Разделы

Цифровизация Инфраструктура

Кому нужна СОА в России

Эксперты отмечают, что западный рынок наслышан об успехах российского бизнеса в переводе имеющейся инфраструктуры на сервисно-ориентированную архитектуру (СОА). Однако топ-менеджмент отечественных компаний не очень охотно делится с ИТ-сообществом информацией о своих достижениях в этой области. "Приподнять завесу тайны" над темой внедрения СОА в России, определить стимулирующие и тормозящие факторы проникновения подобных решений в отечественный бизнес, - такова была цель проведения круглого стола "Кому нужна СОА в России?", организаторами которого выступили CNews Analytics и CNews Conferences.

CIO "Русфинансбанка" Олег Подкопаев отметил, что СОА нужна тогда, когда у компании возникает потребность реализовать в короткие сроки множество проектов. Без СОА они обошлись бы дешевле, но шли бы гораздо медленнее, с нею - все происходит с точностью до наоборот. В свою очередь, руководитель департамента архитектуры "Вымпелком" Максим Смирнов дал несколько рекомендаций, позволяющих снизить стоимость СОА-решения. В частности, компании стоит начинать с небольшого количества сервисов; новые процессы экономичнее создавать путем интеграции существующих; и, наконец, сэкономить на СОА можно, выбрав open-source решения. По мнению г-на Смирнова, основная сложность реализации СОА-проектов состоит в отсутствии квалифицированные кадров: в первую очередь, требуются архитекторы с выраженным структурным мышлением. Таким образом, развитие рынка СОА сдерживает не только финансовая тема и неготовность заказчиков, но и традиционная "головная боль" ИТ-рынка – кадровый дефицит.

Российские СОА-первопроходцы

Как уже отмечалось, в настоящее время в России в стадии реализации находится не менее 20 СОА-проектов. О некоторых результатах этих внедрений рассказали участникам круглого стола докладчики. Денис Реймер привел опыт взаимодействия "Ланита" и "Бинбанка" по построению подобного решения. В ходе проекта, начатого в 2005 году, необходимо было объединить банковские системы в единое информационное пространство, простроить маршрутизацию событий между интегрируемыми системами. Банк хотел иметь возможность гибкого подключения новых филиалов, а также обеспечить повторное использование сервисов. В течение 2005 года "Ланит" провел интеграцию систем с использованием BEA WebLogic Platform. Была построена платформа для быстрого создания сервисов, которая сегодня позволяет обрабатывать 400 тыс. событий в день, приходящих из 170 источников информации (в банке работает 9 типов систем). В прошлом году банк принял решение о переходе на новую централизованную АБС. Замена системы прошла достаточно успешно и в короткие сроки – именно благодаря наличию СОА. В эти же сроки было расширено интеграционное решение за счет внедрения BEA AquaLogic Service Bus.

Заместитель генерального директора, операционный директор "БиАй Телеком" Роман Ткачев рассказал об опыте автоматизации процесса "Обработка страховых убытков" в "Росно" на основе BPM/СОА. По его словам, "Росно" испытывало типичные для крупной быстрорастущей компании проблемы, связанные с бизнес-процессами. Это неформализованные задачи для персонала, неэффективная рабочая среда из нескольких разрозненных систем, сложности с расстановкой приоритетов, отсутствие контроля за системными и бизнес-событиями, за эффективностью работы. А самой сложной проблемой являлся бумажный документооборот.

Со стороны интегратора в СОА-проекте участвовало 10-15 человек, столько же - со стороны заказчика. Основными сложностями проекта были постоянные изменения требований на уровне логики процесса. Обучение ключевых пользователей также оказалось достаточно трудоемким. По словам г-на Ткачева, сегодня процесс "Обработка страховых убытков" полностью автоматизирован. Компания перешла на безбумажный документооборот. Повысилось качество и сократилось время обработки страховых убытков, увеличилась производительность персонала и снизилось число ошибок. Он отметил, что в результате проекта построена основа для перехода на современную ИТ-архитектуру с использованием BPM и SOA, что позволит гибко и эффективно вносить изменения в существующий процесс и автоматизировать другие процессы компании. Кстати, сроки внесения изменений в процесс сократились до часов и дней.

Директор по работе с партнерами компании российского представительства InterSystems Вадим Федоров в рамках своего доклада привел примеры использования разработанных компанией решений в крупных интеграционных проектах, реализованных в России. В частности, внедрение Ensemble в ГК "Связной" позволило автоматизировать бизнес-процессы обработки документов и сбора сервисных заявок с более чем 1590 торговых точек сотового ритейлера. Созданная в Администрации Красноярского края система KrAI на основе Ensemble объединила 19 различных приложений и позволила смоделировать регион как объект государственного управления. Внедренное решение дало возможность более эффективно управлять бюджетным процессом и краевым имуществом. А проект в группе компаний "Медси" позволил интегрировать разнородные медицинские информационные системы сети клиник.

Говоря об опыте построения СОА в "Ренессанс Кредите", Ярослав Медокс отметил, что сервис-ориентированная архитектура стала для банка каркасом для интеграции бизнес-процессов и поддерживающей их ИТ-инфраструктуры. Разработка принципиально нового бизнес-процесса от начала сбора требований до запуска в опытно-промышленную эксплуатацию заняла всего два месяца. По его словам, СОА дает возможность выбора и внедрения подходящих решений от разных вендоров: за время построения СОА в банке внедрены 6 новых ИТ-систем, в том числе скоринговая система и западная АБС. СОА дала возможность плавной миграции с одной системы на другую. "Мы смогли безболезненно внедрить для выдачи кредитов западную АБС Profile, - рассказал г-н Медокс. – В определенный день мы "повернули кран", и целевые кредиты стали выдаваться с помощью новой системы, а остальные виды кредитов остались в "старой" АБС. Тем самым мы разгрузили эту систему и продлили срок ее использования".

Олег Подкопаев рассказал о проектах, реализуемых в "Русфинансбанке" банке с использованием сервис-ориентированной архитектуры. Один из проектов был связан с обеспечением функционирования кредитных продуктов на базе револьверных карт. Задачей второго проекта было замещение существующего кредитного бэк-офиса на систему Mysis Equation эквивалентного функционала в максимально короткие сроки без миграции данных. По его словам, общими чертами проектов были очень сжатые сроки, большое количество участников, множество внедряемых систем - в том числе и западных, общая широкая функциональность, сквозные бизнес-процессы. При этом каждый из партнеров имел в проектах свои "зоны ответственности", которые не пересекались. А объединение и контроль этих работ были на стороне заказчика. В итоге банку удалось создать гибкую систему, уменьшив при этом сроки реализации проектов и получив конкурентные преимущества за счет новых услуг.

Скорость запуска новых услуг стала ключевым фактором выбора СОА и для "Вымпелкома". "За полтора года компания благодаря использованию этой платформы запустила 17 новых проектов,- отметил руководитель департамента архитектуры "Вымпелком" Максим Смирнов. - Когда компания перешла на гибкую архитектуру, она осознала, что может сократить цикл разработки новых сервисов".

СОА или не СОА?

Говоря о проблемах проникновения СОА на российский рынок, участники дискуссии отмечали, что сегодня к модной аббревиатуре СОА поставщики решений стремятся "притянуть за уши" имеющийся у них продуктовый ряд. В результате у неподготовленных заказчиков возникает смешение понятий. Так, например, за вывеской СОА может скрываться готовность интеграторов к внедрению решения типа "звезда", при котором речи о новом взгляде на сервисы вообще не идет. В итоге множество решений, позиционируемых как СОА, способно вызвать путаницу у потенциальных заказчиков и сформировать у них негативное отношение к "настоящей" СОА.

Что касается популяризации тезиса о необходимости перехода на сервисно-ориентированную архитектуру, то спикеры отметили, что ИТ-компаниям необходимо не забывать о том, что существуют две категории заказчиков. Первые хорошо разбираются в ИТ и не нуждаются в доводах в пользу СОА - они и сами готовы их привести. Такие заказчики уже готовы к подобным проектам. Вторая категория клиентов не имеет сильной ИТ-команды, ей необходим "СОА-ликбез". Требуется доказать на практике, почему при использовании данной методологии бизнес почувствует себя лучше.

Государство и бизнес делят ИИ на зоны ответственности
Импортонезависимость

Участники круглого стола отметили, что вопрос о том, внедрять или не внедрять СОА, каждой компании следует решать с учетом менталитета менеджмента (помимо учета уже упомянутых факторов). Дело в том, что при использовании в организации методологии СОА может наступить момент, когда построенный на ее основе механизм обеспечит компании возможность работать без необходимости применения авторитарных методов руководства по каждому мало-мальски значимому поводу. Насколько готов отечественный менеджмент отойти от модели, когда все решения принимаются только на верхнем уровне? - вот в чем вопрос.

Элеонора Ершова / CNews


Презентации участников круглого стола

Презентация Мария Попова, CNews Analytics. "Кому нужна СОА в России?"
Презентация Александр Уланов, Exigen Services. "Готовы ли к СОА отечественные разработчики ПО?"
Презентация Вадим Федоров, InterSystems. "InterSystems Ensemble Преимущества при выполнении SOA-проектов и внедрении SOA-решений"
Презентация Василий Анфиногентов, "ФОРС-Центр разработки". "Опыт ФОРС в реализации интеграционных проектов на основе Oracle Fusion Middleware"
Презентация Евгений Зиндер, фонд "Фостас", АБ "Группа 24". "При каких условиях SOA действительно будет окупаться?"
Презентация Владимир Дрожжинов, центр компетенции по электронному правительству. "СОА для электронного правительства России"
Презентация Денис Реймер, "Ланит". "От интеграции к SOA"
Презентация Игорь Кадощук, Московский банк реконструкции и развития. "Прорабы на строительстве СОА: с чего и как начать? основные принципы, цели и шаги?"
Презентация Олег Подкопаев, "Русфинансбанк". "Опыт Русфинанс Банка: Преимущества и особенности применения SOA подхода"
Презентация Роман Ткачев, заместитель генерального директора, операционный директор "БиАй Телеком". "Автоматизация процесса "Обработка страховых убытков" в компании РОСНО на основе BPM/SOA
Презентация Максим Смирнов, "Вымпелком". "Event-driven SOA в телекоммуникационной компании"
Презентация Скачать все презентации (архив)