Разделы

Телеком Цифровизация Бизнес-приложения

Артистическое ПО начинает спасать мир

В Москве завершил работу Первый международный фестиваль художественного программного обеспечения read_me 1.2. В изменяющемся мире художники пытаются найти адекватные способы противодействия тотальной рационализации жизни общества.

"Нам никуда не деться от возрастающего влияния программистов. Нам никуда не деться от тотальной оцифровки окружающей нас действительности. В условиях, когда использование стандартных программных инструментов становится обязательным атрибутом деятельности все большего числа людей, производители софта получают действенные рычаги влияния на общество. Путем создания ими строго определенного способа работы происходит навязывание определенного способа мышления", - именно этот тезис является одним из основных источников, питающих ультрановое направление в современном искусстве - Артистическое программное обеспечение (АПО). Наиболее органичным примером шедевра признан "художественный глюк".

Теоретическое право на жизнь

Для того чтобы лучше понять сущность нового направления, вкратце остановимся на его идейном манифесте. Благо, он довольно незамысловат. В популярной форме теоретическая база АПО была представлена публике, собравшейся 18 мая в культурном центре ДОМ (Москва), в рамках оффлайновой части фестиваля read_me 1.2. Сразу предупредим, что, пропустив эту главку, вы почти ничего не потеряете. Получить удовольствие от объектов АПО вполне можно и без предварительной подготовки. Более того, именно этот путь - более правильный и рекомендуется нами для чистоты ощущений.

Для тех же, кто настойчив в своем стремлении знать чуть больше, сообщим, что в основу алгоритма, доказывающего дееспособность АПО, положена глобальная роль художника в обществе. В конспективном виде формула искусствоведов выглядит так: "Со времен Средневековья мы наблюдаем планомерную деградацию задач, решаемых художником. Только в Древнем мире художник - это жрец, который связывает человека с Богом. В этот период знание тесно связано с магией, мистикой, религией и не может быть чисто абстрактным. Уже с эпохи Возрождения художник признается только гением, превозносящим красоту мира. Именно с этого момента искусство все более отдаляется от своего метафизического предназначения, превращаясь в развлечение, шоу. Рационализации искусства способствовала и рационализация религии - католичества и протестантизма. В дальнейшем именно эти направления христианства способствовали плавному переходу стран Запада к гуманному атеизму. Вместе с искусством подверглась рационализации и наука, которая также полностью оторвалась от своих метафизических основ и целей. В индустриальную эпоху художник становится коммерсантом и/или пропагандистом".

Любопытно, что, говоря об опасности конфликта между "метафизическим Востоком" и "рациональным Западом", авторы теории, на словах стремясь поддержать позицию Востока, на практике оказываются матерыми западниками. Ведь само наличие столь рационального идейного обоснования искусства наглядно демонстрирует, что западное мироощущение у них в крови. "Восточное мироощущение" не предполагает доказательств или объяснений прелести шедевра.

Между тем, стесняясь "западной формы восприятия", все же завершим описание попыток встраивания культурного феномена АПО в матрицу "современного искусства": "От эпохи индустриальной мир переходит к эпохе информационного общества. Товарно-денежные отношения как основу развития цивилизации сменяют информационные потоки капитала и власти (пропаганды). Культура также оцифровывается и превращается в контент, что делает ее выхолощенной и более контролируемой. Технологическая унификация подталкивает художника к еще большей рациональности. Ряд программ позиционируются как художественные инструменты, дающие художнику возможность "творить" в компьютерной среде, в то время как на деле они подчас манипулируют художником, ограничивая его творческую свободу, направляя его деятельность в предопределенное русло. Между тем, технологичностью искусства определяется и его актуальность".

Заметим, что именно в этом пункте наблюдается еще один важный феномен искусствоведческой мысли. Теоретики АПО полностью отказывают традиционным художникам в праве на заметную роль в "современном искусстве". Автор артистического программного обеспечения признается важнейшим из художников. В ответе на вопрос из зала, что делать с "нетехнологичными" художниками, куратор фестиваля Алексей Шульгин заметил: "Традиционные художники становятся людьми из прошлого. Безусловно, людям все еще необходимо украшать квартиры, но в чем смысл такого искусства?". Авторами теории, ратующими за "иррациональность и метафизичность Востока", полностью отвергается созерцательность как основа искусства: "Чтобы быть актуальным, художнику необходимо осваивать новые методы работы в социальных пространствах и реагировать на вопросы, занимающие общество". Искусствоведы в данном случае занимают традиционно "западную" позицию активистов, имеющую мало что общего с позицией художников.

Итоговым тезисом апологетов АПО стал призыв к иррациональности: "Цифровой мир, включая сети, компьютеры и даже дизайн, в высшей степени рационален и является проявлением западной идеи о господстве Разума. В условиях тотальной оцифровки действительности компьютерная программа становится значима сама по себе и играет роль, гораздо большую, нежели только инструмент решения производственных задач. В подобных условиях художник (программист) интуитивно противопоставляет окружающей рациональности свою иррациональность и деконструкцию. Находя иррациональные возможности стандартного ПО или создавая собственные объекты, программист (художник), помимо решения эстетических задач, поддерживает баланс физического и метафизического, что, в свою очередь, гарантирует сохранность общества".

Вскользь заметим, что под "деконструкцию" подпадают вирусы и другие компьютерные злодеяния. Какое изящное оправдание хакерства, не правда ли? Позиция теоретиков-интеллигентов по этому поводу стыдливо невнятная. Очевидно, что у более радикальных интерпретаторов АПО еще есть место для шага вперед. Но забудем о теории и перейдем к действительно интересному.

Чувственный код

Надеемся, что вы последовали нашим уговорам и пропустили главу о теоретическом оправдании Артистического программного обеспечения. В этом случае знайте только, что под АПО подразумевается любая компьютерная программа или код, которые созданы в целях, "отличных от традиционных". Проводя большую часть дня в работе с предельно формализованными процедурами и максимально рациональными алгоритмами, программисты (художники) иногда срываются и делают что-то для души. Именно результаты таких срывов и попытались собрать организаторы московского фестиваля read_me 1.2.

Фестиваль начал свою работу в интернете в октябре 2001 г. С начала приема работ все присланные проекты были доступны на сайте фестиваля. Все желающие могли скачать программы и проголосовать за наиболее понравившиеся. В ходе первого этапа, проходившего в онлайне, для участия в конкурсе было прислано более 70 работ. Шесть из них - российского производства, тогда как остальные 64 - продукт творчества зарубежных художников и программистов. Авторы лучших, по мнению международного жюри, работ, присланных на read_me 1.2, были приглашены в Москву. Показательно, что три из восьми отмеченных жюри работ принадлежат российским авторам, что косвенно подтверждает высокий уровень отечественной школы программирования и эстетического потенциала наших соотечественников.

Как с помощью ad-hoc инструмента снизить расходы на внедрение аналитики
Импортонезависимость

Оставим при себе собственные соображения о проектах-номинантах. Скачивайте и наслаждайтесь. Сразу предупредим, что действие программ, представленных в финале фестиваля, не представляет никакой опасности для вашего компьютера, хотя часто произведением искусства может быть создана ситуация, при которой единственным выходом будет перезагрузка ПК.

Шортлист с описаниями работ
(первыми представлены 3 работы, получившие равноценные премии жюри):

 
DeskSwap
DeskSwap (Автор: Mark Daggett, США) - многопользовательский скринсейвер, который обменивается изображениями рабочего стола пользователя с другими компьютерами. Когда ваш компьютер простаивает, запускается DeskSwap - как нормальный скринсейвер. Он делает скриншот экрана и закачивает его на сервер DeskSwap. Поскольку скринсейверы включаются только в течение периодов бездеятельности, DeskSwap сохраняет изображение рабочего стола, оставленного пользователем без присмотра. DeskSwap имеет два режима обмена десктопами. Первый режим - это прямое (peer to peer) соединение, при котором два пользователя обмениваются изображениями рабочих столов друг с другом (при этом оба знают, что они обмениваются изображениями). Второй режим - соединение "many to many", когда несколько пользователей обмениваются изображениями, циклично просматривая рабочие столы друг друга. В этом режиме пользователи обмениваются изображениями не напрямую, а, скорее, как группа. Компьютерный десктоп - это пространство, апеллирующее к темам частной собственности и самоидентичности. Обычно десктоп заполнен личными файлами, папками и рисунками, но, тем не менее, он не поддается персонализации. Поскольку десктоп привязан к метафоре "рабочего стола", превращение его во что-то личное, также, как и любая модификация, происходят в определенных пределах, заданных принципиальной схожестью всех рабочих столов. Таким образом, для большинства пользователей компьютеров изображения десктопов других пользователей покажутся довольно знакомыми и привычными. И все же, это - искаженное ощущение привычности. Когда ваш десктоп заменяется чужим, происходящее изменение неуловимо, но вместе с тем значительно. Пользователь сразу понимает, на что он смотрит. Он воспринимает этот интерфейс на интуитивном уровне. В этом проекте есть еще и другой существенный аспект - вуайеристический. Безусловный лидер в симпатиях CNews.ru.

Textension   Textension (Автор: Joshua Nimoy, США) - романтичный текстовый редактор, позволяющий отдыхать душой, работая с документами. Слова и предложения, вводимые пользователем, подвергаются графической обработке и плавно улетучиваются. Платформы: Mac (OS9+), Windows. Инструкции: для перехода из одной части в другую используйте клавиши с цифрами, а затем вводите буквы и знаки препинания. Попробуйте также enter и backspaсe.
 
Screen Saver   Screen Saver (Авторы: Эльдар Кархалев / Иван Химин, Россия) - путем простых манипуляций со стандартными настройками скринсейвера ОС Windows авторы получили забавный результат.
 
Carnivore   Carnivore (Авторы: Международный коллектив RSG) - сетевой арт-проект в двух частях. Первая часть - Carnivore Server. Программа перехватывает пакеты внутри определенной локальной сети и передает получающийся в результате поток данных через интернет. За основу взята технология контроля, используемая ФБР. Вторая часть - бесконечное число клиентских приложений, которые вторгаются в этот поток данных и творчески интерпретируют его. После создания графических объектов программа отправляет "пострадавшей" стороне извинения и предложения ознакомиться с художественным результатом вторжения в его информационный пакет.
 
Portret of President   Portret of President (Автор: Владислав Целищев, Россия) - сентиментальный проект отечественного программиста. Скучая по семье в длительной командировке, Владислав Целищев создал небольшую программу, позволяющую хранить поверх всех окон на экране монитора фотографии любимых людей.
 
Re (ad.htm   Re (ad.htm (Автор: mez breeze, Австралия) - изысканное послание, написанное компьютерным кодом. Шедевр воспринимается исключительно программистами.

TraceNoizer  
TraceNoizer (Автор: LAN, Швейцария). В интернете есть информация практически о каждом из нас. Мы называем это databody (цифровое тело). Как правило, эту информацию удалить невозможно. По мнению автора, чтобы защитить эти данные, необходимо систематически фальсифицировать такую информацию. TraceNoizer делает именно это: он предоставляет возможность клонировать databoby, распространяя клоны по всему интернету, благодаря чему становится сложно получить достоверную информацию. Дезинформация используется как прикрытие.

Как использовать TraceNoizer? Для начала введите свое имя и фамилию в форму на странице TraceNoizer, затем кликните кнопку "run". TraceNoizer найдет в интернете информацию, связанную с вашим именем и фамилией, затем проанализирует еN с использованием статистических методов. В итоге TraceNoizer сгенерирует вашу персональную домашнюю страницу. Эта страница включает тематически структурированные текст и картинки, связанные с вашими именем и фамилией.

Дискуссия в метавселенной: ИИ, обмен данными и иммерсивные сценарии
ИТ в банках

Если вам понравится эта страница, вы можете автоматически опубликовать ее на бесплатном веб-сервере (таком, как yahoo, geocities). Одновременно с этим адрес страницы будет занесен в базы поисковых систем и индексирующих роботов. Через несколько недель страница-клон начнет отображаться в результатах поиска вашего имени в поисковых системах. Но это еще не все. Чтобы результаты поиска действительно изменились, надо оставить побольше фальшивых следов. Для этого TraceNoizer будет продолжать генерировать страницы-клоны с минимальными различиями. Они будут автоматически загружаться на бесплатные веб-серверы, и их адреса будут переданы в поисковые машины. Таким образом, databody будет постоянно фальсифицироваться тематически упорядоченной информацией и дезинформацией. Из-за близкой тематической связи информации и дезинформации будет невозможно различить людей между собой, и "цифровое тело" успешно замаскируется.

Страницы-клоны остаются под полным контролем и могут быть уничтожены. Вы администрируете страницы-клоны через Clone Control Center. Перед загрузкой вашей страницы на бесплатный веб-сервер вас попросят ввести имя пользователя и пароль, а также e-mail-адрес. Используя имя пользователя и пароль, вы можете обращаться в Clone Control Center в любое время. Он позволит вам просмотреть структурную композицию вашего клона, а также даст ссылку на страницу-клон и предоставит механизм удаления клонов, которые не удовлетворяют вашим ожиданиям. E-mail-адрес требуется для того, чтобы автоматически отослать вам ссылки на ваши страницы-клоны.

Дезинформация по требованию привлекает внимание к проблеме электронного наблюдения в интернете и в качестве сервиса предлагает пользователю Сети стратегию противостояния.

WinGluck Builder  
WinGluck Builder (Автор: CooLer, Россия) - Программа создания глюков для Windows. Некоторые глюки - очень художественные. Автор, как и положено художнику, не откликнулся на заманчивое предложение организаторов фестиваля и остался инкогнито. Внимание!: У одного из пользователей, запустивших этот продукт, "погибла" ОС.

В ходе беглого анализа работ CNews.ru не удалось обнаружить в них никакой метафизики. Допускаем, что действие программ производит "мистический" эффект на пользователя, который не знает о механизмах их действия и сталкивается только с конечным результатом? Вполне реальная картина. Между тем, в основу всех работ, представленных на фестиваль read_me 1.2, положена иррациональность. Выполнит ли свой долг художник, используя исключительно этот метод, спасет ли он мир - неизвестно. Зато точно известно, что пользователь АПО может получить большое удовольствие от неожиданных творений новых художников.