Разделы

Интернет Интернет-доступ E-commerce Интернет-реклама Веб-сервисы Интернет-ПО

Интернет-бизнес в России: стартапы прорываются сквозь кризис

Инвестиции в российские интернет-стартапы в 2008 году испытали влияние экономического кризиса, что сказалось на развитии этого сегмента рынка в целом. Эксперты сдержанно смотрят на перспективы 2009 года, а инвесторы ждут "взросления" рынка.

Стратегии изменились

Опрошенные CNews игроки рынка отмечают, что статьи расходов у интернет-стартапов в условиях нестабильной экономики сильно изменились. "В первую очередь, 2008 год показал полное изменение стратегии и подхода к бизнесу как у самих стартаперов, так и у инвесторов. Ранее стартап строился только с целью продать бизнес, а не сделать его окупаемым. На сегодняшний момент необходимо сделать стартап окупаемым - это сильно меняет ситуацию", - рассказывает Сергей Рыжиков, при этом отмечая, что инвесторы очень редко и неохотно дают деньги на рекламу, поскольку по большей части стартапы в ИТ - это технологические разработки, а не рекламные продукты. Олег Ульянский, заместитель генерального директора по маркетингу "Медиамир", замечает, что на самом первом этапе жизни стартапа основные деньги тратятся на разработку, а это не что иное, как зарплата разработчиков. Поиск инвесторов и начало маркетинговых акций происходят на том этапе, когда уже разработан прототип проекта, и сам проект уже продается на рынке. У многих зрелых интернет-стартапов большая часть расходов уходит на маркетинг, при этом, чем меньше ниша, в которой находится стартап, тем меньше денег на него тратится. Александр Локтев отмечает, что в InVenture берутся к рассмотрению те проекты, востребованность которых целевой аудиторией предполагает низкозатратный маркетинг и органический рост. Для технологичных же проектов, работающих в нишевых областях, где количество клиентов исчисляется сотнями, основные затраты идут на разработку, а также на развитие и поддержание продаж. Кроме того, на рынке наметилось постепенный уход от рекламных бюджетов в сторону вложений в технологии. В среднем, по оценке ИК "Финам", не менее одной трети затрат приходится на персонал, а вложения в рекламу варьируются в широком диапазоне (10-50%), как и формирование технической базы (20-70%).

Основные расходы интернет-стартапа

Источник: Webmasterradio, 2009

Расходы стартапа рано или поздно должны окупаться – в идеальном случае тогда, когда проект вышел на монетизацию. Аналитики замечают, что сейчас для новых долгосрочных проектов, которые не окупаются в течение 6-12 месяцев, найти деньги очень сложно. В несколько лучшем положении малозатратные или инновационные проекты, но при этом и те, и другие должны иметь внятную бизнес-модель окупаемости. Опрос CNews показал, что подавляющее число руководителей стартапов собирались зарабатывать на интернет-рекламе (в частности, на контексте), рынок которой в условиях кризиса резко замедлил свой рост. Впрочем, по мнению Олега Ульянского, если стартап смог привлечь интересную или эксклюзивную аудиторию, то рекламодатель выберет такой ресурс, если мест с таргетированной аудиторией очень мало.

Виктор Захарченко рассказывает, что кризисные настроения на рынке ведут к тому, что сами идеи и их первичное воплощение резко обесцениваются - готовый финансировать проекты инвестор может сделать это на условиях, крайне невыгодных для создателя, например, попросив предоставить бизнес-план, в котором стартап сможет приносить доход уже как минимум в среднесрочной перспективе. В ответ на это компании начали искать новые идеи монетизации, извлекая максимальную прибыль из уже запущенных проектов. Так, например, в этих условиях может быть использована не только рекламная, но и сервисная бизнес-модель, в виде, например, платного доступа к контенту или каким-то услугам. "Проекты в области поиска – это хороший пример того, как способы монетизации нашлись не сразу же, а спустя какое-то время (речь идет о контекстной рекламе, которая формировалась около 10 лет). Тем не менее, то, что дает высокие результаты в одной отрасли, вовсе необязательно будет давать высокие результаты в другой – в тех же социальных сетях показатели монетизации на душу населения намного ниже", - замечает Михаил Гуревич.

Другая проблема, актуальная вне зависимости от экономической ситуации, связана с менеджментом самих проектов и инвестиционных фондов. Основные сложности связаны со спецификой самих руководителей. Дмитрий Гришин полагает, что главная проблема стартаперов – неумение разговаривать и продавать, в самом широком смысле, отсутствие умения представить свой продукт должным образом. Нередко оказывается, что очень хороший специалист в технической области не владеет основами управления бизнесом, финансового планирования, не умеет находить общий язык с инвестором, равно, как и инвестор в ИТ, не зная специфики рынка, пытается доминировать в управлении проектом, что снижает уровень мотивации у его авторов. Также на рынке, по мнению экспертов, не хватает опытных людей, которые могли бы выступать продюсерами проектов, организовывая работу с минимальными издержками и максимальной прозрачностью и эффективностью.

Уровень "смертности" высок

В настоящее время доля "клонированных" отечественных интернет-стартапов составляет порядка 90%. На таком же уровне сохраняется смертность проектов. Эксперты связывают этот феномен с тем, что рынок пока еще находится в стадии формирования и взросления. На Западе (например, в США) климат для создания и развития стартапов более благоприятный, соответственно, они и реализуются быстрее. Рунет отстает от Запада на определенный период времени, который постепенно сокращается. После появления идеи на западном рынке, в России она приобретает существенные локализационные особенности. "Инновационность – это ответ на запросы аудитории. Но необязательно, чтобы инновация была полностью "инновационной" - например, относительно сайтов знакомств Россия очень передовая страна – ни в одной стране мира подобные сайты не предоставляют свои сервисы бесплатно, у нас это некие социальные сети, в которых можно и познакомиться. Но это ответ на то, что существует у нашей аудитории – в США такие бы сайты не пользовались популярностью", - замечает Михаил Гуревич, прибавляя, что можно что-то клонировать только на момент создания, то есть идею и дизайн, но нельзя клонировать менеджмент, который развивает продукт. По этой причине, инвесторы более склонны вкладывать деньги не в новые рискованные стартапы, а скорее развивать направления, зарекомендовавшие себя на Западе. Кирилл Рожковский даже указывает, что среди инвесторов есть даже специальные люди, которые отслеживают работающие мировые тренды и оценивают перспективность их внедрения, например, в России.

Смертность стартапов, в основном, связана с неправильным расчетом их создателей (нехватка времени, денег и знаний по разработке бизнес-модели). По оценке Егора Данилова, в среднем в России не доживает до первого дня рождения около 30% стартапов, включая и "гаражные" проекты. В ИК "Финам" считают, что выживает больше половины проектов. Впрочем, даже если стартап на грани закрытия, его инвестор не остается в серьезных убытках – в Рунете достаточно сильны позиции инвесторов, владеющих долей в менеджменте проекта. По оценке ИК "Финам" в среднем она не опускается ниже 25%, что позволяет оказывать достаточное влияние на развитие бизнеса. Виктор Захарченко приводит в пример такую зависимость: итоговое распределение долей зависит от масштабов проекта и от его спецификации, так, в небольших стартапах люди трудятся "на зарплату", а в крупных инвестор не опускается ниже мажоритарного пакета, выделяя менеджменту в одной из форм (первичное владение, опционы) от 10 до 30% проекта.

Сергей Голицын, T1: 70% компаний, применяющих ИИ, подтверждают положительный эффект
Цифровизация

Русские не сдадутся

Эксперты и игроки рынка достаточно сдержанно смотрят на перспективы сохранения бурного роста ИТ-стартапов, имевшего место в прошлые 1-2 года, даже несмотря на заявления о поддержке инноваций в России. Общее мнение инвесторов состоит в том, что стартапы с ясной бизнес-моделью, приносящей "живые деньги" в течение первого полугодия существования, останутся в фаворе. В ИК "Финам" полагают, что в 2009 году, скорее всего, вырастет активность венчурных фондов с государственным участием, которые пока инвестируют полученные средства не столь активно. Кроме того, могут появиться сильные частные инвесторы, в частности, предприниматели, которые вышли из бизнеса до кризиса и сейчас имеют существенный кэш. Между этими инвесторами обострится конкуренция, поскольку в условиях нестабильности финансовых рынков вложения в стартап с оригинальной и свежей идеей принесут существенные дивиденды. Виктор Захарченко не исключил возможности, что в кризисный период многие уже стоящие на ногах интернет-компании захотят привлечь дополнительное финансирование. "Потенциально, они могут стать объектом "войн", хотя передел рынка вряд ли состоится. Новым же проектам привлечь инвестиции в 2009 году будет достаточно сложно", - полагает эксперт. Процент заимствованных идей стартапов не будет уменьшаться и этому есть тоже свое объяснение: "Даже на Западе и на Востоке за последние пару лет не появилось революционных идей, но появились революционные формы их воплощения. Появились вовремя, что очень важно. В России Rambler Vision пробовали развивать, когда про YouTube еще не было и речи", - поясняет Виктор Захарченко, добавляя, что в 2009 году сроки ROI будут сильно сжаты, поэтому смертность проектов вырастет.

В свете всех прогнозов можно выделить и тот факт, что сам по себе рынок инвестиций в интернет-стартапы в России не испытывает насыщения. "Сейчас предложение превышает спрос, но это локальный перекос. С учетом высокого интереса к прямым инвестициям, уже к концу года ситуация может измениться", - уверена Татьяна Менькова. Дмитрий Гришин считает, что маловероятна такая ситуация, что в 2009 году инвесторы будут конкурировать друг с другом за внимание стартапов: ситуация в 2008 году была радикально противоположной и кризис эту тенденцию усилил в том смысле, что получить финансирование стало еще труднее.

Михаил Гуревич предполагает, что в ближайшее время ключевым направлением инвестирования станут стартапы в области мобильного интернета (модели телефонов и проникновение мобильной связи позволяет реально монетизировать контент). Уже сегодня успехом пользуются онлайн-игры, а также другие проекты, связанные с микроплатежами. Покупки очередных платформ (используемых на различных веб-сервисах) будут сокращаться – в интернете силен тренд на виджеты, благодаря тому, что почти все социальные сервисы открыли свои API ("кризис вынудит привлечь сторонних разработчиков к написанию приложений – приложения, основанные на обработке существующей аудитории, это новый тренд"). "Сегодня инвесторы рассматривают инвестиции в уже существующие проекты по очень низким мультипликаторам для обеспечения их текущего существования, и этот рынок будет очень активно развиваться в этом году, как у крупных игроков рынка (Mail.ru, Rambler), так и у региональных (E1.ru)", - заключает эксперт, подчеркивая, что сейчас в России рынок стартапов находится в той стадии, когда приходит понимание того, что реальный уровень доходности важнее инвестиций в "светлое завтра". По его словам, это крайне важно с точки зрения взросления рынка, поскольку это тот этап, без которого невозможен серьезное развитие. "Насыщения нет, потому, что нет многого из того, что есть на Западе, потому, что в отличие от западного пользователя, пользователь Рунета не видит и любит чужие ценности – он любит использовать свои", - резюмирует господин Гуревич.

Разработчик российской ОС подвел итоги года
Бизнес

Венчурное инвестирование, несмотря на попытки регулирования государством этой сферы, в России по-прежнему останется одной из наиболее неразвитых сфер инновационной экономики. Продолжающий формирование рынок интернет-инвестиций вследствие кризиса замедлит свой рост, в то время как количество проектов увеличится. В итоге, уже к лету текущего года многие из стартапов конца 2008 года могут прекратить свое существование, а новые - так и останутся только в предрелизном состоянии. Тем не менее, это тот этап, без которого невозможен серьезное развитие рынка в целом, то есть переход на качественно другой уровень, когда закрывшиеся в кризис ниши будут заполняться интернет-стартапами.

Михаил Демидов