Разделы

Телеком

АФК "Система" консолидировала интернет-бизнес

  • "МТУ-Интел" поставил Точку в выборе провайдера
  • Великое противостояние: "Система" и "Альфа". Третий будет?
  • Поход в регионы неизбежен
  • Контент реабилитирован

    Слияние двух крупных интернет-провайдеров "МТУ-Интел" и "ПТТ-Телепорт Москва", состоявшееся на прошлой неделе, послужит "детонатором" для российского рынка доступа в интернет. Многие полагают, что эта сделка спровоцирует новые слияния и поглощения, а также усиление активности столичных интернет-операторов в российских регионах.

    "МТУ-Интел" поставил Точку в выборе провайдера

    Обе компании - и "МТУ-Интел", и "ПТТ-Телепорт Москва" - входят в холдинг АФК "Система". Сделка по объединению готовилась более года. "Система", имеющая сильные позиции во всех секторах рынка телекоммуникаций, рассматривает "МТУ-Интел" (а именно такое название носит объединенная компания) как свою опорную компанию на рынке доступа в интернет. Задачи, которые стоят сегодня перед "МТУ-Интелом", сформулировал президент "Системы Телеком" Александр Гончарук: "Мы рассчитываем, что она [объединенная компания - РБК] не только упрочит свои ведущие позиции в Москве, но и станет лидером в масштабе страны".

    До объединения позиции "МТУ-Интела" были сильны в коммутируемом доступе - компания владеет крупнейшим в России модемным пулом в 6000 линий и имеет среди российских провайдеров самое большое число абонентов (более 300 тыс. человек). Однако, основной конкурент - "Голден Телеком" (торговая марка "Россия-Он-Лайн"), уступая по количеству обслуживаемых физических лиц, опережал "МТУ-Интел" в корпоративном секторе. Объединение с "ПТТ-Телепортом", преуспевшим как раз в обслуживании корпораций, позволило "МТУ-Интелу" получить более 3000 клиентов постоянного доступа и заявить о себе как о мощном игроке и на этом рынке. Уже сейчас, по данным "Комкона", "МТУ-Интел" в его новой версии контролирует более 26% рынка корпоративных и более 35% рынка частных пользователей интернета. Это очень высокие показатели, особенно, если учесть, что в Москве более сотни интернет-провайдеров.

    Обновленный "МТУ-Интел" получил в свое распоряжение уникальный для российского рынка набор технологий интернет-доступа, что явилось еще одним из важнейших результатов объединения. В арсенале компании, помимо традиционного для "МТУ-Интела" коммутируемого доступа, теперь есть постоянный доступ по выделенным медным, волоконно-оптическим и радиоканалам. Но самое главное - "МТУ-Интелу" передана услуга "Точка ру" - доступ в интернет по технологии ADSL. Ранее реализацией этого проекта занималась "ПТТ-Телепорт". Специалисты рассматривают ADSL как одну из наиболее перспективных технологий доступа для России, рассчитанную на массового пользователя. Постоянный и высокоскоростной доступ (до 7,5 Мбит/c) реализуется на основе обычной телефонной линии. При этом телефон во время работы абонента в Сети остается свободным. Доля ADSL в общем объеме постоянного доступа уже в ближайшее время станет преобладающей.

    Великое противостояние: "Система" и "Альфа". Третий будет?

    Консолидация собственных интернет-активов, произведенная "Системой", сделала более очевидной поляризацию московского интернет-рынка, где противостоят друг другу два крупнейших холдинга - "Система" и "Альфа" (эта ситуация повторяет расклад сил в сотовой связи, где также наблюдается дуополия: АФК "Система" в лице своей дочерней компании "Мобильные ТелеСистемы" и "Альфа Эко", акционер "Вымпелкома", определяют основную картину рынка).

    Основной "игрок" на поле "Системы" в интернет-секторе - объединенный "МТУ-Интел". "Комстар" и "Телмос", также входящие в "Систему", предоставляют доступ в Сеть, в основном, своим корпоративным клиентам - в едином пакете с телефонными услугами. На втором полюсе - "Альфа Эко", акционер "Голден Телекома". В его активах - "Россия-он-лайн" и "Ситилайн".

    И "Система", и "Альфа" имеют собственные сети доступа, тесно интегрированные в международный интернет. Важнейшие ресурсы "Системы" - МГТС (на ее базе "ПТТ", а теперь и "МТУ-Интел" реализуют услугу "Точка Ру"), а также "МТУ-Информ", один из крупнейших телефонных операторов. "Альфа" ("Голден Телеком") для обеспечения доступа использует соединительные линии оператора "ТелеРосс", владеющего в Москве собственной волоконно-оптической сетью, а также ресурсы, арендованные у других операторов, в том числе и у той же МГТС.

    Эксперты отмечают, что наличие своей технологической базы - фактор, определяющий положение компании на рынке. Собственный, а не арендованный, ресурс позволяет компаниям "Системы" и "Альфы" значительно повысить эффективность бизнеса и получить большой потенциал для реализации любого проекта в области интернета. Для компаний, обладающих таким ресурсом, придумали и ввели в обращение даже специальное определение - интернет-оператор (именно так позиционировал себя обновленный "МТУ-Интел"). В отличие от оператора, обычный провайдер - это тот, кто продает услуги на основе чужого ресурса, а потому провайдеры, даже достаточно крупные, не в состоянии на равных конкурировать с определившимися лидерами. Доля провайдеров на рынке будет постепенно, но неизбежно сокращаться, т.к. часть небольших компаний будет поглощена крупными игроками.

    Третьей силы, способной изменить ситуацию на столичном рынке, пока не видно.

    Год после старта: «Газинформсервис» подвел итоги работы Центра мониторинга и реагирования
    Безопасность

    Поход в регионы неизбежен

    Другая ситуация сложилась в регионах, где с нетерпением ожидают прихода в интернет капиталов из столицы. По мнению экспертов, все предпосылки для этого созрели. В Москве, на долю которой еще 2-3 года назад приходилось более половины всего российского интернет-рынка, а аудитория пользователей интернета ежегодно удваивалась, уровень проникновения интернета превысил 10% и его дальнейший рост не будет таким быстрым. В регионах же, напротив, рост интернет-аудитории только начинается. Поэтому для крупных интернет-операторов важно иметь не только достойный сегмент в Москве, но и расширять региональную составляющую.

    Для "Голден Телекома" (в лице "России-Он-Лайн" ("РОЛ") задача регионального присутствия в значительной степени решена. Часть региональных проектов "РОЛ" получил в наследство от "Совам Телепорта", часть - после приобретения "Ситилайна". Услуги доступа в интернет под маркой "РОЛ" предоставляются более чем в 33 городах России.

    "Система" в лице "МТУ-Интела" только начинает свой поход в регионы. Тактика похода, о котором впервые было объявлено на прошлой неделе, не разглашается. Однако, по мнению экспертов, наибольший интерес для "Системы" могут представлять независимые компании, имеющие собственный технический ресурс для доступа в Сеть или арендующие его у других операторов. Такие компании конкурируют на местных рынках с региональными провайдерами, созданными на базе "Электросвязей", и представительствами "России-Он-Лайн". Они, как правило, не имеют большой абонентской базы и остро нуждаются в свободных средствах. А поэтому и цена на них не может быть заоблачной. У "Системы", таким образом, есть все возможности, чтобы обеспечить быстрое и относительно малозатратное проникновение в регионы. Эксперты, опрошенные РБК, назвали несколько регионов, наиболее привлекательных для инвестирования в интернет-проекты. Это - Санкт Петербург, Нижний Новгород, Ростов, Самара и Екатеринбург.

    Сергей Пауков, «Крок» — как реализовывать комплексные проекты, когда рынок штормит?
    Бизнес

    Контент реабилитирован

    И последнее. На прошлой неделе руководство уже объединенного "МТУ-Интела" сделало поистине сенсационное заявление: компания начинает реализацию крупномасштабных проектов, связанных с созданием собственных контент-ресурсов. Отныне развитие контент-проектов становится одним из приоритетных направлений для компании.

    До последнего времени отношение к контенту у двух конкурентов - "Голден Телекома" и "МТУ-Интела" - было диаметрально противоположным. "Голден" приобретал раскрученные проекты (достаточно вспомнить покупки поисковой системы "Апорт" и развлекательного портала "Омен"). "МТУ" к любым проектам создания собственного контента относился более чем сдержанно, особенно, если речь шла о необходимости крупных инвестиций. Год назад такая позиция позволила компании выйти без финансовых потерь из кризиса, так или иначе затронувшего все компании, инвестировавшие средства преимущественно в развитие контент-проектов (стоимость этих компаний, изначально чрезмерно завышенная, в один день упала в десятки и даже сотни раз, многие потерпели банкротство). На этом рынке смогли удержаться только те, кто имел поддержку в бизнесе, не связанном с интернетом.

    Сегодня эксперты говорят о полной и окончательной реабилитации контент-сегмента (и последние заявления "МТУ" подтверждают это мнение). Связано это, в первую очередь, с тем, что цены на ресурсы определяются, исходя из их реальной, а не мифической стоимости. Другой благоприятный фактор - стремительный рост аудитории именно российского сегмента Сети (соотношение внутрироссийского и зарубежного трафика сейчас выглядит как 60% к 40%). В этой ситуации создание новых или приобретение уже действующих контент-проектов выглядит для оператора доступа вполне логичным: оператор пополняет собственную абонентскую базу за счет посетителей порталов и наоборот.

    Судя по всему, готовясь к выходу на рынок контент-ресурсов, в "МТУ-Интеле" досконально изучили и опыт работы с информационными ресурсами своего основного конкурента - "России-Он-Лайн" (сумевшей показать, что технологические компании способны создавать собственные контент-проекты, не уступающие по рейтингам медийным). В пользу этой версии говорит и то, что новое подразделение "МТУ-Интела" - департамент медийных проектов - возглавил Хачатур Арушанов, ранее работавший в "Голден Телекоме".

  • 37-я международная выставка информационных и коммуникационных технологий Связь-2025 37-я международная выставка информационных и коммуникационных технологий Связь-2025

    erid: 2W5zFHRYEHv

    Рекламодатель: АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО «ЭКСПОЦЕНТР»

    ИНН/ОГРН: 7718033809/1027700167153