, что государство просто обязано быть "законодателем мод" в вопросе закупок лицензионных продуктов, даже несмотря на то, что это вызовет явный рост расходов. По словам министра связи, "это позволит получить эффект экономии на масштабе".

Почему после окончания пандемии облака будут востребованы еще больше, чем до нее
Облака

Еще одной актуальной темой, в отношении которой вчера высказался Леонид Рейман, стали многочисленные слухи о возможности отсрочки продажи пакета акций "Связьинвеста" и возможное слияние двух национальных операторов сотовой связи. Напомним, что в начале августа «Альфа-Груп» объявила о приобретении компании LV Finance, владеющей компанией ООО «ЦТ-Мобайл», которому, в свою очередь, принадлежит 25,1% акций «МегаФона». 5 сентября эту сделку одобрило МАП. В итоге сложилась ситуация, когда одной компании фактически принадлежат блокирующие пакеты двух национальных операторов сотовой связи. Спекуляции по поводу возможного объединения двух столь успешных бизнесов были неизбежны, а представителям акционеров не хватает уверенности в комментариях о будущем компаний.

Как заявил министр, при условии решения акционеров о слиянии, он не видит никаких препятствий для осуществления этой сделки. Однако практически сразу оговорился: а вот у МАПа могут быть вопросы. В случае принятия решения об объединении активов «МегаФона» и «ВымпелКома» («Би Лайн»), по словам министра, придется думать о создании нового оператора сотовой связи, так как двух федеральных операторов сотовой связи России явно недостаточно. "Мировой опыт показал, что двух операторов крупной стране мало, а если их четыре - то тоже возникают проблемы", - сказал Леонид Рейман. По его словам, те темпы развития сотовой связи, которые мы наблюдали в течение последних лет, были обусловлены именно развитой конкурентной ситуацией. Одновременная работа трех операторов способствовала «правильному развитию рынка», что и приводило к столь стремительному росту числа абонентов и постоянному снижению тарифов. "В любом случае МАП должно будет высказаться по поводу возможности этой сделки, так как она непосредственно затрагивает 35 млн. россиян, пользующихся мобильной связью", - заявил министр.

Также, выступая вчера на пресс-конференции, он подчеркнул, что продажу 25% минус 2 акции "Связьинвеста" пока никто не отменял, и это событие стоит в плане приватизации на 2003 год. По словам г-на Реймана, он не может комментировать слухи о возможной отсрочке приватизации "Связьинвеста" и пока не знает о планах по изменению этого процесса.

Источник: собственная информация CNews.ru.

Короткая ссылка