Услуги Data-центров в России: кто продает, кто покупает?
Считается, что передача ИТ-систем на аутсорстинг позволяет компаниям не только повысить уровень надежности, но и сделать это без дополнительных затрат, более того - сократить общие расходы на ИТ. Однако сами российские компании в большинстве случаев не доверяют свои информационные ресурсы сторонним организациям. Исключением являются лишь «белые» компании.Скромный рынок
Объем рынка услуг data-центров вряд ли можно назвать существенным, хотя он и имеет тенденцию к росту. По данным BroadGroup объем европейского рынка (рассматривались 14 стран Евросоюза, а также Венгрия и Чешская Республика.) в 2004 году составлял около ?450 млн. против приблизительно ?390 млн. в 2003 году. Таким образом, доля этого рынка не превышает 0,2% от всего телекоммуникационного рынка Европы. При этом стоит учитывать, что в Европе услуги центров данных развивали не только крупные операторы и некоторые интеграторы (как в России), но и в большой степени отдельные компании, не зависимые от операторов.
Объем российского рынка услуг data-центров еще скромнее. По оценкам «Голден Телеком», доля доходов от услуг центров данных в России практически на порядок меньше чем в целом по Европе (доля доходов от предоставления услуг центров данных в России в 2004 году составляет, по оценке «Голден Телеком», около 0,02% от суммарных доходов в телекоммуникационном секторе - $18,7 млрд.). Прямые доходы операторов от оказания таких услуг в 2004 году, по данным компании, составили около $3-5 млн. Впрочем, имеются и другие, более оптимистичные оценки.
Так, по данным компании "Комстар - Объединенные Телесистемы", объем рынка центров данных одной только Москвы (на столицу, по оценке компании, приходится основной доход от предоставления услуг data-центров - более 60%.) составляет около $15 млн. (ежегодный рост – 25-30%), а директор по маркетингу компании WideXs Людмила Старикова оценивает объем представляемых в России услуг центров данных суммой $50-60 млн. в год (сильные расхождения в оценках экспертов связаны, по-видимому, с тем, что некоторые из них, предположительно, ориентируются на официальную отчетность - статья «предоставление технических средств», - что приводит к завышенным показателям).
В целом, как считают в компании IBS, в 2004 году российские сервис-провайдеры (System Infrastructure Service Providers, SISP) заработали на аутсорсинге инфраструктурных услуг $59,31 млн. Бывший лидер рынка ЗАО «Веб Хостинг» (ValueHost) из Санкт-Петербурга, занявший по итогам 2004 года 9,3% рынка, весной этого года потерял пальму первенства по числу размещенных доменов, уступив компании Masterhost, которая лидирует как по общему количеству доменов на своих серверах так и по среднему приросту доменов за период с января 2004 года по сентябрь 2005 года включительно.
Рынок аутсорсинга инфраструктурных услуг, 2004
Источник: IBS
Количество доменов на серверах хостинг-провайдеров
Источник: Ru-Center, 19 октября 2005 г.
Средний прирост числа доменов на серверах хостинг-провайдеров за период январь 2004-сентябрь 2005 г.
Источники: Masterhost, Ru-Center
Рынок data-центров, по мнению Людмилы Стариковой складывается из:
- рынка аутсорсинга инфраструктуры и на его базе аутсорсинга приложений;
- рынка обеспечения непрерывности бизнеса для российских и международных компаний;
- рынка услуг размещения основных и резервных корпоративных ИТ-центров;
- рынка размещения узлов операторов связи.
Основные тенденции и перспективы развития рынка
По мнению экспертов, общая тенденция рынка ИТ к развитию аутсорсинга предполагает и дальнейшее развитие услуг центров данных. При этом, как считает Георгий Никольский, если даже в более развитой в этом отношении Европе эта тенденция все еще не достигла пика, то в России на ее развитии негативно сказываются национальные особенности. В частности, ИТ-менеджеры российских компаний крайне неохотно идут на «вынос» серверов (данных) из собственных помещений, несмотря на то, что в большинстве случаев, по мнению Никольского, это как раз и обеспечивает их большую надежность и защищенность данных. Между тем в Европе корпоративные пользователи на сегодня являются существенной частью потребителей таких услуг.
С другой стороны, в России существуют объективные факторы, которые будут способствовать дальнейшему развитию этого рынка. Георгий Никольский, в частности, выделил следующие «точки роста»:
- развитие сектора информационно-развлекательных порталов для мобильных и интернет-пользователей;
- увеличение объемов мультимедийного контента в трафике потребует больших мощностей и близости к сетевой инфраструктуре (телевидение идет в Сеть);
- финансовые структуры - локомотив в потреблении передовых IT-систем - будут следовать западному опыту по развитию онлайнового банкинга;
- корпорации будут следовать рекомендациям по резервному хранению информации, разнесенной территориально от основных серверов;
- имеется необходимость в оптимизации IT-бюджетов;
- наблюдается рост IT-аутсорсинга в целом;
- рост потребления интернет-услуг потребует увеличения обслуживающих мощностей и их близости к сетевым магистралям.
Людмила Старикова добавляет к этим факторам еще и следующие:
- Программа информатизации России требует надежной и бесперебойной работы электронных ресурсов госструктур, сохранности информации, ее резервирования. Это направление работы логично передать на аутсорсинг специализированным компаниям, а электронные ресурсы разместить в центры данных, связанные друг с другом высокоемкой сетевой инфраструктурой.
- Развитие малого и среднего бизнеса требует концентрации на основной деятельности. Содержание выделенных ИТ-менеджеров, как и создание специализированной инфраструктуры, требует серьезных вложений. Логично передать эти работы на аутсорсинг специализированным компаниям, предоставляющим свои услуги на базе центров данных.
- Потребность в услугах обеспечения непрерывности бизнеса для корпоративных клиенто.
- Концепция Telehousing как альтернатива стихийно созданным на ММТС 9 и ММТС10 узлам операторов.
На взгляд Дмитрия Дронова, основным стимулирующим развитие рынка фактором является повышение общей осведомленности клиентов о существующей возможности и, как следствие, наблюдаемое в самых разных областях деятельности (в том числе и в ИТ) движение в сторону передачи второстепенных функций предприятия на обслуживание внешним компаниям – аутсорсинг. Например, «Комстар - Объединенные Телесистемы» предпринимает активные шаги для продвижения услуг центра данных среди банковских и финансовых структур (прежде всего, среди своих клиентов), традиционно ограничивающихся созданием собственных площадок.
«С точки зрения телекоммуникационного оператора, дальнейшее развитие рынка data-центров будет связано с системной интеграцией ИТ-проектов и ИТ-инфраструктуры клиентов, позволяющей подключить к оборудованию клиента телефонные потоки и выделенные каналы, организовать объединение оборудования клиента, размещенного в центре данных и распределенных офисов в VPN (виртуальную сеть), - комментирует Дмитрия Дронов. - В этой связи одна из задач «Комстар» по развитию услуг центра данных заключается в повышении информированности о выгодах хранилища данных среди узко сегментированной аудитории – крупных корпоративных клиентов, имеющих географически распределенную структуру бизнеса. В связи с увеличением масштабов их бизнеса, созданием разветвленных филиальных сетей, для таких организаций особенно актуальным становится использование возможностей по объединению серверов в виртуальную локальную сеть (VLAN). По сути, такой клиент не только получает возможность снизить издержки на строительство, эксплуатацию собственной ИТ-инфраструктуры и риски из-за простоя оборудования, но вообще отказаться от необходимости подключения или переноса серверов в случае переезда или запуска нового оборудования или приложений».
Кроме того, в «Комстаре» прогнозируют дальнейшую дифференциацию спроса, связанную не только с ростом интереса к услугам размещения в центре данных телекоммуникационного оборудования, являющегося частью ИТ-инфраструктуры клиента, но и повышением «качественных» требований к бесперебойности работы центра данных.
В то же время опрошенные CNews эксперты выделили ряд проблем, сдерживающих развитие российского рынка.
- Низкий уровень проникновения интернет в жизнь общества.
- Высокий уровень недоверия к компаниям-аутсорсерам, особенно со стороны крупных корпоративных клиентов (боязнь доверить корпоративную информацию).
- Развитие бизнеса центров данных как второстепенного приложения к основной деятельности операторов связи. В этой связи – отсутствие у заказчика возможности работать с несколькими операторами, что могло бы реально обеспечить высокую надежность и резервирование всех процессов. Отсутствие при такой расстановке сил возможности получить услуги аутсорсинга приложений, только инфраструктуры.
- Погоня за «дешевизной» хостинга (понимание data-центра на обывательском уровне).
- Отсутствие надежной договорной базы (SLA) на услуги, предоставляемые в центрах данных, что привносит элемент «незащищенности» заказчика, который может положиться лишь на доброе имя и стабильное положение компании на рынке.
- Отсутствие информации об успешных проектах (зачастую, по соображениям конфиденциальности).
Дмитрий Дронов, напротив, отмечает, что к настоящему моменту проблема недостаточной информированности потенциальной аудитории о выгодах использования центров данных потеряла свою остроту. По его мнению, несмотря на изначально ограниченный объем доходов от предоставления услуг data-центров, рынок демонстрирует стабильную положительную динамику роста, что говорит о хороших перспективах развития сегмента.
Виталий Солонин / CNews