Разделы

Цифровизация Инфраструктура

Кому нужна СОА в России

Эксперты отмечают, что западный рынок наслышан об успехах российского бизнеса в переводе имеющейся инфраструктуры на сервисно-ориентированную архитектуру (СОА). Однако топ-менеджмент отечественных компаний не очень охотно делится с ИТ-сообществом информацией о своих достижениях в этой области. "Приподнять завесу тайны" над темой внедрения СОА в России, определить стимулирующие и тормозящие факторы проникновения подобных решений в отечественный бизнес, - такова была цель проведения круглого стола "Кому нужна СОА в России?", организаторами которого выступили CNews Analytics и CNews Conferences.

Переход на СОА в последние годы стал одним из наиболее обсуждаемых вопросов - для разработчиков подобных решений, их партнеров-интеграторов и заказчиков. Основной принцип СОА – дробление монолитных систем на компоненты, связанные между собой едиными стандартами. Стандартизированные компоненты могут использоваться многократно в разных процессах – и, соответственно, в разных подсистемах. Использование данного подхода является для крупных компаний решением вопроса о том, как перевести имеющиеся ИТ-системы на "гибкие" рельсы, каким образом осуществить эффективное взаимодействие ранее внедренных и новых ИС, как объединить работоспособные ИТ-решения "сливающихся" компаний.

Осторожность отечественных заказчиков при переходе на любые инновации всегда являлась помехой для ИТ-компаний, стремящихся заработать на продвижении решений, призванных упростить управление бизнесом. Примерно по такой же схеме происходит сегодня проникновение СОА в Россию: вендоры и интеграторы говорят о наличии множества инструментов для построения СОА, они убеждены, что альтернативы СОА сегодня нет, а заказчики осторожничают, ссылаясь на высокие затраты и неочевидные сроки окупаемости. Но, тем не менее, по оценкам экспертов, интеграция приложений обходится дешевле, чем отказ от использующихся разнородных систем и переход на новое ПО. В пользу СОА говорит и тот факт, что такой технологический подход позволяет в дальнейшем гибко наращивать систему, дорабатывать отдельные модули и расширять функционал.

По оценке CNews Analytics, российские заказчики в большинстве своем пока не проявляют готовности к реализации СОА-проектов. Опрос, проведенный аналитиками, продемонстрировал крайне низкий уровень интереса заказчиков к теме СОА. Большинство респондентов CNews Analytics говорили лишь о 3-5-летней перспективе возможного начала реализации подобных проектов. В то же время вендоры говорят о том, что продвижение СОА в России идет полным ходом: согласно данным проведенного опроса, в течение последних полутора лет доля СОА-проектов занимала от 5 до 15% в общей выручке вендоров в России. А опрошенные CNews Analytics интеграторы говорят о том, что на российском рынке в стадии реализации в настоящее время находятся минимум 20 проектов. При этом разброс выручки ИТ-компаний от СОА-проектов весьма велик: от 5-6 млн до 100-300 млн рублей.

Кому с СОА жить хорошо

В целом данные опроса свидетельствуют о том, что тенденции к переходу отечественного бизнеса на СОА все-таки набирают силу. По мнению старшего аналитика CNews Марии Поповой, сегодня заказчики все меньше готовы платить за стандартные ИТ-решения, требуя от внедряемых систем учета специфики своего бизнеса и гибкости ИТ. Эти свойства СОА и определяют ее ключевые преимущества как ИТ-архитектуры. Такая среда дает стимул для анализа и оптимизации бизнес-процессов компании, позволяет быстро вносить изменения в имеющиеся информационные системы и быстро создавать новые. СОА наиболее востребована в тех организациях, где гибкость и скорость реакции на изменения являются ключевыми - это в основном компании, оказывающие услуги конечным потребителям (банки, операторы связи, торговые, транспортные компании).



Директор департамента интегрированных бизнес решений "Ланит" Денис Реймер считает, что заказчику в первую очередь требуется не конкретная технология, а способ решения его бизнес-задач. Отвечая на вопрос о том, кто в первую очередь испытывает необходимость в использовании сервис-ориентированной архитектуры, он отметил: "СОА ради СОА не нужна никому: рынку нужно бизнес-решение". По мнению г-на Реймера, при реализации СОА-проектов очень важно уделить должное внимание кастомизации и - при необходимости - не бояться отхода от стандартных решений.

Дмитрий Исаев, Softline: Мы видим превосходные перспективы развития облачного бизнеса в России
Импортозамещение

Читать далее

Николай Зезюлинский: Решение о переходе на СОА заказчик должен принимать самостоятельно

На вопросы CNews ответил директор по развитию бизнеса компании "ФОРС – Центр разработки" Николай Зезюлинский.

CNews: Что сдерживает российские предприятия от приобщения к сервис-ориентированной архитектуре?

Николай Зезюлинский: Главный сдерживающий фактор – это недостаточная реальная потребность и готовность российских предприятий использовать сервис-ориентированный подход при создании ИТ-инфраструктуры. Дело в том, что данная архитектура подходит не для всех компаний. Она востребована, прежде всего, на крупных и средних предприятиях с процессно-ориентированной моделью управления – там, где особо высок уровень конкуренции и требуется оперативная реакция ИТ на запросы бизнеса.

Читать далее

Александр Уланов: Крупным поставщикам ИТ-решений есть что предложить

На вопросы CNews ответил Александр Уланов, системный архитектор компании Exigen Services.

CNews: Готовы ли к СОА отечественные разработчики ПО?

Александр Уланов: В целом крупным поставщикам ИТ-решений есть что предложить. Собственно, эту тему я и раскрыл в своем докладе на круглом столе. Что, как мне показалось, действительно стало откровением для многих представителей бизнеса: кроме продуктовых компаний и системных интеграторов, ИТ-отделы могут напрямую обращаться к услугам разработчиков заказного ПО.

Читать далее