Разделы

Цифровизация Инфраструктура

Кому нужна СОА в России

Эксперты отмечают, что западный рынок наслышан об успехах российского бизнеса в переводе имеющейся инфраструктуры на сервисно-ориентированную архитектуру (СОА). Однако топ-менеджмент отечественных компаний не очень охотно делится с ИТ-сообществом информацией о своих достижениях в этой области. "Приподнять завесу тайны" над темой внедрения СОА в России, определить стимулирующие и тормозящие факторы проникновения подобных решений в отечественный бизнес, - такова была цель проведения круглого стола "Кому нужна СОА в России?", организаторами которого выступили CNews Analytics и CNews Conferences.

"Основные принципы СОА-подхода пересекаются с принципами построения больших городских конгломераций: при всем множестве локальных изменений город должен сохранять некое внутреннее единство, - считает директор отделения автоматизации деловых процессов "ФОРС - Центр разработки" Василий Анфиногентов. - Наличие постоянных изменений в бизнесе, необходимость объединения разрозненных приложений являются основными СОА-драйверами". Г-н Анфиногентов рассказал о том, что на счету "ФОРС - Центр разработки" сегодня свыше десяти СОА-проектов, реализованных на основе решений Oracle, и поделился с аудиторией методологией их внедрения. Первым шагом, по его мнению, должно стать описание взаимодействий между системами. Далее требуется доказать, что все имеющееся действительно может быть объединено. И, наконец, важно учесть возможность дальнейшего развития объединенного решения. Особенность технологического подхода "ФОРС - Центр разработки" состоит в том, что приложения подключаются с помощью адаптеров для использования в виде сервисов. Сервисы создаются в соответствии со стандартами СОА, а процессы создаются как "оркестровка" сервисов. Одна из проблем, которая, по словам, г-на Афиногентова, часто возникает у заказчиков после внедрения СОА – это неконтролируемый рост сложности взаимодействия. Решением в этом случае должна стать централизация взаимодействия. Он отметил важность наличия группы описания взаимодействий, упомянув, что в одном из проектов "Форс" такая роль даже отводилась отдельной компании. По его словам, СОА необходима компаниям, обладающим несвязанными приложениями. При этом их бизнес-процессы могут работать "поверх" этих приложений. Нужен такой подход и тем, кто заинтересован в минимальной переделке существующих систем, а также компаниям с неопределенными и изменчивыми регламентами работы (организациям, имеющим самостоятельно поддерживаемые базы данных или внедренные модули различных ERP-систем). По опыту "ФОРС - Центр разработки", СОА также оказалась востребованной в межведомственном взаимодействии".

Системный архитектор компании Exigen Services Александр Уланов убежден, что чем быстрее реализуется СОА-проект - тем раньше наступает ожидаемый эффект. Однако особенность таких проектов состоит в том, что по мере их реализации компания осознает потребность в реструктуризации, на проведение которой не хватает ресурсов. Г-н Уланов отметил, что эффективнее всего внедрять СОА сможет компания, которая умеет осуществлять стратегическое руководство и реализовывать при этом тактические проекты.

При этом на проекте должна существовать выделенная команда, осуществляющая построение целевой архитектуры, стратегическое планирование программы, комплексное управление, а также гарантирующая, что программа не развалится и не свернет с заданного маршрута. Однако, по оценкам аналитиков, 16% заказчиков не имеют подобной выделенной команды в компании.

Вице-президент Московского банка реконструкции и развития Игорь Кадощук считает, что сервисы - это не новинка для бизнеса, а основной способ осуществлять быстрые изменения. А сама концепция ИТ-сервисов является не революционной, а эволюционной. Он привел прогнозы, сделанные Gartner еще в 2003 году, согласно которым к 2008 году СОА должна была стать доминирующей технологией и завершить 40-летнюю историю построения архитектуры ПО. Однако на настоящий момент в силу различных причин этого пока не произошло.

В числе преимуществ использования методологии СОА г-н Кадощук отметил возможность в горячем режиме построить из разрозненных систем целостное работоспособное решение для бизнеса. Однако успешность реализации подобного проекта будет обеспечена лишь при соблюдении ряда принципов. В первую очередь, построенная система должна оказаться не хуже предыдущей. Вторым важным принципом является компонентность: чем мельче будет функциональная компонента - тем меньше заказчик будет зависеть от ее поставщика. Перед началом проекта важно продумать систему маршрутизации данных между сервисами. А основной проблемой при реализации СОА-проекта может стать взаимное непонимание ИТ и бизнеса.

4 проблемы ИТ в филиалах и способы их решения
Интернет

По мнению директора департамента развития информационных систем "Ренессанс Кредит" Ярослава Медокса, главное преимущество, которое дает СОА – это своевременная реакция на рыночные изменения, быстрый вывод на рынок новых продуктов и услуг. При этом г-н Медокс призвал к осторожности перехода на СОА. Он считает, что в госмонополиях не нужно ничего менять, "если только нет на это чиновничьего энтузиазма". Компании же, решившейся на изменения в сторону СОА, требуется быть готовой к крупному проекту стоимостью от полумиллиона долларов. Важно помнить и то, что роль внутренней ИТ-службы становится критически важной для достижения успеха СОА-проекта. Г-н Медокс также посоветовал при реализации проекта быть крайне осторожными при использовании синхронных обменов.

Председатель правления центра компетенции по электронному правительству Владимир Дрожжинов в своем выступлении сделал акцент на возможности использования СОА в государственных органах. По его словам, в госструктурах США давно используется компонент-базированная архитектура. "Если какому-то ведомству необходим отдельный ИТ-компонент, оно смотрит на наличие в репозитории готового решения. И только в случае отсутствия такого продукта заказывает его разработку, - рассказал г-н Дрожжинов. - Это позволяет экономить государственные средства и не изобретать заново велосипед. России же до подобного подхода пока далеко". Он также отметил, что сейчас в стадии согласования находится "План мероприятий по реализации концепции формирования в РФ электронного правительства до 2010 года". Однако о СОА там нет ни слова. А это значит, что после принятия новой концепции ничего не изменится: каждый государственный орган будет разрабатывать ИТ-решение "под себя". Г-н Дрожжинов рекомендовал предложить Минкомсвязи РФ внести в рассматриваемый документ раздел "Разработка архитектуры интегрированного электронного правительства РФ на принципах архитектуры предприятия и сервисно-ориентированной архитектуры". Он убежден, что отсутствие данного пункта отбросит Россию на три года назад - ввиду того, что каждое ведомство опять будет решать свои проблемы в одиночку. Что касается остальных категорий пользователей СОА, то, по мнению г-на Дрожжинова, в условиях финансового кризиса бизнес диктует использование подобного подхода при слияниях и поглощениях. А из отраслевых потребителей наиболее активны сегодня в переходе на СОА наиболее обеспеченные секторы - банки и телеком.

Президент Фонда "Фостас", директор АБ "Группа 24" Евгений Зиндер рассказал об определяющих требованиях со стороны бизнеса к оправданности сервисно-ориентированной ИТ-архитектуры . По его словам, одна из типичных трактовок СОА гласит, что она является следующим логическим шагом в развитии компонентного подхода к реализации ПО. Если понесенные затраты не приносят ощутимого положительного эффекта в обозримой перспективе, то при типичной трактовке СОА она очень многим не нужна. "Компании, задумывающейся о СОА, надо ответить на ряд вопросов: насколько быстро надо консолидировать программные компоненты? Не лучше ли заменить разнородные компоненты на новые однородные? В какой степени надо поддерживать динамичность бизнес-процессов? – считает он. - Корпоративная культура коммерческих предприятий, планирующих переход на СОА, должна быть клиенто-ориентированной, услуги должны предоставляться "в любое время и в любой точке", компания должна работать в высоко-конкурентном секторе рынка.