Разделы

Телеком Бизнес Инфраструктура

ИКТ для бизнеса: как создать динамичное предприятие

Кризис заставляет компании и организации пересматривать свои подходы к ведению бизнеса и трансформировать его в нужном направлении. Аналитики убеждены, что инфокоммуникации помогут предприятию восстановить утраченную стоимость активов. При этом важно не проспать глобальные тренды, создающие наброски того мира, в котором мы окажемся через пару-тройку лет. Однако инвестировать в новые технологии в условиях дефицита средств очень непросто.

Основной и наиболее значимый глобальный тренд, как считает г-н Сондергаард, связан с переходом от услуг к приложениям или услугам, основанным на программном обеспечении, которое использует информацию о местоположении пользователя (групп пользователей) и объектов (как физических, так и виртуальных), адаптируя ее к конкретным средам, состояниям, обстоятельствам и пр. В этой связи Gartner определяет новый, зарождающийся рынок так называемых контекстных приложений (Context-Aware Computing), объем которого, как прогнозируется, составит к 2012 году 215 млрд долл. По мнению г-на Сондергаарда, новый рынок проявит себя, прежде всего, в таких областях, как личная коммерция и корпоративные коммуникации. Пользователям будет доступен поиск высокого разрешения, способный предугадывать их потребности; будет обеспечена связность каналов взаимодействия; все пространство будут охватывать датчики, которые, в частности, позволят узнавать расположение физических объектов, людей и сред, а также адаптировать эту информацию под конкретные нужды.

Какую выгоду сулит рынок контекстных приложений бизнесу? Как считает аналитик Gartner, поставщики смогут создавать новые "умные" продукты и услуги, улучшится поддержка заказчиков, уменьшится время выхода на рынок новых продуктов и услуг, сократятся задержки в перекрестных процессах. Очевидно, что все это потребует инвестиций. Например, дополнительные вложения в "тонкие" мобильные клиенты и порталы составят 400 тыс. долл. - 1,2 млн долл., в системы CRM и расширение CEBP (Communications Enabled Business Processes - бизнес-процессы на основе коммуникаций) - 500-1500 долл. на одного сотрудника, в активное внедрение систем UCC (Unified Collaborative Communications – унифицированные коммуникации и средства для совместной работы), средств поиска и совместной работы - 200-500 тыс. долл. плюс 500 долл. на каждого сотрудника и пр.

Основные препятствия для становления рынка контекстных приложений, по мнению г-на Сондергаарда, связаны с отсутствием самой категории такого рынка, провайдеров подобных услуг как, впрочем, и самих услуг; в бизнес-модели – противоречия в интересах финансовых институтов, операторов, интернет-компаний, разработчиков ПО и производителей устройств. Кроме того, упрощение продуктов и услуг для конечных пользователей зачастую идет вразрез с интересами провайдеров (эта тенденция выражена неявно и часто скрывается самими провайдерами). Серьезной проработки требуют и вопросы приватности.

Старший вице-президент Gartner Research определил конкретный план перехода к новой концепции контекстных приложений на краткосрочный и долгосрочный период. По его мнению, уже сейчас бизнесу и ИТ-структурам необходимо определить архитектуры, стандарты и средства для обеспечения развертывания мобильных приложений; идентифицировать один-два бизнес-процесса и начинать использовать средства поиска, определения местоположения и совместной работы; внедрять такие средства коммуникаций, как мобильная электронная почта и беспроводной доступ к данным для большего числа сотрудников. В ближайшие 12 месяцев г-н Сондергаард советует внедрять беспроводные и мобильные устройства в системы унифицированных коммуникаций, совместной работы и CEBP; идентифицировать и внедрять мобильные приложения, обеспечивающие высокий ROI. В более долгосрочной перспективе аналитик рекомендует идентифицировать и использовать возможности, сочетающие мобильность и контекст; искать мобильные приложения для трансформации бизнеса; определить стратегию дальнейшего развития сектора B2C с точки зрения мобильности.

"Если вы думаете об оптимизации затрат на инфраструктуру, имейте в виду, что эти технологии создают будущее вашей компании, - убежден аналитик. – Создание "сенсорной" инфраструктуры позволит вам лучше использовать как физические активы, так и человеческие ресурсы в вашей организации, в результате чего в ближайшие 5-10 лет она станет жизнеспособным и конкурентоспособным игроком на рынке".

Новые технологии и приложения

Одной из представленных новинок, которая, возможно, является одним из элементов того зарождающегося рынка контекстных приложений, о котором говорил аналитик Gartner, стала технология touchatag. Она разработана в Лабораториях Белла и запускается в коммерческую эксплуатацию подразделением Alcatel-Lucent Ventures (CNews уже писал об этой технологии). В основе решения лежит сверхближняя связь, с помощью которой объекты подключаются к онлайн-приложениям. Прикоснувшись бэджем со специальной наклейкой к специальному устройству около любого из стендов, посетители Форума могли получать звуковое описание выбранных объектов на свои мобильные телефоны. В дальнейшем все материалы с "помеченных" стендов поступали на электронную почту в виде гиперссылок, следуя по которым можно получить более подробную информацию. Технология touchatag может также использоваться в образовании. Например, для регистрации мобильных устройств учащихся при доступе в сеть Wi-Fi. При этом преподаватель может управлять беспроводными устройствами учащихся, например, предоставлять им доступ только к материалам тестов на экзамене, который можно сдать он-лайн с мобильных устройств.

Также посетители смогли познакомиться с "мобильным сторожем" OmniAcesss 3500 Nonstop Laptop Guardian – это устройство, предназначенное для круглосуточного управления и охраны ноутбуков и содержащихся на них данных.

Облачные тренды-2030: как будет меняться ИТ-климат
Облачные тренды

Было также продемонстрировано совместное решение Alcatel-Lucent и Peugeot Citroën для автоматического экстренного оповещения об автомобильных авария. Решение eCall, которое технически готово к вводу в эксплуатацию, позволяет автоматически определить местонахождение автомобиля, принять вызов в специализированном операторском центре, и затем передать его в службу экстренной помощи, которая пользуется сетью TETRA с широкополосной наложенной сетью WiMAX 802.16e (такая комбинация также впервые продемонстрирована в реальных условиях).

Также на Форуме Alcatel-Lucent анонсировала поддержку мобильных устройств и новых приложений для обновленного универсального коммуникационного комплекса OmniTouch 8400 Instant Communications Suite (ICS). На одной платформе реализуются функции телефонии и передачи факсов, сервисы сокращенного набора и передачи сообщений на базе протокола SIP, инвариантные к типу УАТС, системы конференц-связи и совместной работы в сети, услуги мобильной связи и набор веб-сервисов на базе XML и др. Новое приложение My ICS Mobile поставляется как в составе платформы, так и отдельно и обеспечивает поддержку сервисов корпоративной телефонии, присутствия, мгновенных сообщений, поиск по директориям, регистрацию вызовов, двойной режим с бесшовным роумингом между сотовыми и Wi-Fi сетями. Видеофункционал платформы реализован с использованием стандарта H.264 и позволяет перейти от обмена мгновенными сообщениями не только к двухсторонней видеосвязи с высокой четкостью изображения, но и к многосторонней видеоконференции с голосовым управлением переключением изображений и режимом multi-image. Среди новых голосовых функций – возможность получения сообщений с любого устройства, использование программных клавиш для управления, масштабируемость до 100 000 пользователей и независимость от типа УАТС. Предусмотрены гибкие методы обеспечения сохранности информации, в том числе в сети SAN (Storage Area Network).

Alcatel-Lucent также представила новое приложение аудиоконференцсвязи, совместимое практически со всеми УАТС и представляющее собой быстроокупаемое решение начального уровня на пути к объединенным коммуникациям.

Павел Ахметчанов, Т-Банк: Онлайн-доски борются не друг с другом, а с неудобными процессами
ИТ в банках

В целом можно предположить, что участники форума вернулись домой с новыми идеями, которые помогут как минимум задуматься об эффективности существующих в компании инфокоммуникаций и их роли в бизнес-процессах предприятия. Однако убедить лиц, принимающих решения в организации, о необходимости инвестирования в инновационные проекты в условиях кризиса будет очень непросто.

Виталий Солонин / CNews Analytics